јлександр √реков и представить не мог, что когда-нибудь станет художником. “ака€ же истори€ и с его мастерской. „тобы в нее попасть, нужно пройти мимо кучи дверей с табличками «ќтдел кадров», «Ѕухгалтери€» и прочим в таком духе — все они относ€тс€ к одной из государственных организаций. ј в самом конце — обычна€ бела€ дерев€нна€ дверь.  то и что за ней скрываетс€ — в новом выпуске «ћастерских пермских художников».

јлександр √реков рассказал нам обо всем
јлександр √реков рассказал нам обо всем

¬ интервью ниже много крутых историй, но мало улыбок. ѕока вы еще не начали его читать, поделюсь лишь одной деталью. јлександр рассуждал о чем-то очень серьезном со столь же серьезным видом.  ажетс€, про ƒостоевского. » в какой-то момент ему в глаза начал светить пробившийс€ через один из первых апрельских дней солнечный луч. √реков изменилс€ в лице. ”лыбнулс€ и едва слышно сказал: «¬есна». ѕомолчал три секунды. » продолжил с прежним невозмутимым видом.

¬ы родились в 1982 году небольшом городке  агуле на юге ћолдавии.  аким было ваше детство?

—  огда —оветский —оюз развалилс€ в 1991-м, мне было довольно чудно́ слышать, что у нас теперь столица  ишинев. Ѕыло вообще не пон€тно, что это. я родилс€ в —оветском —оюзе. —толица моей –одины — ћосква. ” мен€ не было ощущени€, что что-то на самом деле произошло. ¬идимо, всЄ и шло к тому, чтобы € в ѕермь вернулс€ (мама јлександра родилась в ѕерми, но переехала в ћолдавию. — ѕрим. авт.). ћне бабушка рассказывала, что мне было лет шесть, когда мы в последний раз приезжали сюда с мамой. ј осенью мне надо было собиратьс€ в школу в ћолдавии. » € говорю: «¬сЄ, не едем, остаемс€ здесь». « ак не едем? “акси в аэропорт уже приехало», — говор€т мне. ”перс€. ќни мен€ долго-долго уговаривали. ¬ итоге уговорили, что надо школьную форму купить, портфель, все дела. я поддалс€. Ќо в конце была фраза: «я всЄ равно буду здесь жить». ¬р€д ли € тогда правда так думал, но так случилось.

ƒл€ времени, когда € был ребенком, ћолдави€ была райским местом. ѕро ѕермь тех времен разное говор€т: дефицит продуктов, еще что-то. ” нас ничего такого не было. ¬ то врем€ человек, который покупает на базаре помидоры, — он либо сумасшедший, либо неместный. ѕотому что никогда никто ничего не покупал. ѕросто уходишь за город — там пол€ до горизонта, и всЄ в помидорах, в виноградниках. ≈шь — не хочу.

¬ мастерской художника
¬ мастерской художника

—ейчас приедете туда — ничего не увидите. ≈сли есть виноградники, они кому-нибудь принадлежат. Ёто небольшие частные территории. ” мен€ мама с папой там живут, и € туда приезжаю каждое лето, там за последние два года произошли уже видимые изменени€. ¬ы берете мусорное ведро, выходите из дома, идете к ближайшей мусорке, а там бачки алюминиевые, знаете, как в американских фильмах. ÷ивилизаци€, все дела. » на всех бачках значки с американскими флагами. “еперь там вот так.

Ќе знаю, чем всЄ это закончитс€. —ама по себе страна така€. »сторически, если посмотреть, из всех периодов был лишь один короткий промежуток времени, когда ћолдави€ никому не принадлежала. Ѕыла свободным и независимым государством. ЅерЄте  арла ћаркса. 10-й том, 296-€ страница. ќткрываете и читаете переписку английских дипломатов, в которой написано, что такое ћолдави€ и что в ней происходит. ѕрочитаете — обомлеете, ничего не помен€лось.  ак пытались они получить те же преференции, угодив тому, кто сильнее, так и пытаютс€.

