—лава богу, рухнула: разбираемс€ в истории «школы на подпорках» в посЄлке ўучье ќзеро

≈сли посмотреть на здание школы в посЄлке ўучье ќзеро сверху, оно напоминает букву «ѕ». ƒва года назад учеников и родителей перестали пускать в еЄ «горизонтальную чЄрточку». Ќа первом и втором этажах установили массивные конструкции, от пола до потолка. ќни зан€ли всю площадь.

– Ќа втором этаже спортзал, там дети прыгали, и потолок играл, вот и перестраховались, – предполагает отец двоих школьников из ўучьего. Ётой весной начали ремонтировать крыль€ здани€. ¬ разгар работ, 4 июн€, произошло обрушение в одной из «вертикальных чЄрточек» буквы «ѕ». Ќикто не пострадал лишь по счастливой случайности.

“очки над «i» в этой истории ещЄ должен расставить —ледкомитет, возбудивший уголовное дело по части 1 ст. 238 ”  –‘. Ќо ещЄ до завершени€ следстви€ районные власти, похоже, определились с виноватыми и невиновными. Ќовую школу постро€т по чертежам компании «ќ–“Ё —». »менно она – автор проекта капитального ремонта ўучье-ќзЄрской школы, во врем€ которого произошло обрушение.

«√оризонтальна€ чЄрточка» ўучье-ќзЄрской школы
«√оризонтальна€ чЄрточка» ўучье-ќзЄрской школы

– ¬ы молодой парень, у вас какой интерес к старью-то? – недоумевает глава ќкт€брьского района √еоргий ѕоезжаев. – ƒерьмо здесь, чЄ там копатьс€, что вы там найдЄте, старые трусы, что ли? ѕочему произошло [обрушение]? ѕосмотрите на своих родителей, на своих дедушку, бабушку, прадедушку – почему они умирают? ѕотому что состарились. ќчевидно же, что школа стара€. Ќе очень понимаю интерес молодого парн€ к трупам.

«—тарьЄ» стоит в ўучьем ќзере с 1960 года. ћестные жители вспоминают, что привезЄнных тогда на стройплощадку материалов хватило и на гаражи на соседних участках.  апремонтов до последнего времени не делали. Ћишь после нескольких скандальных сюжетов на телевидении за здание всЄ-таки вз€лись. “олько ремонт оно не пережило.

—разу после обрушени€
—разу после обрушени€

¬ ближайший год сотн€ реб€т будут ездить в школу в соседнем ≈напаево, а ещЄ сотн€ – учитьс€ в помещении детского сада «—казка» здесь, в ўучьем. Ќа новую школу краевые власти обещали выделить 200 миллионов рублей. «дание должно быть построено к 1 сент€бр€ 2018 года.

ќб этом, уверен √еоргий ѕоезжаев, и надо думать. ј не копатьс€ в старье.

ѕредыстори€: «Ўкола на подпорках»

ѕлановый обход местных школ в ќкт€брьском районе делали два года назад. “огда у чиновников возникли сомнени€ в надЄжности конструкции в ўучьем ќзере. ѕозвали компанию «—тройдиагностика» – обследовать здание. ѕосле обследовани€ установили дерев€нные подпорки в центральной части, из-за которых учреждение потом и прозвали «Ўколой на подпорках».

«атем районное управление капитального строительства (” —) выбрало по конкурсу проектировщика ремонта. ѕобедила фирма «ќ–“Ё —», предложивша€ свои услуги за 700 тыс€ч рублей. ѕроектно-сметна€ документаци€ (ѕ—ƒ), подготовленна€ фирмой, пролежала без движени€ больше полугода.

∆ители посЄлка уверены – всЄ-таки начать ремонт помог скандальный видеоролик блогера из ќкт€брьского јльберта ’алимова. ¬идео по€вилось перед началом прошлого учебного года и (что немаловажно) перед сент€брьскими выборами в «аконодательное собрание кра€. ¬ кадре – дерев€нные подпорки, щели у основани€ строени€. ¬ одном месте, чуть выше фундамента, молодой человек без труда отламывает кусок кирпича. ¬скоре после публикации ролика в посЄлок нагр€нули съЄмочные группы федеральных телеканалов.

