В храме поселка Орел Березниковского округа есть необычная фреска, на которой изображен писатель Лев Толстой, идущий в ад. Мы съездили в поселок и узнали ее историю.
Поселок Орел расположен на правом берегу Камы и находится на острове, со всех сторон омываемом рекой. Поселок небольшой: по данным переписи 2021 года, здесь живет всего полторы тысячи человек. Центр поселка — старинная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, площадь с автобусной остановкой и дом, напоминающий старинные палаты и составлявший, по всей видимости, ансамбль с церковью. Сейчас здесь расположен магазинчик, в который то и дело забегают жители, а местные собаки дежурят у входа.
Изначально Орел был основан Григорием Аникеевичем Строгановым на противоположном, левом берегу. Тогда он носил название Орел-городок и представлял собой крепость с деревянным острогом и пушками. Коми-пермяки, составлявшие часть местного населения, называли ее «Кергедан», то есть «город в устье реки». Здесь же находились дворы бояр, храмы и посад. Городок служил опорным пунктом для освоения Западной Сибири, именно отсюда в XVI веке Ермак со своей дружиной выступил в поход за Урал. В XVII веке в Орле производили цветные поливные изразцы, которые использовали при украшении храмов Соликамска. В 1707 году из-за изменения русла реки поселок перенесли на правый берег Камы, где он сейчас и находится.
Впал в немилость
Заглядываем в орловскую церковь, внутри которой оказывается небольшое пространство с иконостасом, храмовыми иконами на стенах и уютными ковриками на полу при входе. Церковная служительница рассказывает, что церковь построили еще при Строгановых в 1735 году и назвали Похвалы Пресвятой Богородицы.
Своды храма покрыты монументальными росписями. Часть из них, написанные темными красками, представляют сцену Страшного суда: мертвецов, восстающих из разверзшихся могил. Справа показана толпа, идущая на Суд.
— А Толстой здесь есть? — уточняем у сотрудницы храма.
— А как же! Вон он в рубашке, справа, — отвечает женщина. — Церковь от него отреклась, в немилость впал, а за что, не знаю, но критикуют его до сих пор.
Женщина объясняет, что это уже новый вариант росписи фрески. Старый фрагмент «Толстой в аду» сняли еще в советские годы и увезли в музей реставрировать, но он рассыпался.
— На кусочки, как мозаика, — уточняет служительница. — Но куда всё это делось потом, неизвестно.
Что произошло с фреской?
Чтобы узнать судьбу старой фрески, едем в Березниковский историко-художественный музей. В экспозиции представлена деревянная скульптура Сидящего Спасителя и иконы из того самого орловского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, но нас ведут в архив.
— Действительно, в церкви Орла была более древняя фреска «Лев Толстой в аду», — рассказывает 59.RU хранитель фондов Эллина Берган. — Ее фото есть в нашем архиве.
Точное имя художника, написавшего ее, неизвестно. Предположительно, это был художник Иконников из бывших крепостных, живший в селе Дедюхино.
В архиве музея на фреску заведено целое дело. Архивариус Любовь Чепцова достает документы.
На фото видно, как выглядела старая фреска: под трубящим ангелом изображена толпа грешников, идущая на Страшный суд. Над ней возвышается фигура Льва Толстого и женщины. Как объяснили в музее, это местная учительница, почитательница писателя. Имя ее неизвестно.
Как пишет краевед Ольга Варнакова в музейном сборнике «Хранители исторической памяти», в 1941 году местные власти решили приспособить орловскую церковь под клуб. В связи с этим многие предметы передали в Усольский краеведческий музей. Когда встал вопрос о сохранении хотя бы части фрески, директор музея Г. Мельников обратился за помощью в Третьяковку. Из Москвы в Орел выслали реставратора Павла Юкина, который снял фреску. Оказалось, что она была написана масляными красками по штукатурке и была размером 200 на 140 сантиметров. Фреску перевезли в Усольский музей.
— Денег на реставрацию тогда не было, поэтому памятник пролежал в музее около 15 лет, — рассказывает Эллина Берган. — Условия в музее были плачевные, местность всё время топило. Когда в 1954 году коллекцию музея решили перевезти в Березниковский музей, оказалось, что фреска уже распалась на части и не подлежала реставрации.
В акте о списании экспонатов, поврежденных при перевозке из Усолья, называлась ее цена: «Л.Н. Толстой в аду» — изображение на фреске — 50 руб.».
В деле также хранятся письма Николая Серебренникова, заинтересовавшегося судьбой композиции в 1950-е годы. Он просил прислать ему ее фото и даже намеревался приехать, чтобы посмотреть. Но позже он сообщает, что у него не получается с поездкой.
Николай Николаевич Серебренников — собиратель и исследователь пермской деревянной скульптуры. Начинал работать в Ильинском как учитель. Пытался разыскать следы пропавших во время гражданской войны архивов и библиотек Строгановых. В 1921 году Серебренников организовал в Ильинском музей, собрав за пару лет более 7 тысяч экспонатов. Позже стал директором Пермской галереи.
«Верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего»
За что же досталось автору романа «Война и мир»? На православных сайтах говорится, что в 1901 году Святейший Синод принял определение, в котором был зафиксирован факт «отпадения» от церкви Льва Толстого. Документ был опубликован 24 февраля 1901 года в официальном журнале Синода «Церковные ведомости» и в газетах.
В тексте объясняется, что писатель «...отвергает все таинства церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию». В документе говорилось о приземленно описанном Толстым таинстве Евхаристии.
Евхаристия — церковное таинство причащения, во время которого верующему дают вкусить хлеб и вино, символизирующее тело и кровь Христа, пожертвовавшего собой ради прощения грехов человечества.
Позже Толстой сам дал ответ, в котором признался, что отрекся от церкви. Его ответ был распечатан на копировальном аппарате и распространен.
«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, — это совершенно справедливо, — ответил Толстой. — Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему», — утверждает Толстой.
Толстой объяснил, почему отошел от церкви: он отвергал «непонятную Троицу», «не имеющую смысла басню о падении первого человека» и «кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий».
«И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды, написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым». Но тут же писатель объясняет, что, несмотря на несогласие с церковным укладом, говорит о своей вере. «Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём».
После отречения Синод рекомендовал церквям у входа изображать Льва Толстого в аду. Кроме орловской церкви, фреска на этот сюжет сохранилась и в храме села Тазово Курской области. По предположению, ее автор — мастер церковной живописи Андрюшин.
Ранее мы рассказывали о поселке Ильинский, куда можно отправиться в выходной день и увидеть расписанные церкви, уникальные экспозиции, бильярд Пушкина и многое другое.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.