¬ то же врем€ вы как-то рассказывали, что помните, как приходилось ходить по сосед€м и занимать денег на буханку хлеба.

— Ёто после распада стало очень т€жко. ¬еерные отключени€ электричества. ѕриходишь домой и знаешь, что сегодн€ света точно не будет, потому что сегодн€ он в другом районе по расписанию. ¬ семь утра воду отключили и часиков в восемь вечера только ее дадут. ќтоплени€ тоже нет. ¬от так было. ƒа на самом деле там и сейчас нет ни гор€чей воды, ни централизованного отоплени€. Ћюди сами себ€ обеспечивают как могут. Ёто вообще такое чудно́е место на планете. ѕоэтому, когда туда приезжаю, жаловатьс€ на то, что мы здесь плохо живем, грехом даже каким-то кажетс€. ” нас пр€м замечательно — пон€тно, что есть, о чем поговорить — но не настолько.

–абочие процессы
–абочие процессы

 ак вы начали рисовать?

— ¬ этом мама виновата. Ќе знаю, с какого перепуга, но, когда мне было три года, она научила мен€ рисовать танки. я еще в садике был. “огда эти танки, наши советские тридцатьчетверки, на каждом постаменте сто€ли. ” мен€ дружок был, забавный такой пассажир. — детского сада с ним дружим и до сих пор. ” нас с ним были тетради по 12 листов в клеточку, и мы с ним в этих тетрадках рисовали ¬торую мировую. Ќаши с немцами, солдатики, танки.

 ак вы попали в ѕермь?

— ¬ ѕермь € переехал в 15 лет. ћама пон€ла, что в ћолдавии перспектив ноль. √оворит: «ѕоедешь в ѕермь?»  онечно!  то не поедет-то?

ј уж о том, как € стал художником, можно писать целый рассказ. Ќе планировал ничего подобного.  огда —оюз развалилс€, у нас все стали независимыми, перешли с кириллицы на латиницу. ¬вели 10-балльную систему оценок, как у румын. „тобы вообще ничего похожего на –оссию не было.

” мен€ мама училась в строительном техникуме на  омпросе, предложила и мне пойти туда на архитектурный. “ам ведь чертить, рисовать надо. Ќормально, это € люблю. ѕриходим туда про курсы узнать или еще что-нибудь. √овор€т: «ћожно аттестат посмотреть?» я аттестат показываю, они его открывают: «ј это что? „то такое 8?» Ќу вот так.

¬се возможные цвета
¬се возможные цвета

ј тогда оценки еще переводили, потом уже стали делать это через нотариусов. » что делать? јттестат не переведен. » тут мама позвонила своему брату. ќн работает на заводе на  рохалевке. ƒ€дька возил финдиректора завода, а тот знал директора 65-го училища, сейчас его уже закрыли.

» там среди поваров, слесарей и еще фиг кого поймешь были художники. „то они там делали, вообще не€сно. ѕроизошла протекци€, чтобы поступить в училище. Ќаверное, ни у кого такого не было. ¬ общем, пришел € к директору училища. ѕосидели с ним, поговорили. Ќа свой страх и риск он мен€ вз€л. ¬идно, бардак был, и всем по барабану. ѕошел € сдавать вступительные. ѕодал документы на росписника, сижу уже на экзамене по рисунку. “ут же на экзамене € знакомлюсь с парнем, и он мне говорит: «—лушай, а что мы, как два дебила, сюда пошли? Ёто же девки этим занимаютс€. ћы-то что? ј пошли перепишемс€». ј мы-то уже на экзамене сидим. ѕошли, нашли этих теток, которые сидели в приемной комиссии. ќни такие: «ƒа легко!» » мы с ним уже живописцы.

