Город На дне Камы нашли первый выпущенный в Перми теплоход

На дне Камы нашли первый выпущенный в Перми теплоход

«Пермский первенец» начали строить в 1931 году. Его хотят поднять и сделать музейным экспонатом

На дне Камы в Перми нашли старинный буксир «Пермский первенец». Слева — его макет, а справа — фото с гидролокатора

В Перми на дне Камы обнаружили старинный колесный пароход. Он лежал на шестиметровой глубине в 300 метрах от берега. Специалисты, предполагают, что судно произвели в тридцатые годы прошлого века. Рассказываем всё, что известно о находке.

Колесный теплоход нашли водолазы Пермского центра подводных исследований. В правительстве Прикамья называют судно историческим артефактом и говорят, что оно хорошо сохранилось. Специалисты предполагают, что это одно из первых судов, произведенных на Пермской судостроительной верфи — буксирный пароход типа «Пермский первенец» или пароход 732-й серии.

Колесный теплоход имеет длину 60 метров, ширину 8 метров и лежит на шестиметровой глубине в 300 метрах от берега напротив завода «Машиностроитель» (он расположен на Новозвягинской, 57 в Мотовилихинском районе — это между микрорайоном Язовая и берегом Камы).

— Судно практически полностью заилено, а дно вокруг него покрывает молевой сплав. Объект целый, с котлом, колесами и прочим. Судя по клепанному корпусу, судно произведено до 1935 года. Возможно, что это буксирный пароход типа «Пермский первенец». Такие начали производиться в 1932 году на Пермской судоверфи. Причину, почему судно затонуло, можно будет установить только после его подъема, — объяснил руководитель водолазных спусков АНО «Центр подводных исследований» Денис Михалёв.

Так выглядел буксир «Пермский первенец» (на снимке его макет)

По мнению министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Прикамья Дмитрия Белановича, пароход можно поднять, а потом использовать как музейный объект.

— Учитывая, что колесный пароход — это объект исторического и культурного наследия, и его поднятие может быть оправдано не только с экономической, но и с образовательной точки зрения, требуется тщательное обследование и серьезный полноценный проект подъема. Для этого нужно провести основательную подготовительную работу с учетом течения, глубины, степени заиленности, состояния судна, наличия топлива и прочих параметров, — рассказал министр.

Чтобы понять, что за теплоход обнаружили водолазы, Минприроды направило запросы в различные архивы, музеи, пароходства и судостроительные заводы. Уже известно, что техническая документация на тип судна «Пермский первенец» не сохранилась. Это значит, что точно определить, что за судно затонуло в Каме, можно будет только после того, как водолазы обследуют его.

Кандидат исторических наук Аркадий Константинов считает, что найденный колесный пароход мог быть построен раньше, чем изначально предполагалось. Чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение, нужны дальнейшие исследования и экспертиза.

Торжественное собрание в честь закладки корпуса «Пермского первенца» и первого капитального цеха судозавода

По данным Минприроды, обнаруженный пароход есть в реестре затонувшего имущества «Администрации Камского бассейна внутренних водных путей». Согласно решениям Ленинского районного и Пермского краевого судов, «Камводпуть» должен очистить от таких судов реки Кама, Вишера, Косьва, Сылва и Чусовая в Пермском крае от затонувших бесхозяйных судов, но пока не сделал этого.

Сейчас Минприроды Прикамья прорабатывает решение вопроса проведения водолазного обследования и подъема затонувшего объекта, в том числе рассматривает вариант привлечения инвесторов.


Ранее мы рассказывали об истории Пермской судоверфи, в том числе о ее первом судне — буксире «Пермском первенце». Его корпус торжественно заложили 30 июля 1931 года. На митинг тогда пришли полторы тысячи человек. Этот день считается официальным днем рождения Пермского судозавода и микрорайона Судозаводского — он появился на десять лет раньше Кировского района, в состав которого сейчас входит.

Пароход колесного типа «Пермский первенец» мощностью 150 лошадиных сил выпустили в 1932 году. После этого судоверфь приступила к другим судам. Поначалу все суда были клепаными: стальные листы скрепляли с корпусом и между собой без применения сварки. Но уже в 1933 году в Перми выпустили первый в Советском Союзе теплоход, части которого были скреплены методом сварки.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем