Город фоторепортаж На стройке Пермской галереи откопали бревенчатую дорогу, построенную в XVIII веке (ее придется убрать)

На стройке Пермской галереи откопали бревенчатую дорогу, построенную в XVIII веке (ее придется убрать)

Это — часть Соликамского тракта. Дорогой соединяли заводы и города, а также Урал с Сибирью

Когда-то рабочие строили эту дорогу, а сейчас расчищают от более поздних слоев земли | Источник: Сергей ФедосеевКогда-то рабочие строили эту дорогу, а сейчас расчищают от более поздних слоев земли | Источник: Сергей Федосеев
Когда-то рабочие строили эту дорогу, а сейчас расчищают от более поздних слоев земли
Источник:
Сергей Федосеев

Специалисты Камской археологической экспедиции нашли на месте строительства будущей галереи Соликамский тракт — бревенчатую дорогу, датируемую первой половиной XVIII века. Мы побывали на месте раскопок и показываем уникальную 300-летнюю находку.

Раскопки ведут рядом со старым заводским корпусом, построенным в готическом стиле. Домик не снесут, он войдет в будущий комплекс галереи | Источник: Сергей ФедосеевРаскопки ведут рядом со старым заводским корпусом, построенным в готическом стиле. Домик не снесут, он войдет в будущий комплекс галереи | Источник: Сергей Федосеев
Раскопки ведут рядом со старым заводским корпусом, построенным в готическом стиле. Домик не снесут, он войдет в будущий комплекс галереи
Источник:
Сергей Федосеев
Раскопки проходят вот в таком огромном теплом шатре, воздух здесь подогревают | Источник: Сергей ФедосеевРаскопки проходят вот в таком огромном теплом шатре, воздух здесь подогревают | Источник: Сергей Федосеев
Раскопки проходят вот в таком огромном теплом шатре, воздух здесь подогревают
Источник:
Сергей Федосеев
Этим бревнам 300 лет. С ними позирует автор этого материала | Источник: Сергей ФедосеевЭтим бревнам 300 лет. С ними позирует автор этого материала | Источник: Сергей Федосеев
Этим бревнам 300 лет. С ними позирует автор этого материала
Источник:
Сергей Федосеев

Археологи уже находили фрагменты этой дороги, но они были небольшими и не давали общего представления о том, как она выглядела. На днях им удалось раскопать значительную часть старой деревянной дороги и понять ее конструкцию.

— Мы дошли до места, где смогли «поймать» Соликамский тракт во всю ширину, — рассказывает 59.RU научный сотрудник Камской археологической экспедиции Мария Мингалёва.

На месте стройки много рабочих археологической экспедиции | Источник: Сергей ФедосеевНа месте стройки много рабочих археологической экспедиции | Источник: Сергей Федосеев
На месте стройки много рабочих археологической экспедиции
Источник:
Сергей Федосеев
Ширина дороги около десятка метров, в центре она промята и засыпана землей | Источник: Сергей ФедосеевШирина дороги около десятка метров, в центре она промята и засыпана землей | Источник: Сергей Федосеев
Ширина дороги около десятка метров, в центре она промята и засыпана землей
Источник:
Сергей Федосеев
Так выглядит дорога вблизи | Источник: Сергей ФедосеевТак выглядит дорога вблизи | Источник: Сергей Федосеев
Так выглядит дорога вблизи
Источник:
Сергей Федосеев

Найденная дорога полностью сложена из бревен. В центре — перекоп от поздних коммуникаций.

— Она соответствует требованиям строительства дорог XVIII века — шесть метров шириной, сливные канавы по сторонам — своеобразная ливневка того времени, которая была необходима, так как воды здесь было много, — говорит Мария Мингалёва. — Бревна клали в два ряда, верхний слой стелили на нижний поперечный.

«Туда везем!» Землю поднимают на большую гору | Источник: Сергей Федосеев«Туда везем!» Землю поднимают на большую гору | Источник: Сергей Федосеев
«Туда везем!» Землю поднимают на большую гору
Источник:
Сергей Федосеев

Строительство Соликамского тракта сыграло значительную роль для Прикамья.

— До его строительства из Перми была только одна магистраль — по воде, — продолжает археолог. — Но Егошихинский завод нужно было связать с Мотовилихинским и южными заводами — Оханским, Юго-Камским, а также с северными — Соликамским, Висимским и Пыскорским. Эту дорогу сделали альтернативой водному пути и линии бичевника — дороги, по которой бурлаки таскали груз. Это была самая главная и самая первая государственная пермская магистраль, которая соединила заводы. На планах она была подписана как Большая столбовая дорога. Рабочие делали рядом пристрои, ангары. Дорога проходила через Егошихинский поселок, с которого началась история нашего города. У нас есть сведения, что когда-то на территории Завода Шпагина рабочие нашли чугунную табличку «Соликамский тракт».

Источник: Сергей ФедосеевИсточник: Сергей Федосеев
Источник:
Сергей Федосеев

Соликамский тракт стал частью Большого Сибирского тракта, что позволило соединить Прикамье с другими регионами. По данным историков, по нему доставляли депеши чердынским и соликамским воеводам, шли в кандалах каторжники — участники крестьянских восстаний, шведские солдаты, плененные во время Русско-Шведских войн. По нему в Сибирь ехали торговцы, доставляя на торговые рынки меха и соль-пермянку.

Поверхность нужно расчистить от земли | Источник: Сергей ФедосеевПоверхность нужно расчистить от земли | Источник: Сергей Федосеев
Поверхность нужно расчистить от земли
Источник:
Сергей Федосеев

Сверху бревенчатый тракт был засыпан галькой и щепой — «дорожной одеждой» XIX века, как говорят археологи.

Древняя ливневка | Источник: Сергей ФедосеевДревняя ливневка | Источник: Сергей Федосеев
Древняя ливневка
Источник:
Сергей Федосеев
Источник: Сергей ФедосеевИсточник: Сергей Федосеев
Источник:
Сергей Федосеев
А вот и колодец | Источник: Сергей ФедосеевА вот и колодец | Источник: Сергей Федосеев
А вот и колодец
Источник:
Сергей Федосеев
Поперечные срубы — часть конструкции дороги | Источник: Сергей ФедосеевПоперечные срубы — часть конструкции дороги | Источник: Сергей Федосеев
Поперечные срубы — часть конструкции дороги
Источник:
Сергей Федосеев

Специалисты Камской археологической экспедиции говорят, что рядом с дорогой — на месте исторической деревни Егошихи, нашли множество предметов быта.

— В основном это гончарная керамика, которой пользовались жители деревень, — говорит Мария. — Эта дорога проходила непосредственно через Егошиху. Фарфор и фаянс здесь были редки. Это признак городского населения, зажиточных семей.

Нас провела по участку Мария Мингалёва — научный сотрудник Камской археологической экспедиции | Источник: Сергей ФедосеевНас провела по участку Мария Мингалёва — научный сотрудник Камской археологической экспедиции | Источник: Сергей Федосеев
Нас провела по участку Мария Мингалёва — научный сотрудник Камской археологической экспедиции
Источник:
Сергей Федосеев
На дороге находят много старых монет. Эта денежка, судя по дырочке, была пришита на народный женский костюм или была частью украшения | Источник: Сергей ФедосеевНа дороге находят много старых монет. Эта денежка, судя по дырочке, была пришита на народный женский костюм или была частью украшения | Источник: Сергей Федосеев
На дороге находят много старых монет. Эта денежка, судя по дырочке, была пришита на народный женский костюм или была частью украшения
Источник:
Сергей Федосеев

Также на месте стройки нашли архитектурные фрагменты. В основном это срубные постройки, погреба, строение, похожее на избу. Также найдены индустриальные постройки, которые относятся уже к железнодорожным мастерским и паровозоремонтному заводу — к концу XIX века. На фото ниже — фундамент заводского цеха позднего времени, предположительно, относится к годам войны. Он врезан прямо в саму конструкцию деревянной дороги. Есть немало и промышленных находок, связанных с жизнью и работой завода.

На фото видно, что фундамент цеха стоит на бревенчатой дороге | Источник: Сергей ФедосеевНа фото видно, что фундамент цеха стоит на бревенчатой дороге | Источник: Сергей Федосеев
На фото видно, что фундамент цеха стоит на бревенчатой дороге
Источник:
Сергей Федосеев

— Из всех мест в городе это самое разнообразное в плане находок, потому что здесь есть и бытовые, и индустриальные вещи, а время охватывает период с XVIII до начала XX века, — утверждают археологи.

Круглый предмет — ручная граната, рядом часть кожаного предмета с надписью на идише | Источник: Сергей ФедосеевКруглый предмет — ручная граната, рядом часть кожаного предмета с надписью на идише | Источник: Сергей Федосеев
Круглый предмет — ручная граната, рядом часть кожаного предмета с надписью на идише
Источник:
Сергей Федосеев
Среди находок — множество орудий труда, топоры. Слева лежит вентиль от станка | Источник: Сергей ФедосеевСреди находок — множество орудий труда, топоры. Слева лежит вентиль от станка | Источник: Сергей Федосеев
Среди находок — множество орудий труда, топоры. Слева лежит вентиль от станка
Источник:
Сергей Федосеев

Фрагмент бревенчатого Соликамского тракта является уникальной находкой, считают археологи. Им хотелось бы сохранить его или хотя бы перенести в другое место — разобрать, чтобы потом специалисты могли бы воссоздать его в музейных условиях.

— Мы, конечно, возьмем спилы — образцы, но дорогу сегодня-завтра придется сорвать, чтобы не задерживать сроки подготовки к стройке, — сожалеют археологи.

Они обратились к руководству пермских музеев и губернатору. 22 марта на раскопки приехали экс-мэр Перми, зампред регионального правительства Дмитрий Самойлов, министр культуры Прикамья Алла Платонова, министр по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Ольга Андрианова, директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.

— Решили пока на этом месте остановить работы, — сообщила 59.RU археолог Мария Мингалёва. — В четверг будут решать, что делать с дорогой и как ее музеефицировать. Но на этом месте дорогу однозначно не оставят.

Археологи предполагают, что это был стеклорез | Источник: Сергей ФедосеевАрхеологи предполагают, что это был стеклорез | Источник: Сергей Федосеев
Археологи предполагают, что это был стеклорез
Источник:
Сергей Федосеев
План территории, по которому работают археологи | Источник: Сергей ФедосеевПлан территории, по которому работают археологи | Источник: Сергей Федосеев
План территории, по которому работают археологи
Источник:
Сергей Федосеев

Археологические работы на территории будущей галереи продолжаются — участок за участком. Предположительно, они должны завершиться до конца марта. Как объяснили 59.RU в Минстрое Прикамья, сроки гибкие. Котлованы, которые раскрыли во время археологических раскопок, расширят и будут использовать под строительство нового здания. Одновременно на соседних участках специалисты делают замеры под другие части котлована стройки.

Ранее мы подробно рассказывали о находках, которые обнаружили археологи на месте стройки будущей галереи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления