Ленинский районный суд Перми заканчивает рассмотрение громкого уголовного дела в отношении экс-директора пенсионного фонда «Стратегия» Петра Пьянкова. Его обвиняют в растрате средств вкладчиков, а также отмывании ценных бумаг. Гособвинитель попросил приговорить Пьянкова к четырем годам колонии общего режима.
В марте 2016 года Центральный Банк России аннулировал лицензию НПФ «Стратегия». Клиентами фонда были более 78 тысяч застрахованных лиц, участниками — 68,7 тысячи человек. После этого директор фонда Петр Пьянков был задержан. Пьянкову предъявили обвинение в выводе средств фонда с помощью фиктивных сделок, а также растрате средств вкладчиков и отмывании ценных бумаг.
— Следствием установлено, что Пётр Пьянков, являясь генеральным директором НПФ «Стратегия», совершил присвоение и растрату активов фонда на сумму более 220 миллионов рублей, — сообщали в Ленинском районном суде. — Он же совершил легализацию (отмывание) ценных бумаг, приобретенных лицом в результате совершения им преступления в особо крупном размере — более 150 миллионов рублей.
Обязательства НПФ «Стратегия» по пенсионным накоплениям граждан составляли 4,2 миллиарда рублей. Во время расследования экс-директор фонда признался в ряде эпизодов, которые ему предъявляли следователи, но пояснил, что выводил активы из фонда, чтобы не допустить банкротства компании, и впоследствии они должны были быть возвращены. Растраты Пьянков не признает. Сейчас НПФ «Стратегия» ликвидирован, обязательства по расчетам с вкладчиками взяло на себя Агентство по страхованию вкладов, которое и признали пострадавшей стороной.
29 октября Петру Пьянкову предоставили в суде последнее слово перед приговором. В нем он попросил прощения у клиентов фонда «Стратегия».
— Безусловно, я виноват и раскаиваюсь перед всеми клиентами «Стратегии». Виноват в том, что совершил необдуманный шаг, — рассказал Петр Пьянков. — В течение года из-за ареста я не мог отстаивать свой фонд — главное дело моей жизни. Самое главное, я виноват перед клиентами фонда в том, что не смог сохранить их деньги. Если меня приговорят к реальному сроку, я впредь не смогу им помочь. Я хочу попросить прощения у клиентов за то, что я не смог отстоять наш фонд — мое детище, на которое я потратил 18 лет своей жизни. За почти 20 лет моей активной жизни в «Стратегии» я считаю себя счастливым человеком. Мы были уникальны. Мы создали первый в России успешный пенсионный фонд, который не зависел от учредителей, госкорпораций, он был независимый. Именно поэтому мы и могли заниматься развитием пенсионных выплат. Без оглядки на собственников.
По словам Петра Пьянкова, все прочие профильные предприятия группы «Стратегия» зарабатывали только для пенсионного фонда. И это позволяло многие годы обеспечивать клиентов пенсионными выплатами.
— Мы занимались пенсионным просвещением. Мы вели цикл передач на телевидении, — перечислял Петр Пьянков. — Свыше 30 тысяч клиентов начали получать реальные пенсионные выплаты. Большинство этих людей после отзыва лицензии Центробанком остались без существенной добавки к своей государственной пенсии. Несмотря на то, что программа формально считается работающей до 2023 года, уже никто из клиентов не сможет пополнять свои пенсионные счета. В результате принудительной ликвидации уничтожена возможность сделать выплаты. Таким образом, работа предприятия остановилась. Нас ликвидировали принудительно. Я не мог спасти ситуацию, я был под арестом. Моя цель была всё сохранить. Мы работали, как и все пенсионно-промышленные группы.
Как говорит Петр Пьянков, его фонд «был очень близок к народу».
— Мы перестали вписываться в рамки — именно это и послужило причиной для отзыва лицензии, — считает подсудимый. — А повод даже не стали глубоко искать. Информацию о том, что все выведенные активы находятся в группе компаний, обслуживающих фонд, и будут возвращены сразу, как только Центробанк снимет свой запрет, просто проигнорировали. Я не отрицаю, что провел вынужденную сделку по переводу активов фонда на группу предприятий, которые непосредственно относились к фонду. Это было желание сохранить фонд. Поэтому я пошел на необдуманный шаг и сдал в Центробанк недостоверную отчетность. Да, я понимал, что создаю видимость исполнения предписания Центробанка. У меня не было умысла на хищение денег. Как можно похищать и разрушать то, что я сам создавал 18 лет? Все мои показания и доводы следствие не приняло. Я сохранил активы фонда, а не продал их за бесценок, как это требовал Центробанк.
После последнего слова обвиняемого судья объявил перерыв. В декабре Петру Пьянкову огласят приговор.
86-летняя потерпевшая Галина Старших рассказала 59.ru, что только в Перми насчитывается 27 тысяч, а в Кунгуре — 30 тысяч потерпевших вкладчиков «Стратегии». Сама Галина Старших вложила в НПФ около 800 тысяч рублей.
— Все мы пожилые люди. Всё отобрал Центробанк и обанкротил «Стратегию», — считает Галина Старших. — Пьянков хотел спасти свою фирму, поэтому переводил деньги по разным компаниям. Это его вина, но это он делал, чтобы спасти наши акции и наши деньги. Я до сих пор работаю медиком, потому что пенсия у медиков маленькая, зарплата низкая. Я собирала копейки, регулярно перечисляла часть зарплаты в «Стратегию».
1 апреля 2016 года Тверской райсуд Москвы по ходатайству МВД России по городу Москва заключил под стражу члена совета директоров «Стратегии» Андрея Куликова и четырех его предполагаемых сообщников за вымогательство акций НПФ на 100 миллионов рублей, сообщал «Интерфакс».
По данным СМИ, крах фонда, входившего в тридцатку крупнейших в России, сопровождался конфликтами среди его акционеров и руководителей. Один из акционеров фонда Олег Щавельев, по чьему заявлению было возбуждено дело, сообщил силовикам, что Куликов и другие вымогали у него акции «Стратегии» стоимостью 100 миллионов рублей. Это, по некоторым данным, произошло за несколько дней до отзыва у НПФ лицензии.