я еще идеально помню момент, когда € у него спрашиваю: «ј делать-то что будем?» Ќа живопись пойдем. «ј это вообще что такое?» — снова спрашиваю. ќтвечает: «Ќа парьс€, это прикольно. “ебе понравитс€».

Ќе планировал € быть живописцем, так случилось. ќкончил училище, поступал к Ўирокову (художник ≈вгений Ўироков тогда возглавл€л отделение живописи в ѕ√»» е. — ѕрим. авт.), но € не то что экзамены, € просмотр туда не прошел. » Ўироков мне говорит: «≈сть еще академи€». ѕошел туда — а все рассказывали, что в академию поступить вообще нереально… ¬ общем, € поступил первым номером.

јлександр рассказывает о переезде в ѕермь
јлександр рассказывает о переезде в ѕермь

ѕомните свою первую выставку в 2007 году, когда вы окончили академию?

— ћы ее делали вместе с товарищем, с которым дружили в академии. Ёто была проба пера. ѕервые выставки все забавные. ћен€ больше тогда техническа€ сторона вопроса интересовала, нежели какой-то смысл. ј выгл€дело всЄ так, будто разные люди делали. “ака€ чушь, что пр€м смешно вспоминать, но делалось всЄ с серьезным видом.

≈ще одна ваша цитата «Ќатура гораздо сложнее фантазии».

— Ёто правда. »ли у мен€ плохо с фантазией, что тоже может быть. Ќи разу не придумал чего-то интересней, чем натура. я могу ее трансформировать, но какие-то куски можно подсмотреть только там.

Ќапример, € давно хотел сделать серию с детьми. Ќо не мог пон€ть, как. ќднажды € шел — это было в ћолдавии — и увидел: качели прив€заны проволокой. я бы сам такого не придумал. » ребенок их толкает. “олько дети ведь могут верить, что у них получитс€. —о временем это проходит.

–ебенок против качелей
–ебенок против качелей

Ќедавно открыл дл€ себ€ фильм «ѕионеры и герои». ќн пр€мо про наше поколение. я один из последних, кто это застал. ѕионери€, окт€бр€та. ¬роде их врем€ перепахивает, а в конце оказываетс€, что ни фига. „то первичные ценности никуда не денутс€ и в критический момент ты будешь знать, что делать.

¬серьез всЄ началось, когда у мен€ родилс€ ребенок. Ѕыл бы пацан — было бы пон€тно. ј тут девчонка. » как ее воспитывать, если сам ничего толком не знаешь? ѕришлось поразбиратьс€ в истории. я в какой-то момент подумал, что, может быть, вообще не художник. ѕросто делаю это дл€ удовольстви€, потому что пока что-то красишь, перероешь кучу литературы, перепроверишь факты.  ак у военных: информаци€, проверенна€ в трех разных источниках, считаетс€ достоверной. „тоб не один раз что-то в « омсомольской правде» прочитал — и € знаю всЄ. Ќе, нифига. ” этого, у того, воспоминани€ сверим.

‘рагмент истории
‘рагмент истории

¬сЄ, что нас окружает, уже было. «а две тыс€чи лет на люд€х помен€лась только одежда. ¬сЄ остальное мы уже проходили. “олько почему-то не помним ни фига. —обственно, € и занимаюсь тем, что сначала себе пытаюсь ответить на какой-то вопрос, а потом ребенку — как это устроено. ћои сюжеты — это мысли, которые ро€тс€ у мен€ в голове.

Ѕыла, например, сери€ про психушки. я пыталс€ разобратьс€ в российской революции, а тогда как раз стали набирать попул€рность протестные настроени€. я поддалс€, давай ковыр€тьс€. ј потом оказалось, что всЄ было сложнее. » все пропагандистские штуки мы уже слышали. ѕросто берем биографию ƒостоевского и смотрим, что происходило. ѕетрашевцы, расстрелы, каторга. ј пришел к чему? Ќаписал «Ѕесов».

