Эксперты отмечают рост кибератак на государственные структуры, кредитные организации, интернет-магазины. Цель преступников — кража персональных данных и сведений по банковским картам.
В роли объекта атаки могут выступать не только банковские системы и сервисы, но и ее сами люди. В 90% таких атак мошенники используют различные психологические приемы. Они манипулируют человеком, чтобы вызвать у него чувство страха, тревоги, или, наоборот, радости, а потом убедить раскрыть свои платежные или персональные данные.
Телефон — один из самых распространенных каналов. Чаще всего это звонок от имени сотрудников банка или правоохранительных органов. Варианты могут быть разными, но смысл один: решить, как поступить с деньгами, нужно быстро.
Очень часто вектор атак преступников направлен на самостоятельное проведение клиентом всех операций со своими счетами. Иногда люди оформляют кредиты и выводят денежные средства на подконтрольные злоумышленникам счета. В этих схемах единственный барьер — фронт-офис, куда обращаются клиенты за оформлением кредитов или снятия денег.
ПАО Сбербанк противостоит таким атакам, несмотря на увеличение их мощности и новые тактики злоумышленников, говорят в компании.
— Благодаря сотрудникам филиала только за первое полугодие 2022-го удалось предотвратить 63 попытки хищений. Общая сумма предотвращенного ущерба — 27 млн рублей. 15,4 млн рублей из них — это кредиты, полученные клиентами под воздействием мошенников, — говорят в банке.
Если по телефону, электронной почте, через социальные сети кто-то пытается узнать данные банковской карты, СМС-пароли, пин-коды, просит установить дополнительное приложение на телефон, оформить кредит на свое имя или перевести деньги на резервный счет — это явные признаки мошенничества.
При любых сомнениях необходимо прервать разговор и набрать официальный номер банка.
Сотрудники никогда не просят клиентов разглашать информацию для блокировки перевода или аннулирования счета, переходить по ссылкам или устанавливать приложения, оформить кредит или перевести деньги на резервный счет. Правоохранительные органы не требуют раскрывать данные по картам и счетам, переводить деньги куда-либо, поучаствовать в проведении экспериментов, проверок и так далее.
— Клиент — это самая главная ценность для банка. Создавая новые финансовые сервисы, Сбербанк стремится защитить своих клиентов от угроз, которые развиваются вместе c новыми технологиями. Как лидеры рынка, мы внимательно изучаем новые вызовы и реализуем адекватные механизмы защиты денежных средств и информации наших клиентов. Часть этих механизмов находится полностью под контролем банка, другие становятся эффективны при условии, что сами клиенты также осведомлены о потенциальной угрозе и предпринимают необходимые меры. Именно поэтому самая эффективная защита — осведомленность наших клиентов о разновидностях методов, используемых мошенниками, оценка возможных действий и контрмер для их отражения, — сказал вице-президент, председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Пётр Колтыпин.