Команда проекта «Жила-была семья» приехала в маленький город на берегу Камы, который местные жители часто называют с ударением на первый слог, — Осу. Мы подъехали к дому у Свято-Троицкого собора — красивого здания начала двадцатого века из красного кирпича прямо в центре города, все дороги ведут к нему.
Повод случился особенный: день рождения Саши. Когда-то мы снимали Сашку для проекта «Требуется мама!», а теперь он живет в семье приемной мамы Любови Александровны Толстиковой.
У Любови Александровны двое взрослых кровных детей, они живут отдельно. В доме у собора удочеренная Александра, приемный Александр и внучка Яна под опекой. Детей называют исключительно полными именами, чтобы не путаться.
Я здесь жить буду
В этой поездке мы необычным составом. День с нами провела волонтер проекта «Большой друг» Юлия. Юля — наставник Вовы, друга Сашки, они дружат несколько лет, и каждый раз, навещая Вову, она общалась и с Сашей. Когда мы приехали, мальчик встретил ее радостным «Люля, Люля».
Александра тоже была очень рада и выбежала с криками: «Я тебя так ждала. Я нарядилась. Ты где была?»
Куратора проекта пока никто не знал, пришлось знакомиться.
— Это кто? — спрашивают ребята Юлю.
— Это Настя.
— Твоя?
— Моя.
Детям так проще — знать, что взрослые не случайные и незнакомые, а «чьи-то». Поэтому и куратор Настя, и оператор Коля оказались Юлиными. Свои — значит не опасные.
Но радость детей смешивается с прошлым в детском доме, которое никогда не забывается.
— А Юля не рассказывала, как она к нам первый раз приехала, как он испугался? — вспоминает мама. — Он подумал, в детский дом обратно заберут. В этот раз я сказала, что приезжают гости, что приедут из «Солнечного круга». Вечером зову кушать. Времени прошло вроде много уже, ну часа три-четыре. Александра говорит: «Мама, а Саша плачет». Мы понять-то не можем. Что, Саша, случилось? Он ко мне пал на плечо и говорит: «Я здесь жить буду. Не надо мне никого, я здесь жить буду».
Всех Саш забрать
Мы думали: какое удивительное совпадение, что детей зовут Александр и Александра. Оказалось же, имя Саша занимало особенное место в жизни Любови Александровны задолго до приемных детей.
— Это стечение обстоятельств. У меня мама Саша была, папа Саша. Первый муж — Саша. Как ни странно, второй муж тоже Саша. А дети... Сашка был, который изменил мою жизнь. Он должен был появиться на свет, когда мне было уже 48 лет, от второго брака. После одного из УЗИ у меня его не стало.
После этого в жизни случился развод, переезд из Осы в Пермь, работа воспитателем в детском доме. Какое-то время после развода Любовь Александровна говорила себе: «Больше ни одного Саши в моей жизни не будет». Время шло, и постепенно это сменилось желанием забрать себе всех Саш. Всех, конечно, забрать не удалось, но двое все-таки появились.
Детский дом
Почти три года Любовь Александровна работала воспитателем в детском доме, в группе, где жили Саша и Саша.
В Перми жил старший брат Любови Александровны, он пригласил ее к себе. В то время его жена работала помощником воспитателя в детском доме, она и предложила пойти работать к ним воспитателем. Любовь Александровна сомневалась, переживала, что ее не возьмут из-за образования. Дошкольного образования у нее не было, только учитель начальных классов, неоконченный заочный биологический факультет в педагогическом университете и специальность социального педагога.
Но сомнения были напрасны. Старший воспитатель детского дома открыла первый диплом и сказала: «О, осинское педагогическое училище. Берем!»
Работа давалась непросто — до глубины души трогали дети. Все хотели много внимания, все называли «мамой». Сложно дать каждому столько внимания, сколько ему нужно, когда детей в группе восемь, а воспитатель один.
Александр сразу привлек особое внимание.
— Когда зашла к Сашке в группу, бежит ко мне самый первый. Вот смотрю, походит он на кого-то, ну походит... Ну где я этого человека видела, ну кто? Вдруг поняла. На брата походит, на маленького. Вот копия брат.
Но сначала в семье появилась Александра. Не желая слушать чужих мнений, осуждений и советов, Любовь Александровна никому не говорила о своем решении — тихонько прошла обучение, собрала документы. Первой рассказала старшей дочери, с которой жила вместе в то время. Дочь восприняла такое решение без энтузиазма, но не стала препятствовать.
Вопрос с именами детей на тот момент был уже решен.
— Мне дали заключение на двух детей. Когда я хотела взять, я знала, что это однозначно будут Сашки, я хотела это сделать в память о своих родителях.
Вторым стал мальчик Саша, так похожий на брата. Его Любовь Александровна взяла в семью, когда собралась уходить с работы в детском доме. «И когда я решила уже, что уйду, Сашку я не оставила», — вспоминает приемная мама.
Вместе с детьми Любовь Александровна вернулась в Осу, в тот самый дом около собора. Александра ждала Сашу дома, усадила ждать вместе с ней все игрушки. Когда Сашу привезли, она стала показывать ему все в доме.
