С наступлением зимы спрос на горячие напитки, а именно чай и кофе, растет. В последние годы у натурального чая в целом появляется всё больше фанатов.
Создание композиций из разных трав и цветов — настоящее искусство. Получается вкусный и красивый сбор, который приятно заваривать в чайнике. В растениях содержится множество полезных элементов, которые помогают организму восстанавливаться после болезней и повышают иммунитет, что тоже актуально осенью и зимой.
Качественный чай ценился во все времена во множестве культур. Это может стать хорошим новогодним подарком для людей разного возраста и интересов. Особенность Нового года не только в самом празднике — для кого-то это становится отправной точкой в новую жизнь. Подробнее о подарках и о новых начинаниях рассказал основатель и директор чайной компании Samovartime Илья Пономарев.
— Почему именно чай?
— По образованию я — повар-кондитер, всё началось с работы на кухне в различных заведениях, а в любом кафе или ресторане есть чай. Так и началось мое знакомство с этим продуктом. Позже мы с друзьями увлеклись китайским чаем, который сейчас очень популярен.
Работа на кухне интересна, но хотелось чего-то другого, своего. Были разные идеи, в каком направлении можно развиваться, решил остановиться на чае. Знания о них есть, своеобразный опыт тоже. Главное — было желание, интерес, любовь к продукту и развитию в этой сфере.
— Открывается всё больше магазинов, специализирующихся именно на чае. Как вы к этому относитесь?
— Если речь идет именно о чайных магазинах, то я не замечаю, что их больше. На мой взгляд, их немного меньше стало. В целом магазины, в которых присутствует чайная продукция, весовая и прочая, мне кажется, встречаются чаще.
Эта сфера не стоит на месте. Как с кофе было: раньше все пили очень горький сильно обжаренный кофе, а потом появилось больше кофеен, люди стали ходить туда и знакомиться с культурой. С чаем происходит то же самое, возможно, не так открыто. Многие любят заварить вкусный чай дома.
Общество развивается, так же и продукция. На нашем рынке появляются редкие сорта, которые привозят из других стран. Это приходит, на мой взгляд, с развитием инфраструктуры, экономических связей — становится легче производить продукт или выращивать его, если речь идет о местных травах. Чай становится качественнее, увеличиваются его объемы.
Это происходит с любым продуктом в принципе. Развиваются упаковки, возникают новые способы выращивания и так далее. Общество прогрессирует, а в России чай всегда любили, любят и будут любить.
— Ранее основной проблемой была пандемия, из-за которой закрылись некоторые заведения. С какими трудностями сталкиваетесь сейчас?
— Первое, что приходит на ум, — нестабильное соотношение валют. Цены скачут, а мы должны успевать следить за этим. Иначе возможна ситуация, когда мы не сможем закупить сырье по прежней стоимости, на которой основывается цена для потребителей. Стараемся внимательно следить за этим. Вторая проблема — логистика. Некоторые виды чая стало сложнее привезти, но мы ищем другие пути, другие страны, где можно найти продукт. Все проблемы решаемы.
— Какой совет дадите тем, кто только начал развивать бизнес в чайной сфере?
— Очень простой: сделайте лучший продукт. Насколько это возможно. Уделяйте больше внимания самому продукту, а уже за ним пойдет и потребитель. Кроме этого, важную роль играет сервис. Если чай действительно хороший и никаких проблем не возникло в его приобретении, то за ним придут и второй, и третий, и последующие разы. Еще и друзьям порекомендуют.
Распространенная ошибка — гнаться за количеством продаж, мы уделяли этому лишнее внимание. Может, и сейчас гонимся, но главное, что есть понимание важности качества продукта и сервиса.
— Какие цели ставите перед собой в будущем году?
— Не буду говорить про цифры. Скажу кратко: уделим больше времени нашей линейке чая, упаковке и сервису. Сделаем продукт еще лучше.
— Появятся ли новые интересные позиции в каталоге?
— Да. Мы регулярно представляем новинки. Чаи создаются разными способами, расскажу подробнее об одном из них. У нас в Перми есть популярные заведения и люди, например президент ассоциации кулинарии. Мы приглашаем их к себе, чтобы разработать новый вкус чая. Это происходит следующим образом. К нам приезжает шеф-повар, желающий создать чай с черемухой. Рассказывает, какие еще есть пожелания. Мы даем сырье, а человек уже сам купажирует — смешивает разные травы. Вместе с ним мы завариваем получившийся чай, пробуем на вкус. Далее добавляем его в ассортимент нашего магазина.
— Любой бизнес — стресс. Как вы справляетесь с ним?
— Все реагируют на стресс по-разному. Одна и та же ситуация оказывается для кого-то стрессовой, а для кого-то нет. Если я чувствую, что устал, то отдыхом может стать поход в спортзал, встреча с друзьями, иногда играю в компьютер. Это обычные вещи, которые расслабляют большинство людей.
— Вы уже несколько лет занимаетесь чаями, бывало ли желание бросить всё и начать деятельность в другой сфере?
— Бывали моменты, когда казалось, что всё очень сложно. Казалось, что нужно привлечь второго человека, которому, возможно, нужно будет продать часть бизнеса. Местами казалось, что я на грани. Это кризис, этапы которого я прошел. Бывают разные ситуации, как сменяющие друг друга черные и белые полосы. Бросить всё никогда не хотелось, работаем и будем работать.
Есть новые мысли и идеи, как реализоваться еще. Одна из них — открыть магазин готовой еды. Мне очень нравится тема питания. Удобно, когда ты можешь зайти в магазин около дома и купить уже готовые блюда. Это только одна из идей.
— Какой чай или кофе предпочитаете именно вы?
— Здесь как с музыкой или едой — всё по настроению. Если чай в классическом варианте, то дарджилинг или ассам с типсами — хорошие индийские чаи. Если хочется трав, то с можжевельником — люблю лесные вкусы. Из кофе мне нравится фильтр кофе с кислинкой, например, Колумбия или Эфиопия.
— Предположим, что обычный потребитель устал пить пакетированный чай с непонятным составом и хочет перейти на качественный натуральный продукт. С чего стоит начать?
— Чай в фильтр-пакетах я не считаю плохим, есть хорошие марки. Так вышло, что пакетированный чай рассчитан на широкую публику. Фильтр стал удобным способом заваривания продукта. Он простой, после него не нужно тщательно мыть кружку. Вытащил пакетик, и всё. Чай с фильтрами — в основном массмаркет, нацеленный на большой объем и низкую стоимость. В таком случае используется сырье среднего качества и ниже. Однако в эти же пакетики можно насыпать чай высокой категории. На полках магазинов мы видим то, что люди готовы покупать.
ООО «ОРИЕНТ», samovartime.ru