Говоря про Налимиху, нередко отмечают, что определить точные границы микрорайона довольно сложно. Одни выделяют Кировский поселок, Старую и Новую Налимихи, другие называют всю территорию общим именем Налимиха. Третьи вспоминают, что когда-то здесь еще была деревня Заборная, и предлагают учитывать еще и ее.
Разбираемся, как появились и развивались Налимиха и Заборная, а также что означают их названия.
Заборная
Деревня Заборная на территории современного Кировского района была известна как минимум с начала XIX века. Историк-краевед Евгений Шумилов говорит даже о более ранней дате первого упоминания — о 1782 годе. Поселение располагалось на берегу притока Ласьвы длиной около десяти километров, который сейчас называют Заборной (раньше в ходу был и другой вариант — Заборка). Название «Заборная» связывают с сосновым лесом: деревня и река находились «за бором».
Двести лет назад здесь жили крепостные крестьяне одной из наследниц Строганова — княгини Варвары Шаховской (по третьему мужу — Бутеро-Родали), владелицы Лысьвенского и Кусье-Александровского заводов. Позже земли перешли князьям Голицыным. После отмены крепостного права в 1861 году люди отсюда не разъехались и деревня сохранилась: в 1869 году записали 27 дворов (то есть домов).
В 1882-м деревню взяли в аренду на 49 лет (по ссуде!) Шуваловы. К этому времени количество жителей уменьшилось: осталось лишь 17 дворов. Это не помешало два года спустя построить здесь деревянную часовню, которая действовала вплоть до 1930-х.
В конце XIX — начале XX века, как и другие селения на берегу Камы, Заборную облюбовали дачники. Рядом в 1899 году открыли станцию Курья, поэтому многие из этих дачников были железнодорожниками: для них проезд сделали бесплатным, чем служащие с удовольствием пользовались.
В середине 1900-х в Заборной построили школу. Примерно в это же время появился народный дом со сценой и зрительным залом: тут ставили спектакли и проводили праздники, организовывали собрания жителей. Народный дом занимал верхнюю половину двухэтажного здания, нижняя была жилой. Был в деревне и небольшой магазин с товарами первой необходимости, он стоял у дороги.
Пермью эту территорию не считали: сначала Заборную относили к Оханскому уезду, после революции 1917 года — к Мысовскому сельсовету Краснокамского района (к Мысовской волости). Лишь в 1941-м Заборная стала частью Молотова (так за год до этого начали называть Пермь) вместе с Кировским районом, в состав которого ее включили.
В 1930 году в Заборной документально зафиксировали 45 дворов и 225 жителей, потом за несколько лет количество людей выросло: в годы коллективизации сюда переезжали крестьянские семьи из отдаленных деревень.
В конце 1930-х деревянную часовню (упомянутую выше) закрыли, а в здании разместили детский сад. Но он проработал недолго, и в 1943 году вернулась часовня. Точнее, не совсем часовня: после ремонта и увеличения площади она стала Свято-Николаевской церковью.
В конце 1970-х — начале 1980-х на собранные прихожанами деньги вместо деревянной построили каменную церковь — сегодня это храм святителя Николая Чудотворца.
Налимиха
Название микрорайону дала деревня по соседству с Заборной, которая появилась на границе XIX и XX веков. Общепринятая версия связывает слово «Налимиха» с большим количеством налимов в речке Заборке. Но суффикс -иха в топонимах, как правило, показывал принадлежность кому-либо. Поэтому вероятен и другой вариант происхождения названия — по прозвищу Налим одного из первых поселенцев.
Как и Заборная, Налимиха поначалу не входила в состав Перми. В середине 1930-х деревня, где тогда насчитывалось 66 дворов, еще относилась к Закамскому поселковому совету. Но в 1941 году (по другим данным — в 1952-м) Налимиха все-таки стала частью города Молотова.
Во время Великой Отечественной войны на территории сегодняшней Налимихи жили эвакуированные, в числе которых были и известные люди. По информации краеведа Виктора Семянникова, в доме в начале улицы Станционной тогда поселили одного из теоретиков русского авангарда, писателя и сценариста Осипа Брика с женой Евгенией Соколовой-Жемчужной. А по соседству — его бывшую супругу Лилю Брик с третьим мужем, советским литературоведом и писателем Василием Катаняном (по другим данным, всех четверых поселили на улице Бородулинской — это современная Нижняя Курья).
«У нас две чистые комнатки в двух соседних домиках по 7 кв. метров каждая, — говорила о своем быте Лиля Брик в августе 1941-го в письме родным. — Хозяева уступают нам молоко, мед и яйца. Расстояние от центра такое, как от вас до Сокольников — дачным поездом. От станции 5 минут ходьбы (речь о станции «Курья», которая находится примерно на одинаковом расстоянии от Станционной и Бородулинской улиц — прим. ред.). Для Оси и Васи предвидится работа в газете».
В эвакуации Лиля Брик написала и издала небольшую книгу воспоминаний о Маяковском «Щен», которую читала в Горьковской библиотеке. Правда, издание почти сразу раскритиковали за то, каким Брик изобразила Маяковского: «Он выглядит в этой книге мещанином, занятым своей любовью, и, кстати, найденным щенком... Это клевета на Маяковского. Эта книга достойна самого жестокого осуждения».
С темой Великой Отечественной войны связана и одна из небольших улочек в Налимихе. Она носит имя уроженца Заборной Ивана Лядова, который был заряжающим орудия танка и погиб в январе 1945-го в Польше — в девятнадцать лет. Танк Лядова тогда встал из-за поломки, и экипаж вел бой, осознавая, что вряд ли выберется. Танкистам удалось уничтожить несколько сотен солдат и офицеров противника, а также бронетранспортер и пять машин. Посмертно Ивану Лядову присвоили звание Героя Советского Союза. А в 1960-е в его честь переименовали бывший Зеленый переулок.
Сегодня о деревне Заборной напоминает лишь улица с аналогичным названием. Налимиха, напротив, разрослась до микрорайона, «поглотившего» не только Заборную, но и поселок Кировский (хотя иногда его выделяют из общей площади). Современное ее развитие началось в 1980-е, когда предприятия Кировского района приобрели у совхоза «Мысовский» земли под строительство частных домов для сотрудников. В 1993 году «Пермгражданпроект» подготовил проект застройки нового поселка рядом с деревней, который стали именовать Новой Налимихой. Предполагалось, что здесь будут школа, стадион, детский сад, медпункт, заправка...
Получивших землю снимали с очереди на жилье, но люди соглашались на это, рассчитывая, что будут жить в благоустроенном микрорайоне. По факту же централизованные газ и электричество появились здесь только в начале 2010-х, до этого жителям приходилось выкручиваться. К сегодняшнему дню Налимиха довольно сильно увеличила свою площадь, но она остается микрорайоном частной застройки: высоток здесь нет.
Ранее мы рассказывали, откуда взялись названия Верхняя Курья и Нижняя Курья, Слудская горка, Осенцы и Соболи.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, ТОС «Новая Налимиха», книги Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и его газетных публикаций, а также книг «Город Пермь, его прошлое и настоящее: Краткий историко-статистический очерк» Владимира Верхоланцева, «Лиля Брик. Жизнь» Василия Катаняна, «Старинные названия на карте Перми» Елены Поляковой, «Исчезнувшие населенные пункты Пермского края: Краткий исторический справочник» Евгения Шумилова.