После замены слова «Счастье» на «Смерть» в арт-объекте на набережной пермские пользователи соцсетей разделились на два лагеря. Одни считают поступок неизвестных отражением времени и пермских реалий, другие — актом вандализма. Портал 59.ru собрал популярные мнения пермяков и не только.
Первым пост с фото измененного объекта с подписью Memento mori опубликовал на своей странице пермский художник Sad Face. Позже в разговоре с 59.ru он рассказал, что не имеет отношения к этой акции.
Галерист и бывший вдохновитель пермской культурной революции Марат Гельман назвал изменение объекта на набережной «ярким жестом, который говорит, что город жив». Гельман также вспомнил о том, что Sad Face делал сувенирную продукцию с этой надписью.
Одним из первых изменения обнаружил на набережной журналист Иван Козлов. Позже он опубликовал пост удивления:
— Я пришёл утром домой с набережной, заснул на три часа, а сейчас проснулся и вижу, что акция неизвестного художника за это время раскрылась с такой степенью крутости, которую ещё утром и предполагать было нельзя. Я когда эту фотку с 59.ру увидел у Серёжи Хакимова — час пребывал в уверенности, что это какие-то наши друзья решили пошутить и помахать флагом проекта над словом «Смерть». Кто не местный — у нас «Счастье не за горами» перед Речным стоит, там раньше был PERMM, а потом Речной для «Россия — моя история» отжали, грустная и донельзя показательная история. А оказалось, что ВСЁ НЕ ТАК. Они баннером «России — моей истории» пытаются слово «Смерть» прикрыть, корячатся так и эдак, камский ветер этот трупаческий баннер с красного слова «Смерть» сдувает, а ещё в News Agency. Текст опубликовали видос, как они на это слово натурально НАБРОСИЛИСЬ и давай его просто ломать (в том числе неповреждённые буквы, лишь бы оторвать скорей), выковыривать и поедом есть. Потрясающе. Поздравляю неизвестного художника с однозначным успехом.
Журналист Сергей Хакимов тоже заметил, что «Смерть» хорошо вписалась в пространство набережной.
Автор арт-объекта Борис Матросов рассказал 59.ru, что расстроен из-за случившегося, как и многие пермяки, которые пишут: «Верните счастье», «Господи! Какой идиот это сделал? Лично бы руки оторвал!», «Как мне теперь с ребенком гулять по набережной, как объяснять это?», «Все нужно изгадить и осквернить!»
Другие решили, что это творческое переосмысление и объективная реальность:
«Не идиоты, а современные депрессив-артхаус-художники».
«Счастье — банально, а вот смерть заставляет задуматься о своей жизни».
«Осознание смерти — один из сильнейших стимулов к действию».
«Это же просто великолепно. Первый стоящий арт-объект в Перми».
«Заставляет думать о вечном».
«Это жизнь объекта, кто шарит, должен понимать».
«Счастье не исключает смерть»
О том, что жизнь коротка, написал на своей странице и руководитель «Дедморозим» Дмитрий Жебелев».
Пользователи, комментируя ситуацию, говорили о том, что Пермь — город депрессивный, и сейчас для него «Смерть» актуальнее «Счастья».
«Надпись идеально характеризует жителей и город в целом. Счастье, вокруг которого гопники гуляли, выглядело лицемерно. А теперь — строго, по-уральски, сильно, мужественно».
«В этом городе только умирать. О каком счастье может идти речь?»
Пермский адвокат Сергей Калкатин согласился с теми, кто считает, что в Перми, к сожалению, мало счастья, но много проблем. Он предложил сделать новый арт-объект:
— Пермь — город счастья. Блин. Счастья, которое не за горами. У нас всегда всё не за горами. Как и новый театр, новая галерея. Что-то ещё новое, которое тоже не за горами. У нас традиция такая — ждать. И испортить нашу мечту какой-то «смертью» на набережной мы не дадим. Это реально не смешно. Что мне теперь делать? Я люблю свой город, но счастья нет. Куда мне водить периодически приезжающих иногородних коллег? Не на «смерть» же. А другого места в городе нет. Кроме каплющего фонтана может быть. Но он закрыт на реставрацию. Чтобы капать ещё сильней. А вдруг кто-нибудь придумает создать новый арт-объект? На въезде в Парковый? Например: «Добро пожаловать в богохранимый Парковый!» Жителям богохранимого было бы приятно. А нас 34 тысячи человек. Едешь на автобусе, и душа радуется. Молодёжь там фотографироваться будет, мальчики девочкам предложения делать, цветы дарить. Это если кто догадается соорудить».
Пермский писатель и издатель Борис Эренбург назвал измененный объект результатом других негативных происшествий.
Конечно, не обошлось и без шуток о повышении пенсионного возраста: «А вот пенсия — за горами!», «Пенсионный фонд нас троллит!» Специально для таких авторов редакция 59.ru сделала тематический мем.
Свой мем на эту тему сделал и паблик «Интеллектуальный юмор».
Ну, и конечно, всплыла тема дорог: «Дороги бы так оперативно ремонтировали, как буковки убирать».
Ранее мы рассказывали о том, что на днях арт-объект «Ваше мнение очень важно для вас» в сквере Пушкина тоже изменили.