Портал 59.ru продолжает цикл материалов о необычных рабочих местах пермяков, приуроченный к 1 Мая – празднику весны и труда. В предыдущей серии проекта мы рассказали о рабочем месте Олега Селеткова – ведущего зоолога акватеррариума Пермского зоопарка. На этот раз мы отправились в поселок Троица Пермского края, чтобы поговорить с заведующей домом-музеем Василия Каменского Ольгой Ярковой.
Василий Каменский – пермский поэт, один из основателей русского футуризма, авиатор и «изобретатель слов». Именно он придумал такое привычное для нас слово «самолет» на замену английскому «аэроплану» (airplane).
Ольга Владимировна Яркова заведует музеем уже 7 лет, а на экскурсиях в шутку называет себя одним из экспонатов. Ее жизнь неотделима от этого дома, ведь с самого детства она жила по соседству с музеем.
– Мое первое воспоминание об этом – к нам приехали гости, и мама сказала, что мы сейчас пойдем в музей, – рассказывает Ольга Яркова. – Я спрашиваю: «А мы еду с собой будем брать?». Думала, что поедем в город, а оказалось, что просто надо было подняться в гору и все. Я тогда была совсем маленькой. Следующее воспоминание – пожар в 1984 году. Мне тогда было 11 лет, я сидела на крыше своего дома и отгоняла искры, в то время, как папа тушил пожар. Дом Каменского загорелся около половины пятого утра, и мне так хотелось помогать тушить пожар, но меня не пустили.
– Мой отец общался с Василием Каменским. Рассказывал, что, когда ему было 14 лет, он ходил в лес за грибами и ягодами и приносил их Каменскому, а тот давал ему конфеты. Тогда настоящие конфеты были большим дефицитом. Соседка рассказывала, что Каменский очень любил читать стихи вместе с детьми. Еще очевидцы говорят, что здесь были театральные постановки. Это один из видов дачного отдыха – когда несколько семей собираются и сами делают спектакли. В доме Каменского играли Островского, Чехова.
В Перми Ольга Владимировна получила высшее образование – учитель начальных классов, но по специальности никогда не работала. Сначала она трудилась в райкоме комсомола индустриального района, а потом вернулась в Троицу. В родном поселке она работала воспитателем коррекционной школы, заместителем директора в детском доме, а в 2003 году пошла работать в музей научным сотрудником.
Музей Василия Каменского – первый литературный музей в Пермском крае – был открыт в 1974 году. Он располагается в доме, где поэт проживал с 1932 по 1951 год. Дом был построен по схеме корабля: веранда очень похожа на нос, первый этаж – трюм, второй этаж – капитанская каюта, а площадка на крыше очень напоминает капитанский мостик.
Из кабинета открывался прекрасный вид на реку Сылву и окрестности. В кабинете находится печь – единственное, что уцелело после пожара. Сохранились и подлинные вещи Каменского, которые во время пожара были у его родственников: кукла, которой больше ста лет (авиатор привез из своего первого путешествия), шкаф, печатная машинка, портрет Есенина, гармонь и настенный ковер. Остальные вещи в кабинете восстанавливали после пожара по воспоминаниям современников.
Сотрудники музея рассказывают, что иногда с утра видят на кровати Каменского вмятины.
– Когда я пришла сюда работать, то обнаружила, что все сотрудники музея – городские, а я единственная в музее была местной жительницей, – говорит Ольга Яркова. – Они вели себя обособленно, и мне хотелось изменить эту ситуацию. Я считала, что музей должен активно включаться в жизнь поселка. И тогда я пошла в старосты поселка, чтобы продвигать музей, потом в депутаты. Мы начали писать проекты, и тогда у нас появился огород-усадьба. Мы уже стали позиционировать себя не как дом-музей, а как усадьбу Василия Каменского. Создали экспозицию под открытым небом «Путь энтузиаста». Это четыре арт-объекта на территории усадьбы: «сосновый» кабинет, аэроклуб, пристанище рыбака и кафе поэтов. Кафе поэтов – это сцена за домом. Летом люди могут попить здесь чай, поиграть в шахматы. Здесь же проводят праздники, читают стихи, показывают спектакли. Мы потихоньку внедряемся в пространство Троицы. В идеале дом Каменского должен стать брендом поселка. Хохловку раскручивали 20 лет, а мы пока только 10 лет этим занимаемся. Конечно хочется, чтобы все происходило побыстрее.
