
В Прикамье продолжают расселение поселка Шахта под Кизелом. После прекращения добычи угля он пришел в упадок. Большинство домов здесь полуразрушены, работы нет. Ранее жители Шахты заявляли, что их не устраивают условия переселения. По словам нескольких женщин, вместо их приватизированных квартир им предложили жилье в социальный наём, да еще и самое дешевое — «бабушкино». Мы съездили в Шахту, чтобы понять, оправданны ли эти претензии.
На месте мы встретились с главой Кизела (Шахта входит в его состав) Андреем Родыгиным. По его словам, право на переселение по краевой программе получили не все жители поселка, а только те, кто живет в многоквартирных домах и ранее не получал выплаты и сертификаты на покупку недвижимости. На жителей частного сектора умирающего поселка и тех, кто ранее получил деньги, но отдал их детям или пострадал от черных риелторов, программа не распространяется.

— Право на переселение по краевой программе имеют 80 семей, то есть 156 человек, — рассказал Андрей Родыгин. — 74 семьи уже заключили договоры социального найма и переехали в квартиры в Кизеле. Жилье, которое мы закупили для переселения, находится в домах, построенных не ранее 1965 года. Во всех квартирах есть пластиковые окна, металлические двери, сантехника.
Остальные шесть семей или готовятся на днях приехать в администрацию для заключения договора, или пока отказываются его подписывать. Люди, которые недовольны условиями программы, есть, и глава Кизела этого не скрывает.


— Некоторые говорят: «У нас была квартира в собственности, почему вы нам в соцнаём даете?», — пересказал Родыгин. — Таким мы отвечаем: «Не переживайте, оформляйте договор социального найма, потом мы разрешим вам приватизировать жилье». Есть те, кто хотел денежную выплату, а не квартиру в Кизеле. Но программой это не предусмотрено, поэтому такой вариант мы предложить не можем. Знаю о случаях, когда квартиры в Шахте покупали за бесценок специально, чтобы впоследствии получить выгоду в виде крупной выплаты или сертификата от государства. Такие люди тоже не соглашаются на переселение.
Сейчас у оставшихся немногочисленных жителей многоквартирных домов Шахты нет отопления — котельную в этом году не запускали. В жилье этих людей, наверняка, холодно, но, по информации мэра города, они всегда могут из него переехать. Администрация Кизела обещает, что в течение одного дня подпишет с людьми договор социального найма и выдаст им ключи от квартир в Кизеле.


— Котельная очень мощная, рассчитана на поселок с 12 тысячами жителей, а потребителей оставалось всего полторы сотни человек, — объясняет мэр. — Зимой возникал перетоп, батареи были слишком горячие, а затраты на содержание котельной — непомерно большие. Но при этом жить в квартирах все равно было очень некомфортно — в соседних помещениях орудовали мародеры, спиливали там радиаторы. В результате отапливаемыми оказывались всего несколько квартир из всего дома, смежные с другими квартирами стены промерзали и мокли, возникала плесень. Вот в этом доме, например, 32 квартиры (показывает на четырехэтажную хрущевку), а жилыми были всего 12, в соседнем доме жили всего в двух квартирах.


Жители примерно ста частных домов, по словам Андрея Родыгина, рассчитывать на предоставление квартир в Кизеле пока не могут — такую категорию людей в программу не включили, так как приоритетной задачей было вывести из строя котельную, отапливающую многоквартирные дома, и уйти от расходов на нее.
— Но, несмотря на это, помощь мы все равно оказываем, разбираемся в каждой ситуации индивидуально, — заявил Родыгин. — Если человек приходит и говорит, что живет в частном доме, уже получал выплату, оказался обманут частными риелторами, жалуется, что уже не может жить в Шахте, — предлагаем в социальный наём комнату в общежитии. Пять таких договоров мы уже заключили.

Но, вероятно, какие-то частные дома в Шахте пока останутся жилыми. Многие из них с индивидуальным отоплением, а централизованное водоснабжение и электричество в поселке пока есть. Когда населенный пункт опустеет полностью, мэр Кизела пока не знает.
Чтобы показать журналистам, как выглядит жилье, в которое переселяют шахтинцев, мэр пригласил нас проехать в Кизел. Там мы побывали в квартирах двух пенсионеров: Владимира Афанасьевича и Галины Григорьевны. Обе находятся на первых этажах пятиэтажных «панелек» и выглядят очень уютными. Пенсионеры рассказали, что довольны новым местом жительства.


— Я сначала не хотел переезжать, — признался Владимир Афанасьевич. — Настаивал, что мне нужны деньги, а не квартира. Думал переехать поближе к детям. Сын у меня в Перми, а дочь в Нижнем Новгороде. Но не получилось. Я на это не обижаюсь. Квартира хорошая, все рядом: магазины, больница.
В прошлый раз мы были в Шахте летом. Тогда мы опубликовали фотографии поселка, доживающего последние дни, и воспоминания жителей о том, каким когда-то было это место.

Кизел хоть и более комфортен для проживания, чем Шахта, тоже не производит впечатления процветающего города. После ликвидации Кизеловского угольного бассейна у Кизела начались трудные времена. Сейчас в городе огромное количество заброшенных, разрушающихся жилых домов и производственных корпусов. Недавно мы побывали в городе и написали о нем подробнее, а еще рассказали о фильме, который там собираются снять.
Если вы (или ваши знакомые) живете в поселке Шахта и недовольны условиями переселения — пишите нам на электронную почту или через сообщество во «ВКонтакте». Мы постараемся разобраться в вашей проблеме.