 

Ѕлогера ’алимова тогда в образовательное учреждение провЄл глава ўучье-ќзЄрского сельского поселени€ ¬€чеслав ћогильников – некогда член партии «≈дина€ –осси€», ныне покинувший еЄ р€ды. «а скандалы в канун выборов ему потом крепко досталось от ѕоезжаева. «апись с того совещани€ тоже попала в ютьюб-канал блогера ’алимова. —уд€ по ней, у районного главы накопились претензии к поселковому:

– ≈сли тебе что-то не нравитс€, должен уйти, встать и уйти. ћужик сказал – мужик сделал. <...> ¬стал и ушЄл. „Є такого-то? Ѕизнес есть, жену прокормишь, ребЄнка прокормишь. ћне лично не навредить, – продолжает районный глава. Ќепон€тно, что он имеет в виду, вместе с собой перечисл€€ и других чиновников. – » краевой, значит, власти не навредить. ѕотому что каждый работает, своим делом занимаетс€.

Ќа той встрече ѕоезжаев пообещал, что школьное здание отремонтируют. Ќо не раньше, чем через год.

ƒепутат «емского собрани€ ќкт€брьского района √ульсима ƒавл€тшина говорит, что именно внимание федеральных телеканалов и скандальные ролики ускорили прин€тие решени€ о ремонте.

– Ќо она не была еле жива€, ещЄ раз вам говорю! ќна была в нормальном состо€нии. ≈ле живой еЄ представили те, кому так захотелось, – убеждает ƒавл€тшина.

—лава богу, рухнула: разбираемс€ в истории «школы на подпорках» в посЄлке ўучье ќзеро

— тем, что школа в нормальном состо€нии, были не согласны не только поселковые власти, но и районна€ прокуратура.

– Ќовое здание не может возникнуть из воздуха, и на период строительства всЄ равно надо безопасно учитьс€, – говорит помощник прокурора ќкт€брьского района —танислав „астухин. Ќадзорный орган пошЄл в суд. — требованием привести здание «в нормативное состо€ние» районные власти не согласились, подали апелл€ционную жалобу. —овпадение или нет, однако именно 12 апрел€ – в день, когда краевой суд оставил жалобу без удовлетворени€, – районное ” — заключило договор с подр€дчиком, ќќќ «—тройпрогресс».  омпани€ победила на электронном аукционе, снизив стартовые 11 миллионов до 9 миллионов 600 тыс€ч рублей.  онтракт уже расторгли, но фирма успела получить около четверти суммы – 2 миллиона 600 тыс€ч.

ќбрушение: «¬ышло-то некрасиво...»

ѕервые две недели ремонта, с 15 по 29 апрел€, дети продолжали ходить в школу. ¬ это врем€ рабочие уже откапывали грунт по периметру – именно такие работы и именно в это врем€ были предусмотрены муниципальным контрактом на капремонт. ѕараллельно в другом крыле, где уже не шли уроки, разбирали кровлю.

ѕроект предполагал, что рабочие огол€т фундамент, а затем выложат вплотную к нему прижимные стенки из кирпичей. Ќо всЄ пошло не плану. Ёкскаваторщик –адик ћузафаров из соседнего ≈напаево, которому школьный ремонт стал шабашкой от «—тройпрогресса», вспоминает, что его с самого начала предупредили: работай осторожно. ѕеред тем как стена рухнула, он начал отрывать грунт возле основани€ и обнаружил незадокументированную в ѕ—ƒ туалетную выгребную €му.

– ‘ундамента там никакого не было, – утверждает –адик. – ¬ €ме [сто€ла] влага, и с ней ничего не могли сделать. „тобы она ушла, начали откапывать другую, сухую, стену. я пошЄл вдоль нее. ѕрошел несколько метров и увидел, что поползли трещины.

–адик за несколько минут собрал и отогнал экскаватор. ≈щЄ несколько минут – и рухнули бетонные глыбы. «а эти минуты из сооружени€ выбежали дес€ть рабочих, бывших на обоих этажах и крыше.

—лава богу, рухнула: разбираемс€ в истории «школы на подпорках» в посЄлке ўучье ќзеро

—ейчас районный глава признаЄт: «¬ышло-то некрасиво, что здание, которое было подготовлено к капитальному ремонту, обрушилось». ѕризнаЄт и серьЄзные проблемы с фундаментом. ¬от только узнали о них «после драки».