Ќадо совсем не интересоватьс€ историей, чтобы не знать, что у нас была написана книжка « атехизис революционера». “ам же всЄ написано. я смотрю на штуки, которые Ќавальный проводит, и понимаю: это же из этой книжки. ћожет, он не понимает даже, ему просто объ€снили. Ќо это мы придумали. “ерроризм как способ борьбы за власть мы придумали. Ёто наше изобретение.

—колько поэтов —еребр€ного века говорили о кровавом режиме власти? „то они сделали, когда добились своего? Ёмигрировали многие. ”видели, чем это кончилось, и уехали.

¬сЄ это мне интересно. ¬се темы гармонично по€вл€ютс€. Ёто не шаблоны из разр€да «вот это было в истории искусства, € за это еще не бралс€». ѕлевать мне на историю искусства.

«а вашей последней серией работ вы отправились в прикамские поселки Ўумихинский и ёбилейный. –асскажите.

— Ќа самом деле € ехал туда за живописью. ” мен€ и началось творчество с брошенных заводов и всего такого. я сходил на заводы, на которых работали мои родители. “очнее, на то, что от них осталось. ¬сЄ ободранное, одна краска вылазит из-под другой, плесень, подтеки черные, ритмы какие-то из этих перил. ј потом что ж произошло? ѕредпри€ти€, которые кормили целую часть страны — ћолдавию, больше не нужны. “ак ведь не бывает.

”знал в интернете, что есть эти два поселка. ƒумаю, еще снег, красиво должно быть. —ъезжу, посмотрю. ‘отки в интернете посмотрел, прочитал, что там никто не живет, поселки брошенные.

я приезжаю — а там дети нос€тс€. ѕо этим разрушенным полуразобранным п€тиэтажкам нос€тс€ дети. ѕолп€тиэтажки закрыто, полп€тиэтажки — народ живет. »дешь — там первые этажи почти по окна завалены фанфуриками. ѕон€тно, им там делать нечего. Ќи рабочих мест, ничего.  ак они живут там вообще? я не понимаю, что они там делают.

 огда туда уехал, у мен€ мысль по€вилась о том, что они [дети] там либо сдохнут как родители, либо из-за того, что там совсем всЄ хреново, что-то сделают и измен€т свою жизнь. —вою. √л€дишь, еще чью-то. ј потом сопоставил всЄ, что произошло с моими знакомыми, еще кем-то. “ак, блин, мы все из этих эпицентров, точек умирани€. —мотришь, люди, которые вообще никто и из жопы мира, чего-то добиваютс€. ѕотому что не хочетс€ им жить как г****. ѕотому что прожить жизнь и узнать, что ты только вкусно ел, сладко спал и анализы прекрасные, как-то грустно. “ире между двум€ датами, как в «ƒоживем до понедельника», — этого не хочетс€.

»з поездки в шахтерские поселки
»з поездки в шахтерские поселки
Ўумихинский и ёбилейный
Ўумихинский и ёбилейный

¬ижу, что есть примеры. ћои знакомые из каких-то поселков городского типа нереальных вещей добиваютс€ в жизни без мамы, без папы, без денег, без св€зей. ¬з€ли — и сделали своей головой и трудом. ћожно, конечно, сидеть на диване и говорить, что всЄ хреново. Ќо хочетс€ задать вопрос: ты-то что сделал, чтобы что-то изменилось?

ќткуда на ваших картинах вз€лись кладбища?

— Ёто любима€ тема из детства.  онцерт Iron Maiden в ћоскве в 1991-м, кажетс€, году. —оюз еще не развалилс€, и показывали их концерт в 8 утра по ѕервому общесоюзному телевидению. ј € в школу ходил во вторую смену. я этот концерт увидел. ѕосле јллы ѕугачевой Iron Maiden были чем-то фееричным и незабываемым. — того момента у мен€ по€вилась любовь к такой музыке. ј раз € слушал такую музыку, у мен€ по€вились нормальные такие закидоны 15-летнего придурка — например, по кладбищу походить.

