9 сентября в Москве в возрасте 40 лет скончался пермский художник, график и иллюстратор Андрей Носков.
Он родился в деревне Зюкайка Верещагинского округа. После окончания школы Андрей Носков переехал в Пермь и занялся творчеством. Он был художником-самоучкой, рисовал графику.
Как иллюстратор он нередко сотрудничал с пермскими СМИ: изданиями «Соль» и «Пермская трибуна», а также порталом 59.RU (его иллюстрации вы можете найти в материале «Стыдно, неприятно, непонятно. Почему подростки не рассказывают о домогательствах педагогов»).
Андрей Носков нарисовал многие обложки к альбомам пермской музыкальной группы «Blues-Собеседник». Ее основатель Дмитрий Михеенко рассказал 59.RU, что первая из них — обложка альбома «Бесконечная собака», вышедшего в 2011 году.
— Тогда Андрея никто серьезно не воспринимал, у него было несколько альбомов с его графикой, который он при случае друзьям показывал, — вспоминает Дмитрий Михеенко. — А вообще он мечтал рисовать комиксы, у него были наработки. В какую-то из наших встреч я попросил его нарисовать рисунок для обложки альбома «Бесконечная собака», который мы тогда заканчивали. Сроки были сжатые, говорят, Андрей сидел весь больной полночи и рисовал тщательно каждую деталь этого рисунка, который я считаю гениальным — начиная от самой идеи, заканчивая детальностью ее прорисовки. В результате обложка получилась лучше записанного материала, как мне кажется. Потом были обложки для альбомов «На философском пароходе», «Вечный автостоп» и «В дороге».
Сам Андрей Носков тоже занимался музыкой: у друзей сохранились несколько любительских и профессиональных записей его песен на собственные стихи.
В 2019 году художник переехал в Московскую область и стал резидентом творческой усадьбы «Гуслица». Там он проводил мастер-классы по графике и рукоделию для детей и взрослых, а в 2020 году в «Гуслице» открылась его первая персональная выставка.
Организаторы выставки писали, что творчество Андрея Носкова — это не манифест, а попытка рассказать о своем внутреннем мире и отражениях важного из внешней действительности, а каждая работа — материал для анализа, «послание без четких формулировок», доступное лишь «для внимательного зрителя».
— Интерпретации зрителя не менее важны, чем замысел художника, — отмечала куратор выставки Носкова Екатерина Витюкова. — Сюжеты работ разнообразны, наполнены внутренней улыбкой. Здесь и тема проявления современного мира, наши ценности, разговор о науке, сказке, ритуале. Все персонажи — нереальны и в это же время списаны с нашей действительности. Это приглашение вместе с автором читать символы, за которыми — размышления о свободе и любви.
Сам Андрей Носков о своей выставке и творчестве говорил, что, несмотря на то что он выбирает сюжет, он не навязывает зрителю свою точку зрения.
— Каждый волен увидеть в моих работах свои смыслы и образы, — говорил он. — <...> Эти работы, на мой взгляд, наиболее символичны и каждая из этих работ является для меня открытием новых граней собственных возможностей как художника.
В начале 2023 года Андрей Носков переехал в Москву. В столице он прожил всего несколько месяцев. 9 сентября художник умер. Ему было 40 лет.
На малой родине в Зюкайке у Андрея Носкова осталась мама. Помочь ей с организацией похорон можно по номеру карты: 2202 2003 6580 2535, Ирина Н. (Сбербанк).
10 августа 2018 года умер другой пермский художник Андрей Жунев — ему было всего 34 года. Он был известен пермякам своими арт-объектами: черно-белый Есенин на заброшенном здании, Шевчук из кленовых листьев, практически сразу убранный со стены многоэтажки распятый Гагарин. Кроме того, Жунев открыл в Перми студию креативных футболок T-shirt, в которой какое-то время работал и Андрей Носков.