В Перми стартовала экспедиция по поиску и исследованию судов, затопленных в годы Гражданской войны. В акватории Камы работают специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.
— На местах основных сражений флотилии адмирала Колчака также работают команды Уральского и Пермского центров подводных исследований, — сообщили в пресс-службе краевого правительства. — Предполагается, что среди исследуемых корпусов могут быть выявлены объекты, пригодные для судоподъема в целях музеефикации. Подъемная операция и последующая реставрация могут стать значимой составляющей мероприятий, приуроченных к празднованию 300-летия Перми.
Подводные пространства и корабли исследуют с помощью специальной техники. После того как станет известно точное количество и координаты затонувших судов и имущества, их поднимут наверх. Но только в том случае, если это посчитают целесообразным и экономически эффективным: дайверы должны установить историческую и культурную ценность кораблей, а также возможность их безаварийного подъема и реставрации.
Сейчас акваторию Камы исследуют в пермском микрорайоне Левшино и возле села Бабка. Затем участники экспедиции переместятся к селу Елово, поселку Пожва и в район Соликамска и Усолья. По данным пресс-службы краевого правительства, специалисты уже провели большую работу по гидроакустическому сканированию акватории. Сейчас водолазы исследуют лежащие на дне Камы суда — определяют их состояние.
— Для объектов, имеющих признаки культурного наследия, не существует универсальных методов подъема. Каждый раз опытными специалистами разрабатывается индивидуальная схема с учетом конкретных параметров, — прокомментировали в Минприроды Пермского края. — Прежде всего, учитывается состояние самого судна и его конструктивных элементов, положение на грунте и степень заиленности, скорость течения и так далее. По совокупности множества факторов определяются наиболее подходящие методики из наработанных практик.
Ранее мы рассказывали, что в 2020 году пермские дайверы нашли на дне реки Сылвы пароход «Вера Фигнер», построенный в 1904 году. В годы Великой Отечественной войны на нем перевозили людей из блокадного Ленинграда, а в 1966-м он затонул. Обследование показало, что подъем «Веры Фигнер» не целесообразен. Но предполагается, что это место может заинтересовать дайверов, увлекающихся подводной историей.