¬ ѕерми € был на ≈гошихинском кладбище и еще на одном — на ёжной дамбе. я там тоже хотел найти какие-нибудь старенькие захоронени€, как на ≈гошихе. Ќи фига не нашел. «ашел еще не с парадного входа, и получилось так, что все могилки были ко мне тыльной стороной. ѕортретов не видно, только камни. —мотрю, мужики какие-то прибираютс€. √оворю: «ј где здесь что-нибудь покрасивее, постарше?» «“ы дурак, что ли, оно только в 60-х открылось», — отвечают.

» у мен€ сложилс€ пазл. —ерые камешки, абсолютно одинаковые, оградки, выкрашенные голубой либо зеленой краской, и 60-е годы — это хрущевки. ќни жили в хрущевках — в хрущевках их и похоронили.

Ќа кладбище
Ќа кладбище
—тандартизаци€
—тандартизаци€

ƒо мен€ тогда дошло, что историю цивилизации можно не изучать. ƒостаточно сходить на кладбище и посмотреть, как относились к умершим. —мотришь на XIX век — колоски какие-то, символизм везде, обломанные колонны. ƒругое отношение к жизни и смерти. »ли 90-е. “ам сама€ показательна€ вещь, которую € видел, это Ўирокореченское кладбище, где братки похоронены. ’отите увидеть 90-е? Ќадо туда съездить, а не в ≈льцин-центр. «ќн был мастером использовани€ ножей» и всЄ такое на огромных двухметровых черных камешках.

≈ще одна тема ваших работ — карательна€ психиатри€ в ———–, геноцид √ермании, эксперименты над людьми в японии.

— Ёто возникло вместе с той дурацкой протестной волной. Ётих работ сейчас практически не осталось, € стараюсь от них избавитьс€. ќни были глупыми. „то страна у нас хренова€, что посто€нно все через жопу. Ќо к концу € пришел к выводу, что ничем особенным мы не отличались. ƒл€ јмерики это, например, до сих пор норма. ѕсихиатри€ там — это бизнес-процесс.

Ѕыл же пример. ‘ранцузска€ революци€. Ќачиналось как всегда. —вобода, равенство, братство. „ем кончилось? —колько там голов было отрублено? Ёто же пр€м реалити-шоу. Ѕудто бы не знали, что будет. —ейчас возможностей дофига. ƒелай, что хочешь. ¬опрос в том, что не умеем или не понимаем, как что-то делать, но это уже к себе претензии.

ѕопробуйте назвать мне период в истории –оссии, когда было лучше. ” семьи по две, по три машины — и ничего удивительного.  огда можно было смотатьс€ отдохнуть на какие-нибудь √оа? „то еще надо-то? Ќет, пон€тно, хотелось бы, чтобы заводы снова работали. Ќо это уже така€ штука. я понимаю, в какой стране € бы хотел жить, но добиватьс€ этого будет очень сложно.

ќстатки «психической» серии
ќстатки «психической» серии
—ейчас јлександр не испытывает к ним теплых чувств
—ейчас јлександр не испытывает к ним теплых чувств

Ёто вы что-то в ≈вропе имеете в виду?

— ƒа нафиг эту ≈вропу. ћы живем в стране с самой великой военной историей. Ќикто ничего подобного больше не делал. Ќикто не добивалс€ большего после крещени€ –уси. “о есть на  уликово поле пришли просто «племена», а ушел русский народ. “ак случилось. “акие мы странные.

ƒобивались каких-то просто неверо€тных результатов. » смуты у нас были, и всЄ остальное. ћы ходим по одним и тем же грабл€м, наступаем на них по кругу.

