Чапаевский — микрорайон, славящийся тем, что там уже много лет стоят цыганские дома, они находятся совсем недалеко от многоэтажек. Жителей этих домиков не раз хотели выселить, кто-то уехал жить в Култаево, но часть семей осталась. Цыгане и русские здесь дружат, их дома соседствуют, а дети вместе ходят в школу, слушают рэп и чатятся в соцсетях. Цыгане давно обрусели и привыкли к месту, хотят узаконить свои права на землю и дома, но местная администрация не дает им это сделать.
«Хотели построить большой дом»
В 2023 году многодетная семья из Перми выстояла десятилетнюю очередь на получение земли от государства. К тому времени, когда им наконец выдали участок, их дети выросли, но семья всё равно решила его взять. Они мечтали о большом доме, в котором могли бы жить их дети и уже появившиеся внуки. Но когда «счастливчики» приехали посмотреть на выделенный им участок в Чапаевском поселке, оказалось, что там уже давно стоит дом, в котором живет цыганская семья, тоже многодетная. А рядом с домом — мусорная свалка и лог.
Цыгане в Чапаевском живут уже давно. О том, что в администрации об этом не знали, выделяя там землю многодетным, подумать невозможно.
— Это халатность со стороны администрации — участок просто не посмотрели перед жеребьевкой, не проверили, соответствует ли он нормам, есть ли там мусор и постройки, — негодовала мама трех детей Ирина, получившая землю.
Семья пожаловалась в администрацию, но дать другой участок многодетным отказались, сказав, что постройка цыган незаконная, и их выселят через суд. Администрация подала иск, но цыгане на заседание не пришли. Суд провели без их участия.
Юрист Михаил Костылев, представлявший в суде интересы многодетной семьи как собственников земли, не остался равнодушен и обратил внимание представителей администрации и судьи на то, что цыганская семья тоже многодетная, и действуя так, суд обрекает детей на бездомное существование. Но ответа не получил.
Кроме того, юрист уточнил у представителя Орджоникидзевской администрации, точно ли приглашали цыганскую семью на суд. На что получил ответ, что им высылали письмо по «месту их регистрации». Это прозвучало странно — ведь семья, по утверждению администрации, жила в поселке незаконно, без регистрации и адреса. Куда же тогда выслали повестку?
Михаил Костылев предложил суду всё-таки пригласить цыган в полагающемся по закону письменном виде и провести заседание с их участием. Но суд не поддержал просьбу юриста и удовлетворил иск администрации на этом же заседании. Дом цыган признали незаконным и подлежащим сносу.
Отдали замуж в 13 лет
После суда мы съездили в Чапаевский, или как многие называют район, Чапайку, и нашли тот многострадальный дом. Он оказался на самой окраине поселка, в тупике улочки. Рядом — участок земли, заросший деревьями, огромный лог и мусор.
Лаура нянчилась с малышом, муж был на работе. Женщина с удивлением узнала от нас, что был суд, и что их решили сносить.
— Но почему нас на суд не позвали? — громко негодовала Лаура. — И от администрации не предупредили, не принесли нам оповещение. Я бы пришла со всеми своими пятью детьми! И куда нам сейчас деваться? Младшему всего полтора. Нам что, на дороге жить?
Лаура рассказала 59.RU свою историю. Родители отдали ее замуж в 13 лет, а сами уехали в неизвестность. Воспитывала ее бабушка, которая жила в микрорайоне Чапаевский. Молоденькие Лаура с мужем Сергеем брались за любую работу — сдавали лом, помогали местным жителям на огородах, и когда заработали на маленький дом, решили построить его рядом с бабушкой — на самом краю микрорайона, чтобы никому не мешать.
Ошибочка вышла
Сразу после этих событий мы написали в администрацию Орджоникидзевского района о проблеме обеих семей. Департамент социальной политики ответил 59.RU, что цыганская семья могла бы встать на учет в реестр многодетных семей по месту жительства и со временем получить землю, но, по их данным, она в нем с 2015 года, более того, цыгане уже получили некий земельный участок в Култаево. Как вердикт — «семья будет исключена из реестра».
— У нас участок в Култаево? — удивилась Лаура. — Но мы ничего об этом не знаем и в реестр не подавались.
Когда мы стали разбирать ответ подробней, оказалось, что в нем фигурирует однофамилица Лауры, у женщин разные только отчества. В департаменте извинились за ошибку и вновь порекомендовали заявиться в реестр и ждать своей очереди. Но насколько мы помним, семья Ирины ждала землю 10 лет. Куда же деваться на это время детям Лауры?
«Присутствуют неровности поверхности»
Также мы спросили у администрации, как получилось, что многодетной семье дали участок с существующей на ней постройкой, логом и мусорной кучей рядом. Неужели не заметили или туда не выезжали?
В департаменте земельных отношений 59.RU заверили, что перед жеребьевкой специалисты обследовали участок. Они проверили его «на отсутствие заболоченности, захламленности и многого другого. Визуальный осмотр осуществлялся без использования высокоточного оборудования, в связи с чем определить точное расположение каких-либо объектов в границах земельного участка не представилось возможным».
Но неужели дом и мусор можно было обнаружить только с использованием высокоточного оборудования?
После нашей первой публикации специалисты вновь побывали на участке, чтобы исследовать яму, на этот раз применили и высокоточное оборудование.
«Было установлено, что участок расположен на склоне под небольшим углом наклона, присутствуют неровности поверхности, — написали нам из департамента. — Лога или большой ямы по границам земельного участка не обнаружено».
