Мало кто знает, что княгиня Ольга Волконская, проведя всю свою жизнь в эмиграции в Турции, Франции и Аргентине, вернулась в 1960-е годы в Россию и последние 17 лет жила в Перми. Здесь она занималась творчеством и опубликовала два своих романа. Последним ее адресом стал дом на улице Дружбы, 30.
Ее документы в Пермском архиве долгое время были закрыты, только в начале этого года с фонда княгини сняли запрет, и их удалось опубликовать. Рассказываем о необычной судьбе этой женщины и о том, как она попала в Пермь.
«Родители работали по 14 часов»
Ольга Александровна Волконская, в девичестве Грекова, родилась 11 июля 1916 года в селе Гусевка Царицынского уезда Саратовской губернии в семье дворянина Александра Петровича Грекова. В семье все были увлечены литературой, много читали, писали стихи, драмы, романы и даже сами издавали журналы.
В Гусевке любил бывать художник Кузьма Петров-Водкин, именно здесь он написал известную картину «Купание красного коня». Живописец был знаком с семьей Грековых и написал портрет молодой Натальи Грековой — тети Ольги.
Гражданская война изменила жизнь дворянской семьи. Отец примкнул к Белому движению, в 1920 году семья Грековых попала в Крым, откуда была вынуждена эмигрировать в Константинополь. Чтобы содержать Ольгу и двух ее братьев, родителям пришлось выполнять тяжелую и порой черновую работу.
«Родители работали по 14 часов, — вспоминала в своих дневниках Волконская, они представлены на выставке в Государственном архиве Пермского края. — Мать — прачкой, отец — подметальщиком, я их видела только ночью. Первые уроки я получила в подготовительной школе в Стамбуле, когда мне было 4–5 лет. Это были уроки подхалимажа. У нас училась дочка директора, капризная и избалованная. Ей нужны были подружки для игр. И тот, кого она выбирала, освобождался от уроков, получая за тот день пятерки».
Спустя три года семья перебралась во Францию. Чтобы выжить, отец работал то сторожем, то рабочим на автомобильном заводе, мама — швеей на кукольной фабрике. Ольгу удается устроить в бесплатную французскую школу. По вечерам она помогает матери шить игрушки, а на каникулах подрабатывает в библиотеке.
— В 1933 году, окончив школу, я бросилась искать, для чего жить, — написала женщина в своем дневнике.
Девушка попыталась заняться политикой: побывала на собраниях партии «Молодая Россия», которые выступали за синтез монархии и советской системы, Общевоинского союза, созданного Врангелем, но быстро в ней разочаровалась.
В эти же годы девушка поступила на филологический факультет Сорбоннского университета, подрабатывая на фабриках игрушек — сначала Paris-mignon, потом — Le Manufacture française. Но оттуда ее выгнали за дерзость, и Ольга пошла работать уборщицей.
Во Франции Ольга Грекова подружилась с русской эмигранткой Ксенией Куприной — дочерью русского писателя Александра Куприна. Ксения блистала тогда во французском кинематографе и была известна как Кисса Куприна. Девушки будут дружить всю жизнь, и почти друг за другом вернутся в Россию.
Ближе к дому: из Аргентины — в Чехословакию
В ноябре 1936 года семья Грековых эмигрировала в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где они смогли купить участок земли и организовать свое дело. Первые годы в Аргентине Ольга Александровна работала на дому, на производстве игрушек, а вечерами изучала испанский язык и училась в школе журналистики.
В 1941 году Ольга Грекова познакомилась с офицером флота, князем Юрием Волконским и вышла за него замуж. Но брак оказался несчастливым и распался уже через несколько лет.
В эти же годы Ольга Александровна начала активно заниматься литературой — переводить русскую поэзию на испанский язык и преподавать языки. В 1940-е годы в Аргентине вышли ее первые книги: сборник рассказов «Тени заката», издание «Александр Пушкин, жизнь и деятельность», роман «Эмигранты». Все они были написаны на испанском языке.
— Ее высоко ценили в Аргентине, — рассказал 59.RU историк Дмитрий Софьин. — В это время было непросто состояться, да еще и эмигрантке. Латиноамериканская литература 40-х и 50-х годов очень богата и разнообразна.