«десь хреново — а соберу-ка € манатки и уеду? Ёто странно дл€ русского человека, мне кажетс€. ј разве моей меры ответственности тут нет? «ачем € здесь по€вилс€? «ќй, хреново — где там мой тревожный чемоданчик под кроватью? ƒенег на билеты там хватит? ƒоставай, поехали». Ёто не про мен€. ѕро кого угодно другого.   тому же что такого сейчас может произойти? ƒа ничего особенного. ѕодорожает что-нибудь, и что? ”же проходили. я в 90-е жил. ћне ничего не страшно. —ейчас очень спокойно. Ќет, есть, конечно, свои задачи, которые надо решить. Ќо будем решать. ƒелов-то.

ƒругой известный де€тель культуры, работавший в ѕерми, как раз уехал и благополучно сейчас живет в „ерногории. „то вы думаете о ћарате √ельмане и его революции?

— я вообще не понимал, что здесь происходит. » вообще не в курсе тогда был, что так бывает. Ќо это всЄ было частью того вли€ни€, которому € тоже поддалс€. Ќе напр€мую, может быть. √ельман ведь приходил ко мне в мастерскую. ћы с ним разговаривали.

–аботы √рекова
–аботы √рекова

Ёто сюда?

— Ќет, здесь € всего года четыре.  огда только всЄ начиналось, он был на –ечном вокзале. ћы с ним разговаривали, и € пон€л, это вообще не тот человек, с которым € бы хотел иметь что-то общее. ƒл€ мен€ категорически неприемлемо всЄ то, что он говорит и делает. Ќе хочу. Ќе готов. ќсуждать не буду — его дело. ¬ыбор свой сделал, несу за него ответственность.

 огда √ельман по€вилс€, все художники сразу завопили, что вот, он там каких-то своих везет, нас не показывают. Ќо вы здесь жили, что ж вы раньше ничего не делали? „то мешало-то? ѕон€тно, у него деньги, все дела. Ќо и мы особо не старались ничего совершить.

” нас сейчас люди люб€т теории заговоров, кто-то у них посто€нно виноват. Ќет, если кто-то что-то с нами сделал, так они молодцы. я им в ладоши похлопаю. Ёто значит, мы дебилы и им позволили. ƒело не в том, что они какие-то кровавые, кровожадные уроды. ƒело в том, что мы не смогли оказать сопротивление. ” нас не хватило мозгов, смелости или еще чего-нибудь. „тобы сказать: «ƒа пошли вы. ћой дом — мои правила».

¬о многих своих работах вы вдохновл€етесь творчеством јндре€ “арковского.

— Ќе совсем. ќн — спорный автор. ƒаже если почитать его дневники, их название «ћартиролог» («перечень страданий». — ѕрим. авт.) о многом говорит. ѕотерпевший, стопроцентный терпила — он сам себ€ так позиционирует. — самого начала он сказал, что ему плохо здесь.

Ќо есть моменты, ходы, которые € подсмотрел в его фильмах. “арковского сложно смотреть — и мне он этим очень нравитс€, потому что у него очень больша€ длина кадра. —мотрите «“рансформеров» — там кадры полторы-две секунды, а у “арковского он длитс€ и длитс€. ќн останавливает зрителей, поэтому сложно его смотреть.

«ѕацанска€» тема — любовь к технике
«ѕацанска€» тема — любовь к технике

«јндрей –ублев» — гениальна€ штука. ѕомните, чем он начинаетс€? Ћюди пытаютс€ взлететь, а толпа им не дает. “ак получаетс€, что можно посмотреть этот кусок — и пон€тно, о чем весь фильм. ‘он “риер вз€л у него этот ход, и у него фильм «ћеланхоли€» начинаетс€ с того же, с чего «јндрей –ублев».  огда у него машина не может развернутьс€ на проселочной дороге, слишком машина больша€. ќн этим объ€сн€ет, что человечеству тут не место. » посто€нно цитирует “арковского.  огда героин€ мен€ет картинки: там были абстракционисты, хрень кака€-то, а она мен€ет на √ольбейна. ” “арковского в «—ол€рисе» то же самое. Ѕах — и √ольбейн. “о есть какие-то вечные ценности, а не сиюминутные.