Дом
Это был старый дом, какое-то время в нем жила дочь Любови Александровны, она же сделала пристрой. До пристроя в подполе была кухня. Теперь там хотят залить пол, поставить окна и сделать детям спортзал с тренажерами.
Любовь Александровна долго хотела продать дом, но все как-то не получалось.
— Мы же продавали дом, не могли продать. Расскажу такую историю. Пришли покупатели, посмотрели, а у меня вот там в углу иконы стояли. Специально полочка для них была. Сказали, все им понравилось, все обсудили и уже на сумму договорились. Выходят из комнаты, до другой еще не дошли — как упали все иконы! Покупатели повернулись и ушли. У меня мурашки по коже — ну нигде ничего не случилось, никто не стукнул ничего, а все иконы упали.
С 2010 года продавали дом. Но постоянно что-то не срасталось: то что-то не понравится, то по цене договориться не могли. После этого случая решили, что это какой-то знак, и вернулись в дом сами.
Мама, а что бы тебе сделать?
Александра, хоть и старательная девочка, мало помогает маме по дому: из-за особенностей здоровья и зрения ей сложно быть аккуратной и удержать предметы в руках. Маленький Саша на удивление сразу стал маме помощником. Однажды подошел к маме и говорит: «Мама, а что бы тебе сделать?» Любовь Александровна не сразу поняла, о чем речь. А Сашка хотел помочь. Так ему поручили вместе с Яной пылесосить пол, Саша с удовольствием занимался уборкой.
Однажды Любовь Александровна стояла на кухне, мыла посуду. Серьезный Саша подошел и говорит:
— Ну хватит тебе уже посуду мыть!
— Почему? У меня куча посуды, как это хватит мне посуду мыть, Саша? — удивилась мама.
— Так дай уже я помою.
С тех пор мытье посуды — одно из любимых дел Саши. Саша сам заправляет постель, убирает свою комнату, пылесосит и вытирает пыль вместе с Яной, главной маминой помощницей. Хотя нам он старался показаться еще более трудолюбивым:
— А что ты помогаешь Яне делать?
— Полы мыть.
— Ой-ёй, только не надо. Ты же не моешь их.
У Любови Александровны есть огород, там ребята тоже помогают, но менее охотно. До огорода еще дойти надо. Мама рассказывает:
— Мы все лето рюкзаки за спину и вперед. Только выходим, Саша понимает, что в огород, и «ой, нога заболела, ой, живот болит, не хочу я». И всю дорогу, два километра. Я не знаю, откуда у него словарный запас берется.
Но и в огороде Саша помогает. Мама поручила ребятам прополоть две грядки морковки, одну Саше, а другую Яне. Так за лето Любовь Александровна собрала всего шесть морковок. Но мама все равно очень рада детской помощи.
Вместе с детьми она ходит за ягодами и грибами. Прошедшим летом Саша собирал вишню, малину и ведро грибов. Грибы, правда, пришлось оставить в лесу — ни одного съедобного. Но главное, что грибы!
Дома Саша помогает и сестре. Наденет носок, если у нее не получается, проследит, чтобы Саша не споткнулась, если идет без очков. Любовь Александровна вспоминает, что в детском доме он следил за ребятами в группе и каждому был помощником.
Когда привозят дрова для бани, Саша первый бежит помогать. Баня — это вообще самое любимое занятие. Почему-то именно в бане Саша любит повторять: «Мама, как хорошо, что ты меня взяла. Как хорошо, что вы меня нашли».
— А в бане что мы делаем?
— Греемся.
— А веник для чего в бане?
— Эээ... Паримся.
— Паримся, конечно, паримся. Любимая баня, да ведь? Дрова носим. Помогаем. Какой велосипед? Тебе кто-то сказал?
День рождения
Саша знает, что сегодня у него праздник. Правда, сам не смог точно ответить, сколько лет ему исполнилось. Пришлось маме помогать и посчитать вместе с ним по пальцам — восемь.
Саша ходил вокруг накрытого велосипеда, пытался заглянуть под покрывало.
Наконец вместе с мамой отправился на поиски подарка.
— А тут велосипед! Ты подарила на день рождения. Это теперь мой! — радуется Саша.
— А велосипед он просил давно. У Влада велосипед есть большой, и он очень давно просил велосипед. И мы как-то шли из садика, я говорю: давай, Саш, зайдем, посмотрим, вот здесь вот у нас прямо рядом этот магазин. И мы зашли, и он в этот велосипед вцепился, сел на него. Мама, я хочу, чтобы Дед Мороз купил мне этот велосипед. Я говорю: Саш, Дед Мороз уже ушел, ты посмотри, сколько подарков у нас было под елочкой. А сейчас у нас будет день рождения.
Для Саши это первый день рождения в семье. Любовь Александровна хотела, чтобы праздник запомнился надолго. Вместо обычного застолья дома мама арендовала кафе, пригласила всех друзей Саши и ведущего с развлекательной программой. Ребята были увлечены играми и развивающими занятиями, затем Саша задул свечи, и все отведали праздничного торта.
На обратном пути мы зашли в собор. Тот самый, рядом с домом. У Любови Александровны в семье традиция — обязательно на праздники ставить свечки.