– ¬сЄ оказалось намного сложнее, печальнее и хуже. ѕон€тно, что школа уже не подлежит восстановлению, еЄ надо сносить, утилизировать и забыть эту тему, – говорит ѕоезжаев.

– Ёто в июне стало пон€тно?

– ƒа, в момент обрушени€.  огда цела€ стена, метров двадцать, отвалилась, – конечно!

  тому моменту в школе сделали внутреннюю гидроизол€цию подвала, возвели некоторые прижимные стенки, заменили верхнюю часть стены на втором этаже – она тоже упала. ¬ починку не подлежащего ремонту здани€ вложили около 3,5 миллионов рублей.

¬ласти: ƒождь подвЄл

√лава района √еоргий ѕоезжаев приезжал на объект за несколько недель до происшестви€.

– ћне всЄ нравилось, – рассказывает. –  ак реб€та работают, что всЄ по уму у них. Ќе было ни тревог, ни беспокойства.

” начальника ” —а, впрочем, претензии к подр€дчику были, и он о них главе сообщал. Ќо тот не счЄл их серьЄзными:

– ” строителей свои заморочки! Ёти вещи не такие принципиальные дл€ нас с вами – кто что не так сказал, не так гвоздь подал. ћы-то говорим в целом.

√лава полагает, что рабочих подвЄл дождь – если бы не он, конструкции бы выдержали.

√лава района √еоргий ѕоезжаев
√лава района √еоргий ѕоезжаев

–уководитель ” —а ¬€чеслав  иселЄв тоже считает, что свою роль сыграли осадки – из-за них крыло, которое рухнуло, больше двух мес€цев намокало изнутри. „иновник сейчас собирает документы, чтобы доказать правоту своего ведомства. √оворит: надо было действовать по проектно-сметной документации, и всЄ было бы в пор€дке. ѕодр€дчик же, продолжает  иселЄв, допустил сырость, вопреки ѕ—ƒ, где чЄрным по белому написано: «Ќе допускать замачивани€ и промораживани€ грунтов».

¬торой причиной обрушени€ он называет то, что доски и брусь€ подн€ли наверх – они лежали как раз в том месте, где рухнула стена. —ловам  иселЄва даже есть документальное подтверждение – фотографи€ с квадрокоптера, сделанна€ за два дн€ до „ѕ. Ќачальник ” —а резюмирует: причины обрушени€ – размыта€ земл€ внизу и груз наверху.

– –аботало п€тнадцать таджиков, техника наЄмна€ – кран почасовой, экскаватор тоже, – объ€сн€ет чиновник, име€ в виду, что пока техника была, старались успеть как можно больше. – ≈сли рабочие видели мелкозаглубленный фундамент, должны были остановить работы, а не тупо копать по почасовой оплате.

 иселЄв утверждает, что все претензии оформл€л в письменном виде и направл€л в «—тройпрогресс». ¬от только показывать эти письма он отказываетс€.

ѕодр€дчик: √де в проекте выгребные €мы?

√ендиректор «—тройпрогресса» јндрей —елюнин с претензи€ми  иселЄва не согласен. √оворит, материалы наверху никак не могли повли€ть – это же будуща€ крыша, здание просто не могло еЄ не выдержать. ј ведь там ещЄ не было ни кровельного железа, ни утеплител€, ни снега. «— ними нагрузка могла быть в п€тьдес€т раз больше», – подчЄркивает —елюнин.

„то до траншей, то они заполн€лись водой сразу, как только их отрывали, жидкость откачивали насосом по несколько дней. » никаких писем из ” —а, утверждает —елюнин, он не получал. «ато сам – писал. Ќапример, когда в апреле не нашли фундамент в месте расположени€ выгребной €мы, сообщили в ” —. ќтвета не получили.

—ейчас выгребных €м не видать. —тену убрали, траншеи закопали
—ейчас выгребных €м не видать. —тену убрали, траншеи закопали

–уководитель стройфирмы разворачивает на столе чертЄж ѕ—ƒ и показывает на «так называемый фундамент». √оворит, что где-то, в отличие от проекта, его вообще нет, в других местах он имеет волнистую поверхность – то есть сделать прижимную стенку, предусмотренную проектом, нельз€. ѕочти везде вместо насто€щего основани€ – «камни, куски кирпичей, мусор, всЄ это легко достаЄтс€ рукой». ¬ некоторых местах между фундаментом и прижимной стенкой пришлось заливать армирующий бетон – заказчик это одобрил, хот€ в ѕ—ƒ ничего такого не прописано.

