Название улицы 25 Октября в Перми иногда считают ошибочным. В соцсетях можно встретить рассуждения, что якобы имеется в виду 25-летие Великого Октября, просто пропущено слово.
Не каждый пермяк сходу объяснит, и что означает название другой улицы — 9 Января. Периодически ее даже путают с улицей 9 Мая.
Разбираем, что же заложено в имена двух этих улиц, и вспоминаем их историю.
Улица 25 Октября
Никакой ошибки в названии улицы на самом деле нет, в нём закрепилась дата осенней революции 1917 года. Той самой, от которой отсчитывали начало советской власти в стране.
В СССР ее официально называли Великой Октябрьской социалистической революцией, за рубежом — большевистским или октябрьским переворотом. Вооруженное восстание произошло в Петрограде 25–26 октября 1917 года. Его результатом стало свержение Временного правительства. Тогда же появилось первое советское правительство — Совет народных комиссаров под председательством Владимира Ленина.
В советские годы годовщину Октябрьской революции отмечали с размахом, это был один из самых главных праздников. «День Седьмого ноября — красный день календаря» — эту цитату помнит каждый, кто хоть немного пожил в Советском Союзе. Почему 7 ноября, а не 25 октября? Дело в смене календаря: в феврале 1918 года Российская Советская Республика перешла с юлианского на григорианский, все даты сдвинулись на 13 дней. Таким образом 25 октября по старому стилю превратилось в 7 ноября по новому стилю, но в названии революции к этому моменту уже закрепилось определение «Октябрьская» и менять его не стали.
Улица 25 Октября — одна из старейших в городе. Она появилась еще в XVIII веке, правда, под другим названием: на карте 1784 года и в более поздних источниках ее отмечали как улицу Обвинскую. Это имя она получила по небольшому уездному городу Обвинску неподалеку от Карагая, который в 1860-е годы стал селом.
Современное название появилось в июле 1920 года, когда уездный исполком постановил переименовать Обвинскую в 25 Октября.
Сегодня улица проходит через два городских района — Ленинский и Свердловский. На ней немало интересных зданий. Так, под номером 1 расположен дом купца Петра Попова, которого дважды избирали городским главой. Дом построен в 1787 году, предположительно — по проекту питерского архитектора немецкого происхождения Готлиба Паульсена. У здания не раз менялись владельцы, и в XIX веке его какое-то время занимала Пермская почтово-телеграфная контора. В одной из комнат со своим дядей-почтальоном тогда жил будущий писатель Федор Решетников (в честь которого назвали сквер вдоль набережной). Сейчас в здании располагаются пространство «Дом», где проходят концерты и другие мероприятия, а также кафе Lemon tree.
На противоположном углу разместилось здание бывшего узла связи Камского речного пароходства, возведенное в 1930-е в стиле конструктивизма.
Похожее на дворец здание на углу улиц Петропавловской и 25 Октября построили в 1887 году для Мариинской женской гимназии по проекту архитектора Юлия Дютеля. На торжественном открытии присутствовал представитель рода Романовых — Великий князь Михаил Николаевич. В 1926 году здание занял агрофак Пермского университета, из которого позже вырос сельскохозяйственный институт.
Особняк Тупицыных был построен в 1888 году по проекту архитектора Александра Турчевича для семьи купцов Тупицыных. В 1938 году здание передали КГБ. Сейчас здесь располагается управление ФСБ России по Пермскому краю.
Внимание привлекают не только старинные здания. К примеру, в 2008 году по проекту архитектора Виктора Щипалкина построили бизнес-центр «Авангард» в виде перевернутой пирамиды, которая расширяется кверху. 11-этажное здание словно сложено из стеклянных параллелепипедов. Здесь располагаются разные организации, в том числе — редакция 59.RU.
Улица 9 Января
Название улицы в микрорайоне Красный Октябрь связано с еще одной исторической датой — 9 января 1905 года, когда в Санкт-Петербурге расстреляли мирную рабочую демонстрацию. В исторической литературе день обозначают как Кровавое воскресенье.
Толчком для этих событий стало объявление об увольнении четырех рабочих с Путиловского завода (сегодня это Кировский завод) в декабре 1904 года. Все они входили в «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» — крупнейшую легальную (это важно!) рабочую организацию Российской империи, которую возглавлял священник Георгий Гапон.
Не сумев добиться от руководства, чтобы уволенных вернули на работу, 3 января 1905 года заводчане начали забастовку. На смену не вышли более 12 тысяч человек. 4 января делегаты от разных цехов вместе с Гапоном встретились с директором завода, чтобы зачитать ему свои требования. В основном они касались улучшения условий труда, к примеру — сокращения рабочего дня до восьми часов (на тот момент он длился от 10 до 11,5 часов). Директор предприятия назвал требования чрезмерными и отказался их исполнять. После этого к забастовке присоединились другие заводы и мануфактуры Санкт-Петербурга: одни — добровольно, другие — под нажимом «Собрания». К 8 января бастовали более 100 тысяч работников предприятий разного типа.
Утром 9 января колонны рабочих и примкнувших к ним отправились к Дворцовой площади. Из них планировалось избрать несколько человек и отправить с петицией к императору. Люди шли целыми семьями, несли хоругви (то есть знамена) и портреты Николая II, пели.
«Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать, — говорилось в этой петиции. — Мы и терпели, но нас толкают всё дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению».
Документ завершался списком требований: от немедленного освобождения всех пострадавших за политические и религиозные убеждения до того же восьмичасового рабочего дня.
Николай II в это время находился в Царском Селе, а министры и другие высшие чины во время совещания 8 января постановили, что никаких петиций принимать нельзя, пускать участников шествия на Дворцовую площадь — тоже. Войска привели в состояние боевой готовности, но, как позже говорили участники тех событий, все до последнего думали, что обойдется без кровопролития. Военные и полиция должны были выступить в качестве устрашения.
Надежды не сработали, 9 января участники мирного шествия в разных районах города отказались останавливаться по требованию военных. Те в ответ начали применять оружие: расстреливать, рубить шашками… Данные о количестве жертв в разных источниках отличаются, но официально говорилось о 130 убитых (включая скончавшихся от ран позднее) и почти 300 раненых.
В советские годы Кровавое воскресенье называли началом революции и шагом к свержению царя. В память об этом событии во многих городах страны появились улицы 9 Января. Пермь не стала исключением, здесь «календарное» имя в 1936 году получила бывшая Екатерининская улица в микрорайоне Красный Октябрь (о его названии и истории мы писали летом). До этого она носила имя, связанное с бывшей владелицей местных земель — графиней Екатериной Балашовой из рода Шуваловых, построившей в 1910 году лесозавод (позднее — «Красный Октябрь»).
Улица 9 Января совсем небольшая, на ней всего несколько зданий, в том числе — бывшее заводоуправление. Строения в основном используются для размещения небольших производств и складов. В районе перекрестка с улицей Алтайской имеется маленький сквер с лавочками для отдыха.
Ранее мы рассказывали, кто такие Анри Барбюс и Глеб Успенский, а также Артем, Марат и Сакко и Ванцетти, в честь которых названы улицы в Перми.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Архива города Перми, Пермского краеведческого музея, журнала «Ретроспектива», «Большой российской энциклопедии», «Большой Советской энциклопедии», справочника «Улицы Перми», книги Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и его газетных публикаций, а также книги Елены Спешиловой «Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723–1917».