На месте строительства новой галереи на территории завода Шпагина сейчас ведут раскопки, потому что это место — памятник археологии. Специалисты уже нашли монеты XVIII века, кольцо, фрагменты посуды, бусины и другое. Мы посмотрели, как работают археологи и что они находят под землей. Обо всем происходящем 59.RU рассказала сотрудник камской археологической экспедиции ПГНИУ и младший научный сотрудник кафедры истории и археологии ПГНИУ Мария Мингалёва.
Почему там идут раскопки?
Новое здание Пермской художественной галереи будут строить на территории, которая входит в границы участка памятника археологии. Он называется «Егошихинский медеплавильный завод-поселение», дату закладки завода относят к дате основания Перми. Поэтому сейчас там проводят раскопки, это обязательное условие для таких случаев. Предварительные работы здесь археологи проводили еще осенью 2021 года, это был первый этап раскопок.
— В сентябре небольшие части [грунта] вскрыли и поняли, что здесь работ будет много. Нам пока сроки дают до конца марта, но тут мы очень тесно связаны со строителями, не только от нас всё зависит, — говорит специалист.
Так как сроки поджимают, археологи работают и зимой. Мария признаётся, что для нее это первый опыт зимних раскопок. Методика работ при этом не меняется, но появляются некоторые трудности. Грунт, с которым работают археологи, не должен быть промерзшим, поэтому на территории установили большую палатку с тепловыми пушками. Если грунт будет промерзшим, не получится его хорошо зачистить и увидеть напластования, которые формировались десятилетиями.
— Трудность может быть со светом, — продолжает Мария Мингалёва. — Мы вроде бы копаем землю, такая работа, кажется, незамысловатая. Но наслоение культурных слоев необходимо четко отличать, один слой от другого. Это всё зарисовывается, фотографически фиксируется. Освещение должно быть достаточное, чтобы все графические и фотографические работы проводить. Ну и в принципе археолог должен видеть, что он копает.
Археолог рассказывает, что этот участок насыщен промышленной историей.
— Здесь завод долгое время стоял, в XX веке очень много здесь перестраивалось, пристраивалось. То есть строительная история этого участка очень объемная, поэтому культурные напластования XX и XXI века иногда достигают метр — полтора — два, в разных местах участка по-разному, — говорит Мария. — Мы их руками не снимаем, поскольку, во-первых, к археологии они не имеют отношения. Во-вторых, это, как правило, большой строительный мусор, который не представляет значения для науки, поэтому мы снимаем его экскаватором. И для этого, чтобы здесь могла работать техника, необходим был такой ангар.
На этом участке археологи уже вышли на уровень культурного слоя. Это слой грунта с находками XIX и XVIII веков. Здесь уже необходимы ручные работы, чтобы найти вещи.
— История участка гораздо интереснее, чем просто история завода. На этом месте до строительства железной дороги были частные строения, усадьбы, — рассказывает специалист. — Еще раньше, скорее всего, здесь были деревенские строения. У нас есть погреба середины XVIII века, это самый нижний уровень. Доходит до того, что мы поднимаем бетонную плиту и фиксируем в нём, например, материал середины XVIII века. Пока материалов ранее 30-х годов XVIII века у нас нет. Всё согласуется с началом функционирования Егошихинского медеплавильного завода, с началом в общем-то Перми.
В 70-ые годы XIX века этот участок передали под строительство ветки уральской горной железной дороги и железнодорожных мастерских. Археологи обнаружили фрагменты фундаментов этого периода на бутовом камне (бут — куски природного камня неправильной формы). Кстати, некоторые из мастерских сохранились на территории Завода Шпагина.
— Мы проводим работы именно для того, чтобы археологический источник, который находится под землей, задокументировать, зафиксировать. Все результаты своей работы мы фиксируем в научном отчете, который сдается в институт археологии Российской академии наук, — объясняет сотрудник камской археологической экспедиции. — И теперь взамен разрушенного археологического источника будет письменный источник в виде отчета. В нём описывается всё, что было на площадке проведено: как велись работы, что было найдено, где было найдено, прилагаются графика, фотографии и текстовое описание.
Что нашли археологи?
На месте будущей галереи археологи находят массовый и индивидуальный материалы. К массовому относят фрагменты керамики, кожи, берестяные изделия. Индивидуальными археологи считают те находки, на которых есть даты, например монеты, клейма на штофах (с немецкого Stof — «большой бокал, чаша», это сосуд для крепких спиртных напитков). Еще к особенным находкам можно отнести фигурку оловянного солдатика, чашу от курительной трубки — у нее интересная тюльпановидная форма.
Все находки проходят камеральную обработку: их нужно очистить, описать, отрисовать и сфотографировать. Предметы, которые археологи нашли здесь осенью, частично прошли камеральную обработку, некоторые из них выставлены в художественной галерее. Мария объясняет, что, когда они проводят раскопки летом, с находками работают на открытом воздухе или в бытовках. Но зимой лучше работать с предметами в тепле, поэтому специалистам выделили офис на территории Завода Шпагина.
Нам показали несколько предметов, которые здесь нашли во время осенних раскопок (зимние находки пока проходят обработку). Например, археологи смогли собрать фрагмент большой керамической корчаги — это большой, обычно глиняный сосуд для хранения продуктов. Кусочки скрепляют реставрационным клеем, чтобы профессиональный реставратор, если ему не понравится результат, мог расклеить и склеить всё заново. Еще один интересный предмет — донышко берестяного туеска конца XVIII века, оно хорошо сохранилось. Мария Мингалёва отмечает, что на нём есть характерный для Перми узор. Деревянные и берестяные предметы дополнительно обрабатывают антиплесенью и плотно упаковывают, чтобы они оставались в том же состоянии, пока ими не займутся реставраторы.
— Кожа, деревянные предметы и береста очень хорошо сохраняются, поскольку [грунтовый] слой очень обводненный. То есть здесь близко грунтовые воды и много ручьев стекает с горы. В таком влажном слое, в который особенно не было доступа кислорода, очень хорошо сохраняются органические материалы, — говорит Мария.
В месте, которое раньше было погребом, нашли серебряный гривенник 1742 года и медное кольцо со стеклянной вставкой.
— Сохранность монет очень хорошая из-за сильного влажного слоя, они как будто вчера со станка: не коррозированы, не окислены, — рассказывает археолог. — Если не попадает кислород, туда не попадают бактерии, там всё консервируется.
На месте будущей галереи находили берестяную сумочку, фрагменты фаянса, бусины, топор и даже кость, но чья она — археолог сказать не смогла. Внутри кость залита свинцом для веса — для игры в бабки. Это старинная народная игра, в которой нужно ловко бросать косточки.
Когда все археологические работы будут окончены, на место выйдут строители, которые разрушат то, что унести не получится, например фрагменты фундаментов зданий.
Ранее мы рассказывали, что в Прикамье завершились раскопки трогонтериевого слона.