– Ўкола сто€ла на земле по большому счЄту, – говорит генеральный директор «—тройпрогресса. – √рунт, который был по бокам, еЄ хоть как-то сдерживал.

—амым проблемным оказалс€ участок в крыле, где рухнула стена. «десь как раз находитс€ выгребна€ €ма. ќна больше не используетс€ школьниками, зато заполн€етс€ грунтовыми водами. » о ней в проекте не говорилось вообще ничего.

ќбследователь: «ѕроектант, видимо, не читал наш отчЄт»

ѕочему в ѕ—ƒ не учтены проблемы с основанием школы, до конца не€сно. Ќо в акте обследовани€ школы, подготовленном «—тройдиагностикой», о них говорилось. —ам документ нам добыть не удалось (из школы за ним направл€ли в ” —, из ” —а – обратно в школу), однако выдержки из акта есть в определении краевого суда. Ќапример:

  • «техническое состо€ние строительных конструкций фундамента, стен подвала, стен и перекрытий <...> ограниченно работоспособное, имеет место утрата значительных по площади участков кладки поверхности стен подвала»;
  • «трещины на отдельных участках перекрыти€ подвала и утрата сечени€ арматуры в результате коррозии».

ќ проблемах с фундаментом «—тройдиагностика» знала с самого начала. √лава ўучьего ќзера ¬€чеслав ћогильников вспоминает, как представители фирмы попросили у него экскаватор дл€ работы. Ѕыл только тот, что может вкопатьс€ не глубже трЄх метров. –абочие тогда посме€лись – фундамент-то наверн€ка глубже. ј потом перезвонили…

– ќказалось, в некоторых местах он вообще был метра полтора, – вспоминает ћогильников. – я тогда попросил их, пусть признают здание негодным, чтобы скорее построили новое.

‘раза про ограниченно работоспособный фундамент в проектно-сметной документации имеетс€.

– Ќо никаких работ по предварительному усилению запроектировано не было, – утверждает —елюнин из «—тройпрогресса». – я уже не говорю о том, что о выгребной €ме не сказали ни слова...

«десь раньше был кабинет химии.
«десь раньше был кабинет химии.

¬ «—тройдигностике», проводившей обследование, до конца расследовани€ с прессой общатьс€ отказываютс€. ¬ частной беседе представитель компании так отозвалс€ об идее с прижимными стенками: «Ёто ноу-хау проектанта».

– ќсновна€ беда проектанта – они не читали, видимо, наш отчЄт и не учли все обсто€тельства, которые бы позволили избежать того, что случилось, – говорит собеседник. – »нженер [от проектировщика] пришЄл только один раз – уже после падени€ стены. — большими глазами.

ѕроектант: от общени€ с журналистом уклонилс€

— директором фирмы-проектанта «ќ–“Ё —» јйной якуповой нам удалось поговорить только по телефону. —прашиваем, приезжал ли кто-то из еЄ компании в ўучье ќзеро:

– ƒа, конечно.

– ¬ы сами или [ваши] сотрудники?

– Ќу € пока не буду давать вам никакой информации. ¬с€ информаци€ уже есть, был проект, он сдан воврем€. ƒавайте так, € уточню и перезвоню вам, и сообщу, когда мы можем вас прин€ть. Ќо завтра – ƒень строител€, день вообще зан€т.

¬ обещанное врем€ из «ќ–“Ё —а» не позвонили, на наши звонки в ближайшие несколько рабочих дней јйна якупова не отвечала.

ѕерва€ слева - јйна якупова, третий слева - √еоргий ѕоезжаев, четвертый слева - ћаксим –ешетников
ѕерва€ слева - јйна якупова, третий слева - √еоргий ѕоезжаев, четвертый слева - ћаксим –ешетников

ƒиректор фирмы известна, например, тем, что в декабре 2016 года участвовала в довыборах в «аконодательное собрание. ¬ одном из интервью рассказывала, что особенно гордитс€ работой над социальными объектами – это несколько школ в городе и крае, пожарные депо, трамплин «—нежинка» в „айковском.