В 1945 году Ольга Волконская начинает работать редактором журнала Nuestras tierras при Славянском комитете Аргентины. В эти же годы семье писательницы удается вернуться в Россию. Но Ольге из-за княжеской фамилии не одобряют прошение о возвращении, и она едет в Чехословакию, где может быть географически ближе к семье. Здесь она работает переводчицей, журналисткой, публикуется в журналах, преподает русский и испанский языки в Школе иностранных языков.
Работала в «Доме со львами» и дружила со Львами — Давыдычевым и Кузьминым
Только в 1960 году Ольге Александровне удается вернуться в Россию. Ее возвращению способствуют уговоры родственников. Мама, братья и племянники уже жили к этому времени в Перми. Ольга приезжает в наш город и поселяется с семьей на первом этаже дома на Мира, 59.
В Перми Волконская устраивается работать в отдел переводов Пермского совнархоза, который располагался тогда в здании, известном как «Дом со львами». Переводы были техническими, и писательница устает от их содержания. Ей удается подружиться с пермскими писателями Львом Кузьминым и Львом Давыдычевым, которые уговаривают ее вернуться к литературе. При их поддержке и помощи Виктора Астафьева Пермскому издательству удается «пробить» издание книги Волконской «Фиалки и волки» о жизни эмигрантов во Франции и Аргентине. В 1964 году Ольгу принимают в Союз писателей СССР. Одновременно Волконская берется за журналистскую работу и сотрудничает с агентством печати «Новости» Совинформбюро. В 1967 году выходит еще один роман Волконской «Пермская рябинка», он посвящен жизни бывшего эмигранта в Перми.
Все эти годы продолжается дружба с Ксенией Куприной. Ольга будет часто ездить к подруге в Москву, та тоже побывала в Перми, приехав с гастролями МХАТа.
В нашем городе писательница сменила три адреса: с улицы Мира с мамой переехала в дом на Белинского, 49, а позже уже одна — в однокомнатную квартиру на Дружбы, 30.
Пермские писатели ценили Волконскую и заботились о ней. Например, она любила натуральный кофе, а достать его в советские годы было очень сложно.
— Чтобы добыть ей кофе, они приходили к директору центрального гастронома и объясняли, для кого это нужно, — говорит журналист и сотрудник музея «Пермь-36» Вячеслав Дегтярников, изучавший биографию писательницы. — Кофе должен был быть обязательно в зернах, она очень хорошо его варила.
В последние годы писательница много болела, и в 1977 году ее положили в бывшую Александровскую больницу. 4 мая она неожиданно умерла в больничном коридоре. Ей был 61 год.
Ольга Волконская похоронена на Южном кладбище. В 2016 году Вячеслав Дегтярников и Дмитрий Софьин сняли о ней документальный фильм «Пермская рябинка: путь княгини Волконской» (12+), но на ТВ его не показали.
Случайно увидел фильм
Фонд Волконской долгое время был закрыт. Снять запрет с него могли только родственники, но связь с ними была потеряна.
В 2021 году из-за пандемии закрылись выставки в музеях. Чтобы заполнить свой сайт, музей «Пермь-36» поднял тему бывших эмигрантов в Перми и опубликовал фильм о Волконской. Случайно в интернете его увидел племянник княгини Василий Греков, живущий сейчас в Ростовской области. Он тут же написал музейщикам письмо.
— Мы поговорили с ним, и он дал нам разрешение снять ограничения с архива его тети, — говорит Дегтярников. — А также опубликовать ее рукописи, документы и фотографии. Теперь мы можем показать этот архив людям.
Книги, рукописи, черновики романов, дневники, фотографии эмигрантского и пермского периодов и даже семейные журналы из детства княгини развесили в одном из залов архива. Выставку можно посетить по предварительной записи по телефону: 282-58-17, индивидуально или группой до десяти человек и при наличии паспорта. Она будет работать до 12 марта.
Пермские филологи и историки планируют издать русский вариант романа «Эмигранты», который также был обнаружен в закрытом фонде архива.