В Перми вовсю реконструируют площадь Карла Маркса — причем, можно сказать, оптом. Одновременно тут делают дорогу, тротуары, стелу «Пермь — город трудовой доблести», капитально ремонтируют жилой дом, меняют остановки. Из-за такой массированной работы жители столкнулись с трудностями: пройти площадь, не уходя на проезжую часть, сейчас просто невозможно.
Около двух недель назад в Перми появился новый мэр, пост занял экс-министр экономического развития региона Эдуард Соснин. Мы уже писали, какие объекты мэр посетил в первую очередь, и призывали его зайти и на многострадальную площадь. 11 сентября нас пригласили совершить эту прогулку вместе.
Мэр Соснин приезжает на место нашей встречи и сходу благодарит за инициативу с прогулкой.
— Вот по опыту работы могу сказать, что вот то, что журналисты пишут, это правда, ну не на 100%, но на 95. Доверять можно только губернатору и журналистам, — комментирует Эдуард Олегович.
Начинаем прогулку по площади, двигаясь от дома на Сибирской, 71. Замечаю, что совсем недавно тут было сложно пройти — забор огораживал весь тротуар, люди выходили на трамвайные пути — причем из-за поворота, так что надвигающуюся угрозу можно было и не заметить.
— Понимаю, что начали всё до вас, вы еще не были мэром. Но как оцениваете сегодня? Есть ощущение, что коллапс случился, потому что ремонтировать сразу начали всё.
— Аккуратнее, — мэр направляет меня, чтобы я не оступилась. — На самом деле улица Сибирская — знаковая для Перми и для Пермского края, ее ремонт начат и продолжается к юбилею. Вы абсолютно правы! Те неудобства, которые разом навалились на жителей, связаны с тем, что мы приняли решение закончить ремонт улицы Сибирской в этом строительном сезоне, до наступления холодов, до снега. В связи с этим подрядчики максимально оперативно, за что им спасибо, мобилизовали сюда все свои рабочие силы. При нормальном течении ремонта закрывается одна часть дороги и организуется движение пешеходов про противоположной стороне, то здесь мы решили максимально ускориться, пока позволяет погода. Признаю, нашими подрядчиками были не до конца доведены до жителей правила и направления обхода. Стоит один информационный стенд, но схемы движения пешеходов тут нет, сделаем выводы и во всех дальнейших стройках будем доводить информацию, будем исправляться.
Мэр отмечает, что сейчас власти стараются в первую очередь закончить ремонт участков, по которым ходят пешеходы. Дороги планируют делать позже.
— Я прошу терпения у всех жителей города, я думаю, те, кто бывают на Сибирской, видят, как улица меняется, она становится краше, но надо немного потерпеть, — продолжает Эдуард Соснин. — Темп, который сейчас задан, мы сохраним и сделаем весь ремонт до снега.
Уточняю конкретный срок. Ответ: начало октября. Тогда должны закончить основные работы, дальше они будут точечными.
Переходим дорогу через Белинского. Автомобиль проезжает мимо по трамвайным путям.
— Да, сейчас здесь делается островок, здесь будет стоять новая мачта освещения, и пока движение организовано по трамвайным путям, — поясняет мэр на мое замечание. — Тут и на всей Сибирской будут новые мачты освещения, они позволяют повесить современные светильники. Мы будем уводить провода в землю, это проект «Чистое небо». Так что вид площади в ближайшее время изменится.
Доходим до островка безопасности на Чернышевского. Соснин останавливается и просит обратить внимание на тротуар вдоль бетонного забора станции «Новогора». Покосившегося бетонного забора.
— Посмотрите, как тут будет реализовано. На тротуаре мы кладем бордюрный камень, а не закатываем всё в асфальт. Абсолютно правильное решение было принято в свое время — асфальт для машин, для людей это должна быть плитка, у нас в городе так должно быть абсолютно везде.
— А вам не кажется, что тротуар узкий? И почему за ним ров?
— Это технический тротуар. Подобное решение мы видим по всему городу. По нему не ходят, но можно выйти из машины, сесть в машину. Тротуар тут на левой части дороги.
— А почему его не сделать справа?
— Здесь надо смотреть по документам, по распределению участков, возможно, не позволяет территория. Здесь частная территория, «Новогор». Мы не сможем сделать тротуар, сохранив две полосы движения, а они должны тут оставаться — здесь интенсивное движение.
— Думаю, люди тут всё равно пойдут.
— Давайте подумаем, сделаем тут знаки.
— А повлиять на «Новогор» как мэр вы можете? У них падает забор.
— Конечно. Надо его обследовать.
Тенью присутствующий с нами заместитель главы администрации Перми Дмитрий Галиханов поясняет: «С "Новогором" уже связались».
— В течение недели, Екатерина, с пресс-службой свяжитесь и вместе посмотрим на ответ «Новогора».
Окончательно переходим Чернышевского, поднимаемся на новую площадку для остановки трамваев. Справа — трамвайные пути, еще правее — разрытый тротуар у дома на Чернышевского, 23, огороженный сетчатым забором. Подойти к магазинам цветов, кофе и другим сейчас непросто. Вместе с закрытой «Семьей» и ее погасшими окнами пятачок выглядит особенно грустно.
Новый тротуар, точнее площадка остановки, заканчивается.
— Мы идем по трамвайным путям.
— Да, пока так организовано движение. С одной стороны, есть определенные неудобства, но мы стараемся это нивелировать скоростью работы. Если бы делали сначала одну часть дороги, пришлось бы закрывать что-то, техника работает, возятся материалы. Неудобство было бы дольше. Сейчас призываю всех проявлять бдительность, когда здесь идут — здесь ездят машины, трамваи, и надо это как-то переходить. Аншлагов тут тоже не хватает, отрисуем, повесим. Есть забор, который как бы говорит, что ходить здесь запрещено, есть ограждение проезжей части. А вот направления движения, что особенно важно для жителей, которые первый раз здесь оказались, — его нет.