Дом Василия Каменского – сельский дом. Здесь нет водопровода и канализации, отопление печное. Мало кто представляет себе, сколько усилий прикладывают сотрудники музея, чтобы содержать его в чистоте и порядке.
– Наверное, городские жители очень удивятся, какие у нас рабочие обязанности, – смеется Ольга Владимировна. – Когда зима, утром приходим, все дружно берем лопаты и идем чистить снег. В это время в доме кто-то топит печку. Нельзя просто так прийти и приступить к своим рутинным обязанностям – компьютер просто не включится из-за низкой температуры. Потом, когда весь дом прогрелся, мы возвращаемся, пьем чай и начинаем работать. Я проверяю электронную почту, звоню, договариваюсь о предстоящих мероприятиях, мы ведь все планируем на месяц-два вперед. Очень много хозяйственных работ: нужно обязательно вовремя открыть отдушины, вовремя скинуть снег с крыши. Если этого не сделать, то вода потечет в дом. Нужно следить, чтобы окна были помыты. Весной люди ходят, мусорят. С утра нужно быстренько собрать с улицы мусор, чтобы было красиво, проконтролировать, чтобы все подмели. Летом нужно стричь траву, чтобы все не заросло. У нас в музее работает всего пять человек, и многие удивляются, как мы все успеваем.
Ольга Яркова признается, что чувствует себя хозяйкой этого дома, ответственной за его судьбу. После того, как она своими руками прибрала и облагородила дом Каменского, он стал ее детищем. По словам Ольги Владимировны, другие сотрудники тоже чувствуют принадлежность к музею.
– Я получаю кайф, когда все красиво, когда люди радуются. Когда люди приезжают к нам в Троицу, для них это как оазис. У многих возникает ощущение умиротворения, комфорта и спокойствия. Они испытывают восторг от тишины и красоты этого места. Я стараюсь сделать так, чтобы каждый мог попасть в музей, когда захочет. Получается работа 24 часа в сутки. Был случай: у меня выходной день, сентябрь, я в сапогах картошку в огороде копаю. Пришел человек, хотел в музей попасть. Я же не могу ему отказать! Переоделась быстренько, открыла, походили с ним по музею. Оказалось, что это внук Василия Каменского с женой! У них был речной круиз на пароходе, он сделал остановку, они взяли такси и приехали. Если бы я не открыла, когда бы он еще смог сюда попасть? Он счастлив остался, а это самое главное.
– Вам нравится проводить экскурсии?
– Нравится, но это достаточно тяжело. В этом году мы провели 32 масленицы за две недели, это каждый день по четыре-пять автобусов, в одном автобусе 40 человек. Обычно я делю их на две группы и рассказываю две экскурсии, получается восемь экскурсий в день. После этого нужно отдыхать месяц-полтора.
– А как относитесь к творчеству Василия Каменского?
– По ощущению жизни, по темпераменту мы с ним близки. Мы оба по знаку зодиака Овны. Я его чувствую, и он мне нравится. Если бы я работала в музее Маяковского, я бы наверное сбежала. Маяковского я тяжело воспринимаю. Он мрачный, а Василий Каменский солнечный. С ним хорошо, про него интересно рассказывать.
– Вы прочитали все произведения Каменского?
– Нет. Стихи мне читать тяжело, потому что у Каменского очень много новых слов, которые он сам придумал, когда не хватало рифмы. Когда читаешь несколько стихотворений подряд, тяжело воспринимается, и хочется бросить. Мне очень нравится «Лето на каменке». Когда я читаю эту книгу, возникает ощущение, что я сижу вместе с Василием Каменским у ручейка и ловлю рыбу. Он так хорошо все описывает, что я прямо вижу этот всплеск волны, как рыбка хвостом вильнула. Еще нравится «Жизнь с Маяковским», там уже ты как будто в гуще общественных событий. В последнее время увлеклась «Железобетонными поэмами».