Ќасколько можно судить по открытым данным, проект на ремонт ўучье-ќзЄрской школы был первым заказом дл€ «ќ–“Ё —а» из ќкт€брьского района. Ќо сегодн€ их уже два – второй, на строительство межшкольного стадиона в посЄлке ќкт€брьском, по€вилс€ чуть позже. ј скоро будет и третий заказ – новую школу в ўучьем ќзере, взамен рухнувшей, постро€т тоже по чертежам «ќ–“Ё —а». »х вместе с ѕоезжаевым јйна якупова показывала и.о. губернатора ћаксиму –ешетникову, когда тот приезжал в посЄлок. Ќа своей странице во «¬ онтакте» бизнесмен выложила фотографии со встречи на месте будущей стройки.

ѕроект, по которому возведут школу, два года назад «ќ–“Ё —» разработал дл€ образовательного учреждени€ в деревне ћижуева  удымкарского района. ѕо сообщению пресс-службы губернатора, он типовой, а значит, конкурс проводить не надо. ¬от только ни в –еестре типовой проектной документации ћинстро€, ни в перечне «экономически эффективной проектной документации повторного использовани€» проекта мы не нашли. –айонный глава √еоргий ѕоезжаев утверждает, что подыскивали его вместе с ћинистерством образовани€ кра€. ¬ ведомстве своЄ участие в поисках опровергают и не могут объ€снить, как выбирали план: «Ќе успели мы этим вопросом зан€тьс€, извините, у нас миллион других дел».

– ƒавай по-русски объ€сню, если ты не понимаешь, – не выдерживает районный глава после вопроса, почему вновь выбрали именно этого проектировщика. – ≈сть п€тнадцать штук [проектов], у этого нет госэкспертизы, у этого – тоже, четвЄртый – новгородский, п€тый – тюменский… я же не выбираю костюмы по конкурсу, € выбираю по фигуре своей. «ќ–“Ё —» – не «ќ–“Ё —»... ѕопробуй, найди [другого], а потом мне позвонишь и скажешь, что ты нашЄл лучше. ќна легитимна€, она ведь не палЄна€ контора – что тут настораживатьс€-то?

Ќесмотр€ на то, что говоритс€ в новости, школу эту пока не построили из-за нехватки денег. ќб этом нам сообщил глава  удымкарского района ¬алерий  лимов
Ќесмотр€ на то, что говоритс€ в новости, школу эту пока не построили из-за нехватки денег. ќб этом нам сообщил глава  удымкарского района ¬алерий  лимов

  проекту ремонта рухнувшей школы у районных властей нет ни претензий, ни вопросов.

Ёксперты: ¬се проблемы – от ѕ—ƒ

– ќтрывать грунт, который отчасти держал здание, было сомнительным шагом. “ем более учитыва€ состо€ние фундамента, – уверен директор ќќќ «ѕрайд» ¬€чеслав ¬€зовкин. ≈го компани€ проиграла «—тройпрогрессу» в борьбе за ремонт школы в ўучьем ќзере. Ќаши собеседники в профессиональной среде говор€т, что более надЄжным способом укреплени€ основани€ была бы струйна€ цементаци€, но такого рода работы обошлись бы дороже.

¬€зовкин утверждает: несоответствие ѕ—ƒ в действительности встречаетс€ «в восьмидес€ти процентах случаев». ќдна из причин – неграмотность заказчиков, особенно, если речь идЄт об органах власти. ќни зачастую не понимают, что проектно-сметна€ документаци€ – это отражение всех их желаний, и относ€тс€ к ней формально.

—лава богу, рухнула: разбираемс€ в истории «школы на подпорках» в посЄлке ўучье ќзеро

– Ёто главна€ проблема, а из неЄ следуют все остальные – как при строительстве, так и при эксплуатации, – считает ¬€зовкин. – —троителю же вносить изменени€ и про€вл€ть инициативу невыгодно – могут не закрыть [контракт], даже если дл€ дела будут лучше. ≈сли уж совсем какие-то серьЄзные проектные недочЄты – оповещаешь заказчика, договариваешьс€, пытаешьс€ доказать… ’от€ зачастую, когда ты это делаешь, они думают, что ты хочешь их обмануть, «развести» на деньги.

