
Как вам такая Пермь — с дворцами, площадями и монументальной скульптурой?
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Знаете ли вы, что в сороковые годы в Перми хотели реализовать грандиозный план перестройки города? Согласно ему, центр приходился бы на микрорайон Городских горок в Мотовилихе, дом советов располагался бы на месте сквера Уральских добровольцев, а холмы в Мотовилихе были бы похожи на пейзажи Петергофа. Но из-за грянувшей войны плану не удалось сбыться. В нашем распоряжении оказались страницы альбома «Генплан Перми 1938 год», которые предоставил редакции Государственный архив Пермского края.
Город назывался Пермь-Молотово
В тридцатые годы город состоял из двух центров и носил двойное название Пермь-Молотово. Об этом факте тоже мало кто знает и помнит. В 1931 году Мотовилиха получила статус самостоятельного города под названием Молотово в честь председателя Совета народных комиссаров Вячеслава Молотова, а в 1938 году была снова включена в состав Перми, и тогда город стал называться Молотов.

Обложка альбома генерального проекта. Листы в альбоме пожелтели от времени
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Задачей архитекторов, которые разрабатывали новый план, было объединить два города, разрастающихся с невероятной скоростью в связи с индустриализацией — в Перми строились крупные предприятия — и притоком людей из деревень. С 1926 по 1939 год, согласно данным переписи населения тех лет, население в Перми выросло с 85 тысяч до 306 тысяч человек — почти в четыре раза. Также задачей архитекторов было по-максимуму снести все старые здания как остаток буржуазного прошлого и на их месте построить монументальные новые здания.

По замыслу архитекторов город хотели застроить многоэтажными «сталинками» с колоннами и арками на фасадах. План выглядит геометрически правильным. Эскиз застройки центральной магистрали в Мотовилихе
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
За новый генеральный план Перми взялись ленинградские архитекторы государственного треста «Гипрогора» Всеволод Яковлев (до революции он строил воинские казармы в Царском селе и в Санкт-Петербурге), А. Суборов и К. Зайченко. Стратегическую роль в разработке плана сыграли также идеи швейцарского архитектора Ханнеса Мейера, преподававшего в архитектурно-художественном объединении «Баухауз».
Четыре магистрали: две продольные и две в виде полуколец
Генплан Молотова 1938 года предполагал новый город, по масштабу сравнимый со столицей: огромные городские площади, монументальные высотки, дворцы, уличные скульптуры и проспекты. Город напоминал Ленинград и панорамы Петергофа и не имел ничего общего с архитектурой старого уездного города.

Одна из схем планировки города Пермь-Молотово
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Главные четыре магистрали архитекторы хотели расположить по продольной оси города на расстоянии 1–1,5 километров одна от другой. Две из них хотели сделать сквозными и пустить до крайних частей города, еще две должны были иметь форму полуколец и окружать пермский и молотовский административные центры. Такая планировка, по мнению архитекторов, хорошо связывала основные промышленные районы между собой и с городскими центрами, а также с жилыми районами на окраинах.

План расположения микрорайонов города
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Переходы магистралей через овраги были представлены в проекте в виде мостов и земляных труб, а сход с гор — в виде серпантинов, которые в итоге не согласовали.
Много парков и центр в Мотовилихе
Центр города предлагали сделать на Городских горках — районе Мотовилихи, где ныне располагаются улицы Крупской, Тургенева, Дружбы, бульвар Гагарина и другие.

Холмы должны были соединяться автомобильными мостами. С их вершины хотели сделать лестничные марши. Вид на реку Большая Мотовилиха
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
— Это место — почти точный геометрический центр города и находится на связи двух городов, — говорится в описании плана. Кроме того, так как он лежал вне существующей застройки, не понадобилось бы сносить жилой фонд.

Район нынешнего цирка. Пейзаж напоминает Петергоф, вам не кажется?
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Также в проекте наметили три районных административных центра: Пермский — на месте Окуловской площади (ныне это сквер Уральских добровольцев), где хотели возвести районный дом советов, реконструировать площадь и создать просторные подходы к зданию. Второй — Молотовский центр — хотели расположить на северном склоне мотовилихинского микрорайона Пихтовка (ныне не существует). Третий центр — к югу от общегородского центра, в гуще жилой застройки.

Площадь и обелиск напоминает дворцовую площадь в Петербурге. Так должна была выглядеть площадь перед домом советов. Сейчас здесь сквер Уральских добровльцев и органный зал
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
В Перми-Молотово были запроектированы несколько парков. В пермской части — в районе Казанского тракта, сейчас это шоссе Космонавтов. Возможно, речь идет о будущем Балатовском парке. В Молотово — в верховьях реки Большая Мотовилиха. Третий зеленый массив располагался на базе старого кладбища на реке Егошиха, еще один — в пологом овраге между Горками и Костарево. Большой парк для занятия спортом и купания хотели разместить на правом берегу Камы, рядом с нынешним городским пляжем.

Еще одна площадь
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
В 1940 году Пермь переименовали в Молотов, в него полностью включили нынешнюю Мотовилиху. Из-за начала войны план осуществить не удалось, но он задал развитие послевоенной Перми.

Колоннады, клумбы, фонтаны и арки — все это вовсе не походило на скромную уездную архитектуру того времени. Площадь в райцентре Мотовилихи
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Пермский театр оперы и балета, как и предполагалось планом, перестроили в 1950-е. Также по тому плану возвели несколько типовых больниц, типовые школы, одна из которых — школа № 2, детские садики, как их тогда называли, «дома ребенка». Дом советов и большая площадь в виде эспланады также появились, но чуть ниже предполагаемого места, и уже в начале 1970-х годов.

Так бы выглядела Вышка-I, если бы план осуществили
Фото: Государственный архив Пермского края
Поделиться
Ранее мы писали о конструктивизме 1920–30-х годов в Перми. В одном из таких домов, кстати, жил прототип героя романа Галины Улицкой «Казус Кукоцкого» и бывал в гостях писатель Вениамин Каверин.