Город Почему баранов больше не режут в центре Перми и в чем разница между Курбан-байрамом и быкобоем?

Почему баранов больше не режут в центре Перми и в чем разница между Курбан-байрамом и быкобоем?

Мы задали эти и другие неудобные вопросы председателю Духовного управления мусульман Прикамья

Праздничный намаз начинается сразу после восхода солнца

Простой обыватель при упоминании Курбан-байрама, который в эти дни отмечают мусульмане, вспомнит, что «это — когда режут баранов и у мечети склонившись сидят люди». Стереотипов хватает. Мы решили задать десять неудобных вопросов о Курбан-байраме председателю Духовного управления мусульман Пермского края Ильхаму-хазрату Бибарсову.

На наши вопросы ответил председатель Духовного управления мусульман Пермского края Ильхам-хазрат Бибарсов

История появления этого праздника связана с пророком Ибрахимом, который увидел сон, где ему было приказано принести в жертву своего сына-первенца Исмаила. Сначала он подумал, что это наваждение, но сон повторился много раз. Тогда Ибрахим решил исполнить приказ. В тот самый момент, когда он занес нож над сыном, услышал голос: «Ибрахим, ты уже выполнил свой сон». После этого он увидел барашка, которого было велено принести в жертву — совершить курбан. Согласно мусульманскому толкованию Всевышний не нуждался в человеческой жертве, а лишь испытывал веру своего пророка.

— Один из самых известных и спорных — не для мусульман — ритуалов Курбан-байрама — жертвоприношение. В чем его смысл?

— Всевышний говорит: «Не кровь и не мясо доходит до меня, а ваша богобоязненность». Что нам говорят по телевизору? На Курбан режут баранов. А суть этого? Ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу. Когда проливается кровь жертвенного животного, прощаются грехи. С первой же каплей. Наших крови и мяса Всевышнему не надо, нужны ему только человеческая забота и любовь к ближнему.

Закланного барана ты должен поделить на три части. Первую часть взять себе, вторую — отдать родным, третью — нуждающимся людям.

— Нельзя просто купить мясо барана?

— Мясо Курбана — это именно пожертвование, это нельзя покупать, тем более продавать, только отдать нуждающимся.

Сегодня я зарезал бычка, это 25 килограммов мяса. Я его разделю на три части. Принести жертвоприношение должна каждая семья, у кого есть такая возможность. Тех, у кого нет возможности, мы зовем на Курбан-байрам. Всем им мы раздадим это мясо. Потому что тут в первую очередь важно намерение верующего совершить обряд.

Мужчины в мечети совершают намаз отдельно от женщин

— Раньше баранов закалывали прямо у мечети, на Осинской. Почему сейчас это делают за городом в строго отведенных местах? Что это за места? Повлияло ли как-то на это решение отношение общественности?

— Я помню 2007 год. Заклание животных проходило прямо во дворе мечети. Баранов продавали прямо на улице Осинской.

Что было на Осинской? Это была просто безвыходная ситуация… Не было убойных цехов, где люди могли принести жертвоприношение. После забоя у мечети оставалась куча шкур, ты сидишь и всю ночь их складываешь в мешки, вывозишь мусор. Мы не хотели разводить грязь. Такая ситуация продолжалась один-два года. Потом мы решили, что пора ситуацию менять.

Десять лет назад фермеры в деревнях Казабаево и Касымово — между ними полтора километра — открыли забойные цеха. На фермах в этих деревнях выращивают баранов специально для Курбан-байрама. Мы договорились с деревенской администрацией.

— То есть повлияло давление общественности?

— Вопрос переноса назрел давно. Раньше у нас не было мест для забоя. Сейчас они есть, мы их нашли. Теперь все едут туда, это за пределами города. Мы специально объявляем об этом, даже организуем автобусы.

