16 лет назад в Перми произошла страшная авиакатастрофа. Ранее утро 14 сентября 2008 года — многие пермяки помнят эту дату. «Боинг-737», летевший из Москвы в Пермь, потерпел крушение. Он упал на железную дорогу посреди жилого сектора. 82 пассажира и 6 членов экипажа погибли. Первыми на место трагедии прибыли пожарные, спасатели и следователи.
Командир группы оперативного реагирования Пермской городской службы Александр Инюшин пробыл в зоне ЧП три дня. За месяц-два до этого, в июле-августе 2008 года, в их службу набрали новых молодых спасателей, а через месяц эти стажеры оказались на месте крушения «Боинга-737». Старшими над ними поставили Александра Инюшина.
Собеседник вспоминает, что в периметре ЧП находился один частный домик. Его хозяина эвакуировали первым.
— Из него вынесли дедушку, его даже не спросили, хочет он эвакуироваться или нет, его просто хлоп и на руках вынесли, — делится собеседник.
Место крушения Александр помнит детально даже 16 лет спустя. Такое невозможно забыть — говорит спасатель.
Александр вспоминает, что один из спасателей просто замер, когда увидел детские розовые сандалии
— Из туфелек торчала кость. Передо мной стоял здоровый мужик под два метра ростом, боевой пловец, служивший на Черноморском флоте, и увидев этот сандалик, он просто у меня выключился, в ступор впал, — говорит собеседник. — Я к нему подхожу, мне его надо растормошить, вывести из этого состояния. И как мама стою перед ним и прошу его: «Виталик, ты нам нужен. Надо работать». У меня у самого чуть слезы не наворачивались. Просто пацаны проецировали это все на себя, у многих есть маленькие дети. Я следил за своими бойцами, когда видел, что кто-то психологически уже не вывозит. Мне очень было важно, чтобы бойцы у меня не залипали и с ума там не сошли.
По словам собеседника, человеческие останки, точнее, это были только фрагменты, приходилось искать на большом периметре. Перед спасателями поставили задачу — помогать в идентификации погибших. Они работали в связке со следователями. Параллельно железнодорожники должны были восстанавливать разрушенные рельсы.
— Мы искали личные вещи погибших, с их помощью можно было идентифицировать человека: находили сережки, колечки, ремни, детские игрушки, чтобы опознать, — рассказывает Александр Инюшин. — Допустим, находим сережку, обозначается место, у меня малой поднимает руку, я бегу к нему, тащу с собой следователя, они описывают место, следователь выдает номер находки и кладёт её в пакет. Допустим, что мужчину может отличить от женщины? Часы. Видишь руку с большими часами, это мужская рука. Видишь руку с маленькими часами — это женская.
Даже несмотря на оцепление, за ленточку пытались пробраться мародеры. Спасатели время от времени прогоняли их.
— Они пытались мимо оцепления проползти, как-то просочиться, с желанием поживиться там, все это мы пресекали, — рассказывает Александр. — Вообще мы в периметре работали по 12, а то и 20 часов. На следующее утро опять новый сбор. Все делали вручную.
По словам Александра, после тех трех дней ада не все стажеры выдержали и несколько человек сразу уволились.
Спустя годы спасателей, как и многих, удивляет, что самолет упал буквально среди пятиэтажек на узкое полотно железной дороги.
— В этом жилом секторе это было единственное место, где нет домов, — отмечает собеседник. — Вокруг множество пятиэтажек! Если бы самолет врезался в дом, погибших было бы в разы больше. Он бы снёс дом, а то и не один.
Напомним, виновником трагедии признали командира воздушного судна Родиона Медведева. Еще в феврале 2010 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета заключила: «Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем на заключительном этапе полета». В заключении также говорилось о недостаточном уровне профессиональной подготовки экипажа, а также о том, что в организме пилота был обнаружен алкоголь.
В феврале 2019 года телеканал National Geographic показал фильм-расследование о крушении «Боинга» в Перми. В нем приводится несколько причин трагедии: неисправность самолёта или алкоголь в крови пилота.
Ранее мы публиковали воспоминания родственников погибших пилотов, стюардесс и пассажиров «Боинга-737». С официальной версией следствия согласились не все из них. Жена второго пилота рейса «Боинга-737» Риана Аллабердина рассказывала 59.RU, что ее муж был опытным пилотом — общий налет был более девяти тысяч часов.
— В основном, следствие просто списало все на «человеческий фактор»: на недостаточную подготовку членов экипажа, неспособность командира воздушного судна правильно определить направление крена, отсутствие пространственной ориентировки, — рассказала Риана. — Говорили еще о наличии алкоголя в крови у командира судна. Вообще, нас недостаточно информировали и не дали прослушать «бортовые самописцы».
Женщина не верит в версию о наличии алкоголя в крови у командира Родиона Медведева, так как перед полетом членов экипажа проверяют.
— Всегда проще свалить вину на погибших, но нужно учитывать и неисправности самолета. Было два дефекта, один из них — неоднократное отключение автомата тяги в полете, на что постоянно жаловались экипажи этого судна, — вспоминает Риана. — В ту ночь диспетчер отправлял самолет на три разворота перед посадкой, что говорит о внештатной ситуации на борту и неисправности самолета.
Отец погибшей стюардессы Ольги Кучмы тоже не верит в человеческий фактор.
— В самом первом репортаже сразу после падения директор компании «Аэрофлот-Норд» сказал правду, больше такой версии я не слышал нигде, — говорил Василий Кучма. — Ему задали вопрос о причинах: был теракт или не было теракта? Он развел плечами и сказал: «Вы сами понимаете, воронки от удара нет, ничего нет». Даже не осталось фрагментов кресел… О чем это говорит? Там стоял завод. Я считаю, это похоже на захват самолета. «Боинг» направлялся на завод. Почему они сразу не сели? Якобы пилот был пьян… Совсем офонарели люди, чтобы пить в полете и не посадить самолет. Железная дорога осталась целая, никаких повреждений от «удара». Почему? На пути упали лишь обломки. Все столбы и все провода целы. Если бы самолет упал, он бы собрал все эти столбы в кучу. Упали просто осколки.