Мы запускаем новый сериал «Что я делаю, чтобы заработать» — в нем редакция 59.RU будет рассказывать истории людей, которые зарабатывают деньги. То есть, по сути, обо всех — но с прицелом на то, как человек шел к своей работе, чему ради нее пришлось учиться и что она по итогу дает. Считайте, это как будто вы спросили у нового знакомого, кем он работает и как так получилось.
Когда Тимуру Шаймарданову предложили заниматься «Мозгобойней» и описали, что это такое, он подумал «За это что, еще и платить будут?» Теперь, спустя время, редкий пермяк не знает, что такое квиз. Собраться в баре с друзьями и поломать голову над каверзными вопросами стало модным увлечением. Мы встретились с Тимуром, узнали, сколько можно заработать на «Мозгобойнях», много ли нужно работать, обсудили бизнес и жизнь.
Семь лет назад Тимур Шамарданов занимался разработкой сайтов, в том числе и для крупных застройщиков. За плечами был год обучения в нефтяном колледже, оконченное высшее педагогическое образование в сфере математики, уход с одного места работы через два месяца, «так как терпеть не могу тупых начальников», опыт организации студенческих мероприятий и смутное желание найти подходящую сферу деятельности.
— То есть я еще не искал другую работу, но уже думал: «Надоело это всё. Денег есть немножко от этих сайтов, но удовлетворения вообще ноль», — вспоминает Тимур. — И как-то раз мне пишет во «ВКонтакте» девочка Катя: «Мы ищем организатора вот такой киберигры». Думаю: «Что за игра такая — "Мозгобойня"?» Почитал немного, потом мы созвонились, и я такой думаю: «За это люди и денег готовы платить?» Как оказалось, да.
В Перми работает филиал «Мозгобойни». Управляет проектом RudaGames, они же придумывают вопросы. Сейчас в Перми проводят квизы: «Мозгобойня», «Туц Туц QUIZ» и «Держи пять!». «Мозгобойня» — это квиз, который проводится в семь туров по семь вопросов с текстами, музыкой, видео и другими форматами. «Туц Туц QUIZ» — музыкальный квиз без текстовых вопросов на логику. «Держи Пять!» — интуитивно-развлекательная игра, в которой игрокам нужно угадать, как на вопрос ответило большинство опрошенных респондентов. Проект «Мозгобойня» существует в 17 странах мира.
Тимура выбрали из трех потенциально подходящих кандидатов. Как окажется позже, его судьбу решил один знакомый, которому он помогал.
— Когда я только начал заниматься, был прям такой драйв, веселье, и такой еще рост хороший пошел. У нас на первую бесплатную игру пришло 106 человек, на вторую игру пришло 102 человека — уже платно, — делится Тимур. — И получается, первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая — они все были с ростом. И седьмая — там было 314 человек. Мы проводили игры в клубе «Семь», когда он еще существовал. И после этого мы перешли на два дня в неделю.
Пик популярности игр пришелся на февраль 2018 года. Тогда было по 8–9 игр в две недели. Потом вышли на плато, периодически наблюдая то ситуативный рост спроса, то падение. Как поясняет Тимур, зарабатывать в зависимости от нагрузки удается от 50–60 тысяч рублей до 200 тысяч в пиковые месяцы вроде декабря.
Теперь у Тимура нет жесткого руководства. График работы подчиняется его планам, есть возможность выкроить время на организацию корпоративов или мероприятий, не связанных с играми. Но так было не сразу.