Уже семь лет у Ольги Ярковой живет собака по кличке Дана. За это время Дана стала неотъемлемой частью музея – посетители фотографируются с ней, Дана очень любит играть с детьми. Никто не верит, но Дана – немецкая овчарка. Ольге Владимировне ее отдали из другой семьи, и для собаки это был настоящий стресс. Теперь она ни на шаг не отходит от хозяйки. Когда Ольга надолго уезжает, Дана переживает и плохо ест, а потом бурно радуется возвращению хозяйки.
У Ольги Владимировны очень много планов по развитию музея. Она считает, что мечты должны быть глобальными – тогда хоть что-то реализуется, а если мечтать о чем-то мелком, то можно совсем ничего не сделать.
– До меня заведующей здесь работала Валентина Дурыманова. У нее были какие-то планы, я все эти планы выполнила. Теперь мне надо готовить следующее поколение, которое будет реализовывать мои идеи, а я пойду в смотрители, – шутит Ольга Яркова. – Буду сидеть, носки вязать, а они пусть тут развивают все дальше.
Она мечтает сделать хорошую набережную, создать творческую дачу и реконструировать оранжерею Василия Каменского.
В 2014 году коллектив музея написал проект «Человек эпохи Возрождения», который выиграл в конкурсе благотворительного фонда Владимира Потанина. «Человеком эпохи Возрождения» Каменского называл известный поэт и автор наиболее сильного литературного свидетельства о лагерях сталинского ГУЛАГа Варлам Шаламов, который еще в 70-х годах ХХ века отмечал, что Каменский «не то, чтобы забыт, а слишком недостаточно оценен». В рамках этого проекта планировалось реконструировать оранжерею, в которой Василий Каменский выращивал апельсины, лимоны, мандарины, арбузы и многое другое. Оранжерея была продолжением дома, это было серьезное сооружение с отоплением. Экзотические культуры выращивались и летом, и зимой. Ее реконструкция позволит решить хозяйственные проблемы – можно будет провести водоснабжение и канализацию, а во-вторых, гостям будет очень приятно посидеть в оранжерее с дороги и выпить травяной чай из фитобара. По словам Ольги Владимировны, проект уже написан, осталось только сделать проектно-сметную документацию и подать ее на утверждение Министерство культуры. Сейчас в музее есть интерактивный макет оранжереи, с которым интересно играть и взрослым, и детям. Посетитель берет карточку и пытается ответить на вопросы об оранжерее, например «Верите ли вы, что Василий Каменский на Урале выращивал апельсины?». На обратной стороне карточки написан ответ и короткая выдержка из источника, например, из письма Каменского. Если посетитель угадал, он может взять «апельсин» и посадить его в оранжерее.
Еще одна мечта Ольги Ярковой – создание творческой дачи. Она планирует сделать ее в последнем историческом здании поселка – бывшей даче управляющего имением князя Голицына 1904 года постройки. Ольга Владимировна хочет сохранить этот дом, его уже передали в собственность музея. Пока сотрудники только убирают территорию участка и вырубают деревья, чтобы они не разрушали фундамент. Чтобы восстановить дом и сделать его центром притяжения поэтов, художников и музыкантов, нужно финансирование. Пока средств на создание творческой дачи нет, но Ольга не сомневается, что когда-нибудь эта идея воплотится в жизнь.
– Мы мечтаем сделать здесь выставочный зал, где можно было бы размещать то, что не входит в нашу экспозицию. Было бы здорово, если бы сюда приезжали художники на пленэр, оставались бы жить в этом доме. Творческие люди могли бы проводить мастер-классы с детьми, и жизнь в поселке постоянно бурлила. Я мечтаю, чтобы Троица стала чем-то вроде Переделкино – местом, куда приезжают отдыхать и творить талантливые люди.
Фото: Фото Ильяса Фархутдинова, предоставлено Домом-музеем В.В. Каменского, Пермским краеведческим музеем