Спрашиваю про размеры новой площадки для остановки трамваев — она стала раза в три шире, чем была раньше. Зачем?
— Если внимательно почитать те комментарии, которые даже в телеграм-канал мне поступают, особенно под постом про остановочные комплексы, у нас жители, наоборот, недовольны тем, что что места для ожидания транспорта узкие, неудобные. Здесь была просчитана модель, которая дала нам понять, что здесь должна быть большая остановка, такой островок. На дороге как было три полосы, так и осталось.
— То есть мы стоим на полосе? Значит, там она сужается из-за остановки, потом расширяется. Сейчас поток машин будет из более узкого места выезжать в более широкое.
— Проект есть и прошел экспертизу, — вновь вступает в разговор Дмитрий Галиханов.
— Давайте в начале октября снова сюда приедем и пройдем по этому же маршруту, чтобы посмотреть. Разметку успеем нанести?
— В первой декаде октября, да, — отвечает заместитель.
— Вот посмотрим на разметку, посмотрим, как пешеходы движутся, и посмотрим, есть ли заторы на дороге. Можем даже в час пик! Вечером, в шесть-семь вечера.
Проходим мимо дома на Чернышевского, 23. Вспоминаю, что при предпредыдущем мэре его думали снести и продлить улицу Сибирскую, потом от планов отказались, сейчас дом и вовсе капитально отремонтировали. Эдуард Соснин делится: «А скоро облицуют и соседнюю пятиэтажку».
— С точки зрения проектов… Еще работая на министерской должности я по своей работе занимался вопросами социально-экономического развития региона, написания программ и стратегий. И я могу сказать, что это нормальная практика, что у нас существует очень много всевозможных проектов. Время показывает, что не все проекты реализуемы и вообще нужны. Надо смотреть на вещи шире и принимать те проекты, которые принесут пользу. Снести дом, честно говоря, я не считаю, что это правильно. У нас и так есть много вопросов с ветхим и аварийным жильем.
В минувшие выходные на подъезде к площади с Чернышевского провалился асфальт, яма была довольно глубокой. Автобусы были вынуждены объезжать ее.
— Здесь случился провал. Это еще старое дорожное полотно, провал был глубокий. Тут будут менять только верхний слой или тут будут какие-то изыскания, проверки, чтобы понять, может ли дальше провалиться?
— Это сеть «Новогора», было разрушено верхнее покрытие, — отвечает Дмитрий Галиханов. — Плиту перекрытия поменяли, сейчас уложат два слоя бетона, и, в принципе, всё будет в нормативном состоянии. Всё рядом проверили — всё в нормативном состоянии.
Мы почти завершили нашу круговую прогулку — идем вдоль «Галургии». Пользуясь случаем, спрашиваю, как Эдуарду Соснину первые две недели мэрства.
— Очень активно. И очень интересно.
— Чем отличается от бывшей работы? Раньше вы решения принимали, думали о судьбе Пермского края. А сейчас — о судьбе города.
— Ну я скажу общие вещи, но они отражают. Широта принятия решений, широта ответственности. В городе это больше, разнообразнее. Могу сказать, что такой ритм работы меня лично драйвит. Я испытываю удовольствие. Сколько задач стоит — это не проблема, и сколько решений важных нужно принять — меня внутри это очень сильно мотивирует к работе.
Переходим дорогу через Белинского и идем к остановке.
— Вот тут обходы ограждениями отделены, мы пока не кладем плитку, но отсыпали крошкой, чтобы не по песку люди ходили.
— Это уже при вас было?
— Последние две недели активная стадия.
— Не поняла, то есть вы пришли на должность, съездили сюда, посмотрели и сказали: «Засыпьте!»?
— Ничего не бывает случайного.
— Просто еще совсем недавно ничего тут не было отсыпано, заборчиков этих не было, люди шли как могли.
— Я еще раз прошу прощения у жителей за затянувшийся ремонт. В ближайшие две недели тут будет плитка и максимальный комфорт.
Вспоминаю последний пост мэра в телеграме — он начинается словами: «Бытует мнение, что глава города не должен заниматься такой мелочью, как свалки или контейнерные площадки». Замечаю, что наверняка это ответ на наш текст, но мы точно не считаем, что свалки — это мелочь.
— Но надо было меня подколоть! — смеется Соснин. — Это хорошо! На ваши предложения буду откликаться. Такие форматы мне нравятся. Давайте продолжим. Мне кажется, половину проблем и недовольства можно снимать, рассказывая, зачем что-то делается и когда будет сделано — и в эти сроки надо укладываться, конечно.
— Тогда к теме свалок: у нас в центре города — крысы, люди жалуются, мы и сами их встречаем. На Луначарского уже в ноги врезаются.
— Крысы — это следствие безалаберного отношения бизнеса в том числе, который складирует пищевые отходы. Регулярно выезжаем, смотрим. Заставляем наши подрядные организации убирать даже там, где не наша ответственность. Вся проблема в мусоре. В связи с этим большая просьба к бизнесу: если вам не хватает контейнеров, так скажите об этом! На каждой контейнерной площадке есть телефоны, можно написать в департамент жилищного хозяйства, да хоть мне в телеграм-канал. Давайте любить свой город и проявлять инициативу.
— Давайте договорим про освещение Сибирской — когда включат?
— Вниз по улице уже должны.
— Пока, говорят, темно.
— Давайте в начале октября вечером, уже будет темно, на это тоже посмотрим.