Если вы хоть раз были в Чусовом, то наверняка проезжали по местному автомобильному мосту — его называют Ермаковским. Поедете снова — обратите внимание на перила этого моста. Ажурная вязь появилась на них благодаря обычной советской электробритве. Точнее, футляру от нее.
Мост построили в начале 1960-х. В то время еще действовал послевоенный принцип экономии — получить деньги или материалы на «красивости» было сложно. Акцент делали на функциональность. Но чусовлянам хотелось, чтобы их мост был особенным. Выход предложили работники ЧМЗ — объявили сбор металлолома.
— Требовалось около 110 тонн металлолома, а собрали больше 120 тонн. После этого разрешили сделать красивые перила, — рассказала 59.RU директор Чусовского музея Татьяна Власова. — Ажурные решетки решили отливать в литейном цехе ЧМЗ. Но нужен был какой-то рисунок. Где его взять? Нашли выход: у начальника цеха была бритва «Нева» с изображением моста на коробке, этот рисунок масштабировали до необходимой величины и отлили.
Прошло шестьдесят с лишним лет. Сейчас уже непонятно, знали ли заводчане, какой именно мост они взяли за основу. Но сотрудники Чусовского музея изучили футляр такой бритвы и, сравнив с фотографиями разных мостов Санкт-Петербурга, выяснили — это был Троицкий. Тот самый, под которым по легенде когда-то пролетал Валерий Чкалов, а сейчас каждое лето в честь выпускников торжественно проплывает корабль с алыми парусами.
Ажурные изгибы у чусовского и питерского мостов не совпадают один в один. Но это объяснимо: на футляре электробритвы мост изображен не с фотографической точностью, часть деталей на небольшой поверхности просто не разглядеть. Тем не менее Ермаковский мост в Чусовом, можно сказать, младший родственник Троицкого.
Сотрудники музея тем временем продолжают собирать информацию о чусовском мосте — в его истории могут обнаружиться и другие интересные факты. К примеру, пока нет точных сведений, почему ажурные элементы на ограде загибаются в разные стороны: на части пролетов — внутрь, на остальных — наружу.
Ранее мы рассказывали, в какие красивые места Прикамья можно поехать на электричке: в списке есть и Чусовой с его парком истории. Выясняли на примере Чусового, какие проекты в сфере малого бизнеса «заходят» в моногороде. А также показывали, как на ЧМЗ делают рессоры для MAN, Volvo и КАМАЗов (даже для победителей ралли «Дакар»).