Всего у нас три убойных цеха. Я уже сказал, что есть в Казыбаево и Касымово, еще один цех есть на Гайве. Там тоже есть фермерское хозяйство. У них есть сертификаты на халяль. Все, кто занимается забоем, прошли квалификацию, как делать халяль (правильно приготовленная и дозволенная мусульманам пища. — Прим. авт.).

— Кто присутствует при жертвоприношении?

— При забое скота присутствует представитель мечети, мясник и ветеринар. Еще территорию охраняет полиция. Правоохранители смотрят за порядком — вдруг верующие начнут драться за лучшего барана? Были такие ситуации.

Баранов к цеху привозит фермер, привозит сразу по сто животных. Люди приходят семьями и выбирают.

Женщины должны соблюдать аврат — прикрывать всё тело, кроме овала лица, кистей рук и ступней

— Один баран — очищение одного человека?

— Да, заклание одного барана — это очищение от грехов одного человека. В семье принято по очереди проводить обряд: в первый год барана или другое животное приносят в жертву за Всевышнего. Второй год — это подарок пророку Аллаха. Третий год — за своего родственника. И этот обряд происходит каждый год. В этом году мы принесли в жертву корову — это очищение семи человек. Семь человек получили отпущение грехов. Я был одним из них.

Если ты сам не можешь заколоть животное в Курбан-байрам, ты все равно должен хотя бы присутствовать при обряде, доверив заклание кассапу (мяснику. — Прим. авт.). Женщины и дети допускаются на обряд и могут смотреть на заклание животного. Обряд могут видеть все. Почему они должны пугаться этого?

Когда я был ребенком, на Курбан-байрам отец всегда резал барана в огороде. С детства барашка разделать — это 15–20 минут. Мы же не мучаем животное. Главное правило заклания — не издеваться над животным. Нож надо наточить не на глазах барашка. Барашек не должен бояться. Его надо погладить и сказать: «Бисмилля! Аллах акбар!», что значит «Во имя Аллаха! Аллах велик». С этими словами животное очищается. У него будет хорошее мясо.

Бывает так, что барашек, слыша эти слова, уже сам готовится к закланию. Если до этого он метался, то после таких слов он стоит, ведет себя смирно. Всевышний ведь говорит: «Я создал их для вас. Животных подчинил вам». Это творение Всевышнего.

Во время намаза места в зале хватает не всем

— Для заклания животное должно быть абсолютно здоровым?

— Барашку или козе должно быть больше года. Корове должно быть два года, а верблюду — пять лет. Но верблюд очень дорогой у нас в стране. В Татарстане кто-то заплатил за него 700 тысяч рублей и принес в жертву.

Да, для заклания отбирают здоровое животное. Оно не должно хромать и не должно иметь дефектов: уши не должны быть отрезаны, нельзя, чтобы оно было слепым. А еще барашек должен быть жирным. Худое животное тоже не допускается. Всевышнему мы дарим самое лучшее. Больное животное нельзя!

— Возможно, вы слышали о том, что в селе Большая Коча проводится языческий ритуал быкобой — в жертву приносят быка, его режут на берегу реки, а кровью омывают больные места. Сообщение об этом возмутило общественность. А в чем принципиальная разница между быкобоем и закалыванием баранов?

Зачем лить кровь в реку и омывать себя? По исламу кровь — это грязь. Когда у мусульманина из раны выйдет кровь, он должен провести омовение. К этому у нас очень серьезное отношение. Кровь никак не может исцелять! При заклании мы режем артерии, чтобы кровь вышла как можно быстрее из животного. Тогда животное очищается. Весь негатив, адреналин животного уходит вместе с кровью. Это мясо чистое.

Мы не можем есть мертвечину и кровь. Это принципиальные вещи.

В мечети обувь нужно снимать сразу у порога

— Какие требования к женщинам во время Курбан-байрама? Известно, что к беременным мягче требования. Это так? А женщинам с менструацией нельзя на намаз, так же как православным в храм?

— У беременных проблем нет. Но если у женщины послеродовое кровотечение, ей нельзя читать намаз и держать пост, как и женщине с менструацией. А так у нас беременные и на жертвоприношении присутствуют. Наоборот, это приветствуется. Ей так же с первой каплей крови будут прощены все грехи.

В мечети женщины, как и мужчины, должны соблюдать аврат — прикрывать часть или части тела перед другими людьми. Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица, кистей рук и ступней, для мужчин — интимные места. Если у пришедшей в мечеть женщины нет необходимой одежды, мы выдаем юбку, платки. Это же эстетика человека.

— Почему намаз проводят на улице?

— У нас нет места в мечети! В первый день Курбан-байрама мечеть была переполнена, был переполнен внутренний двор. Люди пришли на праздничную молитву. Мест не хватило. Пришлось размещаться на улице. Сейчас на Яблочкова идет строительство мечети. Будем ходить туда. На улице намаз совершать можно. В исламе нет такого запрета.

Кстати, недавно я был в партийном архиве. И нашел там разрешение от 1962 года провести намаз в Курбан-байрам на... кладбище.

Намаз принято совершать пять раз в день

— Почему на кладбище?

— В советское время не показывали религию, а тут такое скопление людей. Мусульмане тогда, в 1962 году, попросили разрешение провести праздничный намаз на кладбище. Тем более центральная мечеть в Перми не работала, в ней был партийный архив. Провели намаз на кладбище.

Однажды, пять лет назад, я хотел просить разрешения провести намаз в Курбан-байрам на эспланаде. Совершить там праздничную общую молитву. Я позвонил нашему духовному лидеру, муфтию-хазрату. Он ответил мне: «Не выгоняй никого из мечети. Это намоленное место. Читай тут, как читал».

В праздничной молитве участвуют и дети

— Какие стереотипы о Курбане вас расстраивают? Как бороться с ними?

— Я расскажу одну историю. Однажды, когда у нас еще не было забойных цехов, студенты медакадемии — в ней ведь учится много иностранцев из Сирии, Судана — пришли к мечети на жертвоприношение. Но была очень большая очередь. Все стояли с баранами и ждали обряда. Студенты — парни горячие, не хотели стоять в очереди. И просто зашли во двор к соседям, здесь еще стояли старые бараки, и зарезали там барашка. Сосед кричит: «Что вы делаете?» Они в ответ: «У нас Курбан!» Дело было зимой. Все в крови. Тогда ребята извинились. А соседу отдали часть барашка.

Такие поступки и могут рождать стереотипы.

P. S. Пока мы брали интервью, председателю ДУМ пришло печальное известие. Во время хаджа в Мекке умер пожилой пермяк. В этом году в священное место отправился 41 паломник из Перми. По словам Ильхама-хазрата, хадж в Мекку — главное событие в жизни любого мусульманина. Людям, совершившим хадж, прощаются все грехи, и, умерев во время хаджа (что считается в исламе благом), они сразу попадают в рай.

Кстати, нельзя совершать намаз в одежде с изображениями живых существ (животных, людей и т. д.)

После согласования интервью имам-хатыб попросил добавить еще один его комментарий:

— Необходимо помнить о самом важном в Курбан-байраме — это абсолютно бескорыстная забота о ближнем, то есть то, что в современном мире называется «благотворительность». В мусульманстве есть чёткие указания о том, что тот, кто помогает ближним, нигде и никогда не должен этого упоминать и тем более не должен использовать этого в своих корыстных целях. Это было актуальным и полторы тысячи лет назад, и остаётся актуальным в наши дни, когда многие «меценаты» от политики или от бизнеса любят широко рекламировать свои «добрые дела» и «дары народу». Всегда надо помнить, что это не имеет ничего общего с истинной благотворительностью и человечностью. Забота о ближних и нуждающихся во все дни, а не только в дни великих праздников, — вот лучшее человеческое качество.

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Рекомендуем