Бывает, мы не успеваем писать о наградах, которые регулярно получает Пермский театр оперы и балета со звездным Теодором Курентзисом во главе. О здании же, где творится искусство, известно еще меньше. В новом выпуске «Архитектурных сокровищ Перми» мы рассказываем об оперном театре и о том, с чего все начиналось.
А начиналось все с ничего. Точнее, с площади. Ее назвали плац-парадной, потому что в 1824 году именно на этом месте император Александр I принимал парад и производил развод пермских войск.
Два десятилетия спустя, во время крупнейшего городского пожара 1842 года, на эту площадь приходили люди, нашедшие здесь спасение от огня вместе со всем своим скарбом, что смогли унести.
Здесь даже хотели поставить церковь. Но городское общество не дало согласия на это строительство. А вот здание театра почему-то разрешило. Принято это решение было в 1874 году, и здесь следует остановиться, чтобы рассказать, что в это время происходило с пермским театром.
Официальной датой основания оперного театра называют 24 ноября 1870 года, но цифра эта во многом условна. Именно в этот день в театре сыграли оперу «Жизнь за царя», однако подобные представления давали и до, и после.
Отсчет можно начать и с 1811 года. Именно тогда крепостные некоего графа давали в Перми представление в честь того, что наш губернатор Карл Модерах уезжал в Санкт-Петербург в качестве сенатора. Десятью годами позже в Казенной палате был дан спектакль в честь отъезда ученого и сановника Берха. В 1843 году в Пермь приехала профессиональная труппа Петра Соколова. Артисты антрепризы приехали из Казани и в течение ряда сезонов, проведенных на Урале, сформировали следующий график гастролей: лето — Пермь, зима — Екатеринбург, февраль до Великого поста — ярмарка в Ирбите.
Специально для представлений на площади у Гостиного двора (территория, ограниченная улицами 25 Октября, Ленина и Сибирской) недалеко от современного здания театра оперы и балета было построено деревянное здание. Правда, в 1863 году оно сгорело, но через год было восстановлено. Лишь в 1874 Городская дума при активной поддержке жителей города решила начать строительство каменного здания. Новый театр постановили расположить напротив Гостиного двора, чуть ниже прежнего здания, именно там, где и находится сейчас Пермский театр оперы и балета.
В 1880 году здание театра было построено окончательно. Финансово строительство поддержали многие горожане — больше 80 тысяч рублей в качестве пожертвований. Основная же сумма — это деньги от банковской ссуды.
Автором проекта стал городской архитектор Рудольф Карвовский. Он взял за основу проекты столичных театров, но не все технические особенности удалось реализовать, например, сцена в его проекте оказалась совсем маленькой — длиной всего 15 метров.
Для отопления и вентиляции в театре использовалась конвективная система, разработанная Иваном Свиязевым — пермским архитектором, чье имя сейчас носит одна из городских улиц. Эта система обеспечивала вентиляцию и прогрев помещений при минимальных затратах топлива.
Свиязев был фанатом самого разного отопительного оборудования и создал целые научные труды, посвященные проблемам печного строительства.
Было в театре и прогрессивное по тем временам газовое освещение, но с ним все шло не так гладко. Артисты рассказывали, что посетители уходили из театра с закопченными носами и ушами.
Своей труппы у театра к этому времени так и не появилось: театр сдавался на сезон антрепризным коллективам. Лишь только с середины 20-х годов в Перми начала формироваться собственная постоянная труппа, а закончились эти процессы уже после Великой Отечественной войны.
Кстати, в 1937 году в книге благодарностей театра оставил запись легендарный советский летчик Валерий Чкалов, посетивший тогда Пермь.
В своем отзыве Чкалов, в частности, выражает надежду, что «больше никто не будет гореть на сцене». Что именно произошло, доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что прямо во время спектакля загорелся парик актрисы, а кто-то — что воротничок. Но Чкалов вышел на сцену и спас загоревшуюся девушку.
Во время войны здание занял эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета. Артисты Пермского театра в это время организовали передвижной театр и три года ездили по городам Пермской области. В июне 1944 года ленинградцы уезжают, пермские артисты возвращаются, и начинается работа по восстановлению труппы. 4 ноября 1944 года она подготовила первую после вынужденных каникул премьеру — оперу «Князь Игорь».
Во второй половине 50-х к директору моторостроительного завода Анатолию Солдатову пришли архитекторы Гипроавиапрома (Головного института по проектированию предприятий авиационной промышленности и инфраструктуры. — Прим. автора), дорабатывавшие проект здания дворца культуры. Они предложили заменить маленькое и неудобное здание театра.
Солдатов заинтересовался, посмотрел на предварительные эскизы и сделал заказ Гипроавиапрому. Было решено не строить новое здание, а реконструировать существующее. Театр перестраивали по принципу зданий дворцов культуры, активно появлявшихся по всей стране. С той лишь разницей, что стены старого здания были сохранены. Так образовалась театральная матрешка — новое здание буквально выросло вокруг старого.
Реконструировать здание помогали многие городские предприятия, заводы и тресты, а командовал местной бригадой Гипроавиапрома брат бравшего Прагу маршала Конева.
Разработавший функциональную увязку помещений нового здания архитектор Дмитрий Киржаков рассказывал, как пришел к Солдатову утверждать театральные стулья. Увидев варианты, Солдатов предложил архитекторам самим попробовать уместиться в таких стульях и очень долго ругался.
Оказалось, не зря. В итоге стулья получились отличными. Удобные, с идеально прямой спинкой, они были сделаны и расставлены так, что сцену было видно с любого места в зале.
Наконец увеличилась и сама сцена. Расширить ее, правда, удалось лишь до 22 метров — ровно до кирпичных стен старого здания, которые являются несущими, а значит, не могут быть снесены.
Росписью потолков занимались выпускники Строгановки (Московской художественно-промышленной академии имени Строганова. — Прим. автора). К потолочным фермам были прикреплены щиты, на них натянуто полотно, загрунтовано как холст и покрыто темперными красками.
Работы велись в очень сжатые сроки: на все было отведено лишь около трех месяцев. Художникам приходилось практически жить на строительных лесах. Писать — стоя или лежа — по 12 часов в день без выходных, чтобы успеть в поставленные сроки.
На росписи в зрительном зале есть сюжет. Там изображены последовательные стадии танца — от приглашения до завершения, размер каждой из фигур — около двух метров.
После реконструкции 1959 года в театре практически ничего не изменилось. Проводились лишь незначительные косметические ремонты. Никуда не делись и внутренние стены самой маленькой «матрешки». Так что каждый раз, приходя на премьеру новой оперы или балета, вы лично можете прикоснуться к стенам, помнящим театральную историю, которой почти полторы сотни лет.
Статья подготовлена на основе материалов музея пермского театра оперы и балета.
Ранее мы рассказывали о здании, в котором находится ресторан «Кама».
Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе во «ВКонтакте».
Фото: Тимофей Калмаков