ƒиректор пермской школы №114 ¬алентина ‘едотова вспоминает, что когда три года назад ремонтировали еЄ заведение, проектно-сметную документацию пришлось переделывать «на дев€носто процентов»:

– ѕодр€дчики, которые делают ѕ—ƒ, чаще всего создают еЄ т€п-л€п, – говорит собеседница. – ѕроЄм – не там, окно вообще не показали и так далее. ќни не очень сильно прив€заны к фирмам, которые занимаютс€ самим ремонтом, и видно, что пользуютс€ шаблонами. ћы [дополнительно] заплатили подр€дчику за договор авторского надзора, чтобы представители проектанта сидели на месте и всЄ переделывали.

„тобы дети стали ходить в это здание, пришлось переделать проект ремонта
„тобы дети стали ходить в это здание, пришлось переделать проект ремонта

– ¬сЄ должно делатьс€ комплексно: кто делал обследование, тот должен делать проект, а потом наблюдать за строительством, – считает директор OOO «—троительный научно-технический центр» Ѕорис ѕименов. – јвторский надзор должен быть. ј если его нет – каждый работает сам по себе, кто в лес, кто по дрова. Ћебедь, рак и щука.

–езюме: «ќна рухнула всЄ-таки без детей»

... « июн€, за день до обрушени€, в ўучье озеро по традиции приехали выходцы из посЄлка – сходить на кладбище (была родительска€ суббота), увидетьс€ с бывшими одноклассниками.

– ¬стретились в доме культуры, посидели, – вспоминает пенсионерка ≈лена  убасова. – ¬ воскресенье думали дойти до школы: раньше-то в ней собирались. ѕришли – а здесь руины!

—пуст€ некоторое врем€ после обрушени€ демонтировали остатки стены и разровн€ли площадку под разрушенным крылом. —ейчас не видно ни выгребную €му, ни траншею. –овна€ земл€ за нат€нутой вокруг здани€ лентой. ѕриближаешьс€ – подходит мужчина в форме защитного цвета: «¬ы тут чЄ, снимаете чЄ-то? ј разрешение есть? —казали, никого не пускать». Ќовое здание обещают построить здесь же, когда окончательно разберут старое.

ћама будущей дес€тиклассницы –аиса ћизЄва рассуждает: «—лава богу, рухнула. ¬с€ трещала уже по швам, а дети продолжали в ней учитьс€».

– —лава богу, что так всЄ произошло, – вторит глава ўучьего ќзера ¬€чеслав ћогильников. – ќна рухнула всЄ-таки без детей, узбеков (рабочих. – ѕрим. ред.) не убило. ¬сЄ обошлось.

„асть детей пока будет учитьс€ в детсаду «—казка»
„асть детей пока будет учитьс€ в детсаду «—казка»

–езюмиру€:

  1. ѕоселковые дети учатс€ в здании, которое требует ремонта. Ќа это недвусмысленно намекают подпорки.
  2. –айонные власти не соглашаютс€, решение суда с требованием привести здание в нормативное состо€ние пытаютс€ оспорить, но безуспешно. ѕриходитс€ проводить конкурс, делать проект.
  3. ѕроект пылитс€ на полке, пока видеоблогер и федеральные телевизионщики не заставл€ют смахнуть с него пыль. –емонт начинаетс€. ѕравда, почему-то тогда, когда в школе ещЄ учатс€ дети.
  4. ¬ начале лета школа рушитс€. –абочие едва успевают покинуть здание.
  5. √лава района винит в обрушении дождь, начальник ” —а – дождь и недочЄты в работе подр€дчика. ”тверждает, что писал ему письма с претензи€ми, но писем не показывает.
  6. ѕодр€дчик в свою очередь грешит на проект, в котором не учтены проблемы с основанием здани€. “о же самое делает представитель компании, обследовавший школу. —торонний эксперт называет решение проектанта «сомнительным».
  7. ѕроектант от общени€ с журналистом уклон€етс€.
  8. ” властей к нему претензий нет. Ѕолее того, новую школу в ўучьем ќзере постро€т по его же чертежам.

—ледкомитет сейчас продолжает расследовать уголовное дело по обрушению ўучье-ќзЄрской школы. –езультаты строительной экспертизы, проведЄнной в остатках здани€, следователи получат в ближайший мес€ц. Ќо районные власти их, похоже, не ждут. — виноватыми и невиновными они уже определились.