
Маска, валяющаяся на улице, стала приметой нового времени (к сожалению). Роспотребнадзор рекомендует складывать использованные средства защиты в пакет и только потом выкидывать. Но скажем сразу: пока предприятия в Перми и вообще в России не занимаются их переработкой, технологии есть, но они сложные и дорогие. А куда деваются тонны потенциально зараженных одноразовых масок, перчаток, бахил и защитных костюмов из больниц? Разбираемся в системе утилизации медотходов в Пермском крае.
По регламенту весь мусор из медучреждений делится по классам опасности от А до Д. Для каждого класса есть специальный контейнер.

Класс А — всё, что не соприкасается с биологическими жидкостями пациентов. По сути, это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные к обычному бытовому мусору. Например, бумага из мусорных корзин в кабинетах врачей или в бухгалтерии.
— Такие отходы допускается перевозить в одной машине с бытовым мусором, — рассказали 59.RU в пресс-службе регоператора «Теплоэнерго», отвечающего за работу с отходами. — Отходы класса А захоранивают вместе с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами либо сортируют и отправляют на переработку, если это стекло, пластик, металл или бумага. В соответствии с единой схемой санитарной очистки в Прикамье 17 полигонов из 19 принимают медотходы класса А. Все остальные классы медицинских отходов должны быть обезврежены.
Объясняем, что это за остальные классы отходов.
Класс Б — инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Также сюда относятся материалы, испачканные кровью, и отходы из операционных. По правилам Роспотребнадзора маски и перчатки из медучреждений относятся к этому классу. Например, если вы выкинули перчатки в поликлинике после визита к участковому, они должны расцениваться как отходы класса Б.
Класс В — чрезвычайно опасные отходы, сюда входят материалы, контактировавшие с зараженными больными. Именно к этому классу относятся средства индивидуальной защиты из «красных» зон, где лечат зараженных коронавирусом. Сюда же относится мусор, например, из тубдиспансера.
Класс Г — токсикологически опасные отходы, приближенные по составу к промышленным. К ним, например, относится ртуть и отходы из отделения химиотерапии.
Класс Д — радиоактивные отходы.

— Отходы из «красной» зоны относятся к опасным отходам и предварительно должны обеззараживаться в медицинских организациях, а затем уже транспортироваться к месту обезвреживания специализированным транспортом, — пояснили в «Теплоэнерго». — Поскольку деятельность по транспортированию отходов не требует лицензирования, то заниматься ей может любая профильная организация, подавшая заявку на аукцион.
Теперь разберемся, что такое обеззараживание.
Мы помним, что с отходами класса А ничего делать не надо. Больничные отходы класса Б можно продезинфицировать в хлорке или аналогичном антисептике или же основательно прожарить. Всего, по данным Роспотребнадзора, в Пермском крае есть около 25 специальных установок для дезинфекции такого вида мусора. Часть находится в самих больницах. Как именно с ними обходиться, решают в медучреждении в зависимости от имеющегося оборудования. Отметим, что вне больниц, в быту, маски считаются бытовым мусором, и специальной утилизации для них не предусмотрено. Также пока они не подлежат переработке.
А вот отходы класса В в обязательном порядке надо обрабатывать термически, то есть попросту сжечь, или с помощью микроволн. Буквально как в печи СВЧ.
Весной 2020 года в начале пандемии региональный оператор «Теплоэнерго» дополнительно заключил контракты на вывоз мусора с 28 медучреждениями края. Это было сделано в том числе и для того, чтобы обеспечить утилизацию медотходов из перепрофилированных клиник. По закону больницы имеют право выбирать подрядчика для этой услуги. Сейчас «Теплоэнерго» обслуживает семь медорганизаций в Перми, Березниках и Соликамске, где лечат больных COVID-19.

С начала пандемии только регоператор вывез более 400 тысяч тонн отходов класса В. У частников, которые работают в этой сфере, вес мусора не сверяют, но постоянно следят за маршрутами. На машинах установлены маячки, чтобы можно было отследить нарушение, если где-то в лесу или в логу появится несанкционированная свалка со шприцами.
Регоператор увозит такой мусор в Центр утилизации медицинских отходов в «Звездном». Всего же по территориальной схеме в крае девять инсинераторов, то есть установок для сжигания отходов, которые расположены вне медучреждений. Они располагаются в Перми, Пермском районе и Краснокамске.
Для транспортировки опасных медотходов должны использовать спецтранспорт с изотермическим кузовом, это необходимо, чтобы внутри всегда была стабильная температура. Автомобили оснащены системой обеззараживания воздуха.
В итоге весь опасный мусор должны предварительно обеззараживать в больницах и везти в инсинератор, где его все равно сожгут. Речи о переработке такого медицинского мусора, как перчатки, маски и одноразовые шприцы, ни в Пермском крае, ни в России пока нет. Такие технологии существуют, но пока они слишком сложны и дороги.