— Раньше работал по сути без выходных, сейчас стараюсь делать два выходных в неделю. Если есть игра, рабочий день заканчивается в 9 вечера, без игры — часов в 7–8 вечера. Даже если игра в этот день не проходит, всё равно идет разная организационная работа, — делится Тимур. — Встаю где-то в 9–10 часов утра. Начинаю работать в 11–12. Если нужно, куда-нибудь заезжаю или встречаюсь с кем-то, звоню по корпоративам, по партнерству, по каким-то партнерским мероприятиям, делаю финансовый отчет. Потом подготовка к игре: надо всё распечатать. Администратор звонит командам, потом скидывает списки. Где-то часов в 16 я выезжаю [на место, где будет проходить игра]. Потом подготовка к игре: делают рассадку, раскладывают расходники, бланки, ручки, листочки, ну и потом, собственно, игра.
Игры «Мозгобойни» сейчас проводят в Перми три раза в неделю. В организации мероприятия обычно задействованы от 20 до 25 человек. Чтобы всё работало без накладок, в команде есть и техники, и администратор, ведущие, фотографы, помощники и эксперт. Расходы на организацию игры варьируются, но, как говорит Тимур, прибыльность от каждой игры процентов 30–40. У команды нет офиса, коммуникации происходят онлайн либо по телефону.
— Почему проект выстрелил? Это, наверное, комбинация того, чем я занимался до этого, — делится организатор пермской «Мозгобойни».
Как ни странно, пригодился даже опыт обучения в нефтяном колледже, куда пошел по примеру брата.
— Там мне было очень скучно. Я помню там как-то расписание было такое интересное. Сначала вроде бы две пары было, потом перерыв часовой и потом еще две пары. Как-то иду я в этот перерыв, гуляю вокруг нефтяного колледжа, пью пиво, и идет дождь (смеется). Вот настолько там было грустно, — вспоминает Тимур. — Но в конце года в колледже были концерты, и я пришел на один, там что-то танцуют, выступают, поют. И я подумал: «Вот это интересно». Потом я поступил в пед и, собственно, там активно занимался внеучебной деятельностью.
Тимур рассказывает, что в вузе получил огромный опыт насмотренности и организации событий, опыт съемки фото и видео. И в какой-то момент все эти разносторонние умения пригодились в проекте «Мозгобойня».
— Во время пандемии в 20-м году, где-то в районе осени, наверное, я встречаю фотографа Дениса Фениченко — в «Семье». Я один из мастер-классов организовывал в его фотостудии. И узнаю в разговоре с ним, что это он порекомендовал этим ребятам из Питера обратиться ко мне, предложить заняться «Мозгобойней». Вот так вот всё переплетается, — рассказывает Тимур. — И я это узнал, получается, спустя почти 5 лет.
Когда молодой человек понял, как всё устроено, решил организовать игру в еще одном городе-миллионнике — в Уфе.
— Три года я ей занимался. Были небольшие взлеты, небольшие падения. И в результате решил отказаться от этого, — делится Тимур. — Чтобы заниматься таким проектом, надо все-таки в городе жить. Нужны и знакомые, контакты, понимание, как живет город. Контакты, конечно, можно нарастить, но всё равно это не то. Я даже думал — может быть, переехать в Уфу. Но нет. Как показывает практика: редко кому удается, чтобы в одном городе проект хорошо работал, а потом добавлялся второй город и там тоже всё было хорошо. Внимание рассеивается. И расстояния — тоже тяжело. Поэтому не рекомендую покупать франшизу на другой город.
Как рассказывает Тимур, сейчас есть идеи по росту проекта и в ширину, и ввысь. В частности, есть идея провести фестиваль игр, на котором объединить все квизы и интеллектуальные игры, а также поучаствовать в фестивале «Пермь-300» с бесплатным массовым квизом, желательно на берегу Камы. Но это пока всё в разработке.
— Главное, чтобы был интерес и азарт, и не терять свою нить, — задумчиво отмечает Тимур. — Сейчас я выбираю из потенциала роста и масштаба. Хочется больше. Поэтому хочется в «Пермь-300» и интересен фестиваль.
«Главное, чтобы был интерес и азарт, и не терять свою нить»
Ранее мы публиковали интервью с первым переводчиком Толкина на русский — Александром Грузбергом из Перми.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.