В Перми активисты призывают сохранить квартал Красных казарм — комплекс кирпичных построек, возведенных с 1910 по 1913 годы. Активисты предлагают использовать освободившиеся здания для выставок, музеев и творческих мастерских. Сейчас под угрозой как минимум два исторических здания. В одном еще живут люди, другое пустует и очередная зима может стать для него последней.
Квартал Красных казарм расположен между площадью Карла Маркса и ЖК «Арсенал». Они построены более ста лет назад по типовому проекту. Такие же здания существуют, например, в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Иркутске. В Перми комплекс наиболее полный — сейчас это 9 неплохо сохранившихся зданий. Изначально их было около двух десятков. У них разная высота — от 1 до 3 этажей, разное назначение, собственники и статус. Часть домов жилые, часть — административные здания, одно уже пустует. Несколько зданий принадлежат Министерству обороны, там расположены военная прокуратура, суд, гарнизонный следственный отдел. В одном из жилых домов располагается арт-пространство и музей советского быта «Поместье "Алая роза"».
Архитектурный ансамбль признан объектом культурного наследия регионального значения, но это касается не всех зданий. Например, в перечень охраняемых объектов не входит стремительно разрушающийся дом по адресу Красные казармы, 6 и жилой дом без номера, который принадлежит компании «Сатурн-Р».
— Здания интересные и с исторической, и с архитектурной точки зрения, — считает военный историк, краевед Дмитрий Лобанов. — Изначально здесь находились военные ведомства, позже часть домов была переведена в жилые. В истории Красных казарм еще разбираться и разбираться.
Хозяйка «Алой розы» Ляля Владимирова своими руками делала ремонт в помещении и хорошо знает особенности таких зданий — при должном уходе они запросто простоят еще сотню лет, но вот зимовка без стекол может оказаться фатальной. Сейчас активисты хотят спасти здание по адресу Красные казармы, 6. Сложность в том, что оно уже несколько лет как расселено, а собственником является Минобороны.
— Здание пустующее — мы бы очень хотели его сохранить, но только за этот год там случилось два пожара, — объясняет Ляля Владимирова. — Сейчас у здания разбиты почти все окна, а это значит, что постоянная влажность и перепады температуры будут портить кирпич — он будет стремительно разрушаться. У меня сердце кровью обливается, потому что внутри здания архитектура тоже отличная.
Сейчас активисты будут работать в нескольких направлениях: общаться с властями и собственниками здания и разрабатывать концепцию будущего использования территории Красных казарм. Но в первую очередь надо срочно сохранить разрушающееся здание — хотя бы заколотить там окна и поправить крышу, чтобы туда не лил дождь и не сыпался снег.
— У нас есть желание сохранить и облагородить эту территорию, — объясняют активисты. — Совсем рядом течет река Егошиха. Когда началась пандемия коронавируса, здесь ходили толпы людей, потому что в других местах гулять было нельзя. Здесь можно было бы совместить музей советского быта, музей Красных казарм и создать такой культурный кластер.
Здание могут занять производители керамики и мозаики. Здесь могли бы расположиться творческие мастерские.
— Я состою в ассоциации частных коллекционеров. Они тоже хотели бы иметь место, чтобы показывать свои огромные коллекции, — рассказала Ляля Владимирова. — Потому что сейчас у многих всё это хранится дома или на складах. А в зданиях Красных казарм всё это можно было бы размещать.
Квартал, окруженный новостройками, хранит собственный исторический дух. Именно здесь разворачивались значимые для города и всей страны события. Именно в казармах произошло противостояние «белых» и большевиков. Сюда же впоследствии приезжала Надежда Крупская.
Подробно об истории Красных казарм мы уже рассказывали в нашем материале. Тогда нашим гидом по истории стал пермский экскурсовод Игорь Серебренников.