Без прав
По рассказу Лауры, ее семья пыталась зарегистрировать право на землю и сам дом в администрации Орджоникидзевского района еще несколько лет назад. Тогда к ним даже приехали представители администрации, измерили территорию и сказали, что за право собственности им нужно заплатить 300 тысяч рублей, но расплачиваться можно в рассрочку. Хозяева дома дали сначала 10 тысяч рублей, а потом доплачивали и другие суммы, складываясь всем табором. Частями они заплатили 150 тысяч рублей.
— Когда мы пришли в администрацию, чтобы потребовать документ, этих людей там не оказалось, — сетует Лаура. — В администрации нам сказали, что приходил какой-то документ для нас из администрации города, но дать нам его не могут. Мы ушли ни с чем, так и оставшись без прав.
Мы прошлись по улицам Чапаевского. Оказалось, что проблема с оформлением прав на землю почти во всем поселке.
На одной из улиц застали за стройкой дома молодую семью.
— Мы живем в Чапаевском уже давно, родились здесь, тут и наши прадедушки жили, — рассказал 59.RU глава семейства Иван. — Дружим с местными русскими как братья и сестры. Уже давно осели и хотим жить как люди, но нам не дают. Предлагаем дать нам часть земли в аренду, готовы платить, оформлять документы, но нам отказывают. Вот например, приезжала чиновница из администрации, говорила «можешь пока построить дом». Через полгода опять приехала: «сноси», — говорит. Вот строим новый дом. Так и живем — дом то разрешают построить, пожить какое-то время, года два, а то и меньше, а потом требуют снести.
Только в 2023 году, по словам Ивана, в Чапаевском снесли 26 домов.
Цыганским семьям в Чапаевском приходится все время менять место жительства внутри поселка — ломать дома и переезжать на другой участок, а там строить вновь. Они словно продолжают кочевать, но внутри одного поселка. Для строительства используют свою технологию быстрой стройки — для наружных стен ставят рядом две ДСП, а пустоту между ними заваливают опилом. Метод здесь называют «цыганский».
Пожилая цыганка тоже призналась, что им не дает покоя местная администрации.
— Они пристраивают землю, где стоят наши дома, мамочкам вот этим многодетным, говорят им — идите договаривайтесь, — негодует женщина. — Нам это так надоело, мы пишем письмо уполномоченному по правам человека в Москву.
Всё снесли вместе с мебелью
Семье Лауры удалось договориться с многодетной семьей Ирины — те продали им участок за 800 тысяч и согласились, чтобы цыгане выплачивали им деньги частями. На месте, где жила Лаура, сейчас построили большой новый дом. В нем живет вся большая семья — и молодежь со своими детьми, и старшее поколение — свекор Лауры Вячеслав, чей дом тоже снесли.
Мы наведались к новому дому еще осенью, застали Вячеслава за проведением проводки.
— Старый дом мы успели разобрать только наполовину, нам даже не дали спокойно закончить — приехала машина и трактор от администрации, и всё снесли, вместе с мебелью. Мусор не вывезли, а все выбросили в лог и сверху землей завалили. Даже деревья сносили, у меня тут ягоды были.
Вячеслав жалуется, что водитель машины, которая приехала от администрации, чтобы снести дом, зачем-то снял колесо с детского электросамоката, который стоял у дома.
— Я его внуку на день рождения купил за 17 тысяч, но руль у него не работал — доска на него упала, и самокат стоял в сторонке, — говорит мужчина. — Смотрю в окно — водитель что-то несет, я даже не понял. Выбегаю, а самокат не там стоит, и колеса уже нет.
Ответ департамента: «Существует проблема»
Мы спросили в мэрии Перми, есть ли шансы у цыганских семей в Чапаевском приобрести землю и почему им не идут навстречу.
Нам ответили, что обращаться по вопросам оформления прав на землю нужно в департамент земельных отношений, а вовсе не в администрацию Орджоникидзевского района, которая не имеет полномочий по предоставлению земли, а может лишь осуществлять земельный контроль и устранять случаи нарушения закона, в том числе — самовольный захват участков.
В департаменте земельных отношений 59.RU cказали, что непосредственно в их ведомство на прием никто из цыган не записывался.
— В микрорайоне Чапаевский существует проблема незаконной застройки, люди проживают в самовольных строениях, не соответствующих требованиям, в частности по пожарной безопасности и санитарным нормам, — ответили 59.RU в департаменте земельных отношений. — Это представляет опасность для их жизни и здоровья, а также для проживающих там детей.
Как уточнили специалисты, предоставить участок по законодательству могут только правообладателям дома, расположенного на участке, но в связи с тем, что проживание многих цыган приравнено к самовольным захвату и стройке, что считается нарушением закона, предоставить землю им таким образом не смогут. Поэтому приобрести участки в аренду или собственность цыганские семьи могут только на торгах на сайте администрации Перми при условии освобождения этих участков от незаконно возведенных строений.
Но что такое «торги» и как на них податься, цыгане не знают. В юридической сфере эти люди абсолютно безграмотны. Когда в 2023 году мы спросили у Лауры и ее мужа, почему они не обжалуют решение о сносе дома, они задавали детские вопросы.
— Как-как это слово правильно — «об-жа-ло-вать»? А как писать? Что, у нас есть права? — недоумевала Лаура.
Цыгане были искренне удивлены, что могут обращаться в суд, стоять за свои права и нанимать юриста. В итоге Лаура сходила в Орджоникидзевский суд, но написать заявление не смогла. Из-за безграмотности и незнания формулировок заполнить заявление оказалось ей не под силу.
Ранее мы публиковали репортаж из цыганского дома — день провели с одной из семей в пермской деревне.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.