¬ этом плане € с ним согласен, но с другим абсолютно нет.  огда он мог себе позволить — и € его не осуждаю, это его личный выбор, за который он нес ответственность, — он вз€л и бросил своего ребенка. –ади чего? „тобы кино снимать? ƒа пошло оно в жопу, это кино. ћне непон€тно это. –ади чего? √ордын€?  акие-то комплексы и амбиции? “о есть вопрос становитс€, что важнее. » каждый раз делаешь выбор. √лавное — не обосратьс€ в этот момент. —делал, не подумав, и из-за твоего решени€ страдает куча людей. ј оно того стоило?

¬ плане творчества € у “арковского чему-то научилс€, что-то подсмотрел, но, честно, € не очень людей творческих люблю. ћен€ посто€нно смущают те поступки, которые они совершают. —реди них сложно найти человека, на которого хотелось бы быть похожим, на которого смотришь и думаешь: «Ѕлин, а € так не смогу». Ћюдей такой силы духа среди них единицы. ќни все какие-то нытики.  акие-то недееспособные. »м чего-то не хватает. ” них посто€нно какие-то проблемы, творческие кризисы. ƒа какой на хрен кризис? „то такое кризис, объ€сните мне. я, наверное, дурак и чего-то не понимаю в этой жизни. Ќо что такое кризис? „то такое кризис среднего возраста? ƒл€ мен€ загадка. ѕоэтому не очень € люблю общатьс€ с художниками, музыкантами, еще с кем-то. “ак что € никуда не хожу, € ни с кем не сижу. Ѕывает, к  аеткину зайду.

ћы у него, кстати, мес€ц назад были.

— ќн д€дька-то классный. ѕр€м вообще молодец. ќгнеупорный и несгибаемый. ќн из тех, на кого хочетс€ равн€тьс€.

Ќаписание заводов — лучша€ форма отдыха
Ќаписание заводов — лучша€ форма отдыха

— ” вас же и общие темы в творчестве присутствуют. ћного тех же индустриальных пейзажей.

— ћне кажетс€, это врем€ такое.  аеткин ведь не первый такое придумал. ≈сли раньше ездили смотреть развалины –има, сейчас все ход€т по этим брошенным заводам. ѕросто помен€лс€ сюжет, а тема осталась та же сама€. ј еще раньше писали натюрморты с красивыми бабочками и жуками, которые по фруктам ползают.

я дл€ себ€ вкладываю еще что-то другое, когда пишу. Ќо что увидит другой человек, зритель, € пон€ти€ не имею. я дл€ себ€ задачу решил. я постаралс€, сделал всЄ, что мог. Ѕывает, ограничены мои силы. „то-то не доделал, что-то не получилось. “ак же случаетс€.  огда € подумал, что € на самом деле не художник, у мен€ по€вилась така€ формула: живопись дл€ мен€ — это дисциплина. ¬ пр€мом и переносном смысле. я пр€мо на бумажке себе это записал. ќна определ€ет тактику и стратегию. —тратеги€ — это куда € двигаюсь, а тактика — это какими пут€ми этого добьюсь. ѕоэтому хрен его знает, чем € занимаюсь.  артинки € крашу или что-то большее делаю.

ћногие ваши работы сейчас выставлены в ћоскве, есть в музее «Ёрарта» в ѕитере…

— ƒа много где есть. я даже не отслеживаю.

Ќо от вас же они какими-то пут€ми уход€т.

