Бывший депутат заксобрания Прикамья Александр Григоренко добровольно стал участником СВО весной 2022 года. Он проходил службу в 228-м мотострелковом полку 90-й танковой дивизии в качестве командира взвода, куда входили добровольцы из Пермского края, Удмуртии, Новосибирской и Иркутской областей. В июне 2023 года Александр был тяжело ранен в бою под Кременной и лишился кисти левой руки. После лечения мужчина вернулся домой в Пермь. Сейчас он руководит Ассоциацией ветеранов СВО Пермского края и работает директором школы № 87 Кировского района. Александр Григоренко рассказал, легко ли было адаптироваться к новой жизни, почему решил начать педагогическую карьеру и как ученики реагируют на его протез.
— Как вы адаптировались к военной жизни после мирной?
— Впервые на войну я попал в 2014 году и воевал под Луганском почти год, поэтому в 2022 году особых проблем адаптации к военной жизни у меня не было. Достаточно просто адаптировался, насколько это вообще возможно. И после возвращения с Донбасса в 2015 году, и сейчас особых сложностей с адаптацией нет.
— Когда вернулись после тяжелого ранения и ампутации, кто вам помогал начать жить заново?
— Во-первых, мне помогали врачи и специалисты по реабилитации в госпитале, где я пролежал почти полгода. Во-вторых, естественно, близкие, родные и друзья.
На самом деле, всё оказалось не так тяжело, как я себе представлял. Кое-какие бытовые сложности есть, но не фатальные. Когда только ранили, было сложновато, но, в принципе, сейчас я полностью адаптировался, особой разницы не ощущаю. Так, мелкие трудности: ключи доставать из кармана приходится правой рукой, а не левой. Единственный бытовой процесс, в котором были определенные сложности, — это мытье посуды. Но, в принципе, проблема сейчас решена, у меня есть специальный протез, который позволяет в том числе мыть посуду. А так в целом бытовуха не сильно поменялась. Думал, будет труднее.
— Как вы привыкали к протезу?
— У меня на самом деле сейчас три разных протеза: бионический, косметический и так называемый функциональный, как раз для быта. Первым мне дали самый сложный — бионический, с электроникой. Мне показали, как им пользоваться, мы протестировали. Там всё просто и понятно, особых проблем не было. Собственно, учился им пользоваться минут 20 примерно.
Особой адаптации тоже нет. Понятно, что я всё время в протезе не нахожусь. Когда прихожу домой, как правило, снимаю его, кроме тех случаев, когда требуется функциональный протез для каких-то бытовых вещей. Потому что это как большие тяжелые перчатки или кирзовые сапоги, от них всё равно рано или поздно рука устает. Да и в принципе мне в повседневной жизни дома протез особо не нужен. Если честно, часто он выполняет косметическую функцию. Если у человека есть одна рука, ведущая, вторая ему далеко не всегда нужна, особенно когда ты к этому привык. Так, открыть дверь иногда, что-то подержать, пакет донести из магазина — по большому счету и всё.
— Почему вы решили пойти работать в школу?
— У меня педагогическое образование, я окончил Ярославский государственный педагогический университет. К тому же я из семьи педагогов. И никогда, даже когда был депутатом заксобрания, не разрывал связи со школой, я всегда приезжал туда, проводил парламентские уроки, уроки мужества, тесно поддерживал контакт с директорами школ.
Вернувшись после ранения, я подумал, чем заниматься, и понял, что в политику особо не хочу, а образование — это сфера, к которой я готовился, когда учился в университете и даже еще в школе. Я всегда думал, что рано или поздно всё равно вернусь в образование. И вот решил реализовать свою мечту.
— Для работы педагогом нужна большая эмоциональная отдача, а эмоций в вашей жизни уже было достаточно. Как справляетесь?
— У меня повышенная стрессоустойчивость, раз я пережил две войны, еще и всё время воевал в штурмовых подразделениях, к тому же в последнее время был командиром штурмового подразделения. Во-вторых, мой предыдущий не только военный, но и менеджерский и депутатский опыт сейчас помогает мне в работе директора.
— Ученики спрашивают про протез?
— Когда я раньше ходил по школам с уроками мужества, ребята очень сильно реагировали, как правило. Детям же нравятся всякие гаджеты, поэтому там был очень большой интерес, спрашивали, как это работает. А когда я стал директором школы, не замечаю особого внимания. Иногда спрашивают, но все уже привыкли — я четыре месяца уже работаю.
— Что из навыков военной жизни помогает в мирной?
— Ну вот, например, в школе мне пригождаются навыки управления штурмовым подразделением. Педагоги и военные чем-то похожи психологически. Им приходится каждый день совершать подвиги и идти на амбразуры. А задача командира и директора — мотивировать их, в том числе личным примером.
— Есть такая песенка «Учат в школе, учат в школе, учат в школе». А чему, по-вашему, важно учить детей?
— Самое главное сделать так, чтобы ребенок окончил школу, получил аттестат, это первое. Второе: чтобы он поступил после окончания школы в техникум, колледж или в университет — всё зависит от ребенка, его ценностей, успеваемости. И третье: чтобы у него после школы осталось представление о плохом и хорошем и в целом о нравственности и морали. А также чтобы он понимал, что живет в самой лучшей стране, России, что он ее гражданин и что у него есть определенные и права, и обязанности.