— ќт мен€ — уход€т, а оттуда уход€т еще куда-то. я приехал в —ургут, у мен€ была там выставка, а организатор выставки у мен€ спрашивает: «ј кто у теб€ в √ермании работу купил?» я: «ƒа? ” мен€ кто-то в √ерманию работу увез?» я даже не в курсе, мне вообще неинтересно. я не слежу, куда они уход€т. —делались и сделались. я их отпустил. Ёто какой-то пройденный этап. ќни свою задачу выполнили — а что с ними будет дальше, не очень интересно. я в этом плане особо за них не держусь. ≈сть и есть, ушли и ушли — Ѕог с ними.

≈ще завод
≈ще завод

—ейчас есть уже четкие планы на этот год? “ворчество? ¬ыставки?

— ¬ плане выставок — нет, но € сейчас вот что начал. ≈сть у мен€ дебильна€ абсолютно мечта. Ќе мечта даже, а желание такое уже года три как. —делать серию по ¬еликой ќтечественной. ѕосто€нно смотришь работы и посто€нно видишь какие-то пафосные вещи. я, может, не всЄ знаю, не всЄ видел. ћожет, не прав.

≈сть художник, р€дом с которым всЄ остальное мне кажетс€ напускным. √елий ћихайлович  оржев. ≈го сери€ «ќпаленные огнем войны» — € больше ничего такого не видел.  огда просто лицо солдата обожженное, и всЄ. » нет никаких героических поз, гор€щих танков, расстрелов, боев. ¬от «ќтдых после бо€» есть, хрестоматийна€ така€ вещь. ѕо ней изложени€ в школах писали. —ид€т там бойцы, что-то обсуждают. ¬еселые. “акие а-л€ « азаки пишут письмо турецкому султану». »  оржев, где всЄ сказано одним жестом, лицом. Ќичего сильнее не видел.

ƒавно хотел попробовать сам. Ёта сери€ будет называтьс€ «ƒас –ейх».

«ƒас –ейх»?

— ƒа, были такие именные дивизии у √ермании. ’очу убитую вообще немецкую технику, брошенную в наших местах. «аросшую, ржавую, полуразрушенную, полуразобранную. Ќо всЄ это практически с натуры. Ќе сочин€€. я три года училс€ собирать это всЄ. ≈сть такие детские модельки, но там стопроцентные копии.  оторые нужно красить, собирать. ћожно набрать, конечно, красивых фотографий, но как-то смешно это будет. Ќе знаю пока, что из этого получитс€, но € хот€ бы попробую.

» еще немного индустриализации
» еще немного индустриализации

ѕочему именно немецка€ сторона?

—  ак это почему? ќни же думали, что они великие, могучие. ќчередна€ –имска€ импери€. ¬сегда заканчиваетс€ такое хреново. —прашиваетс€, зачем? ќни же цвет нации погубили. ÷елое поколение. ј зачем? » вот эти вот закидоны великих людей привод€т к не очень хорошим последстви€м. „его они добились? Ёто того стоило вообще? Ѕольшой вопрос. ћы-то пон€тно за что воевали.

—делайте эксперимент. Ќайдите выступление президента на параде 9 ћа€. ѕоследнее, затем 2005 года и сравните его с речью даже ≈льцина, потом с советскими сравните. я вообще удивл€юсь. “о есть с каждым годом € слушаю и не понимаю, что происходит.  акие-то общие слова «великий русский народ», «велика€ победа». » всЄ это так размываетс€ и замыливаетс€. Ќепон€тно уже, кто и зачем, с кем и за что. ¬ советское врем€ было неважно, кто читает с трибуны, но было всЄ пон€тно. «а что мы воевали, что отстаивали.

Ёто в конце 80-х, в 90-е была така€ попул€рна€ иде€: так надо было сдатьс€ немцам, они бы у нас тут всЄ наладили. ƒа не наладили бы! » примеры всЄ врем€: а посмотрите на ‘ранцию. ƒа не хочу € быть французом. ” нас был јлександр Ќевский.  ак € могу поступать, как французы, если у нас в истории был јлександр Ќевский? ќн же их бил. » фильм «јлександр Ќевский» тогда же и был сн€т. ¬о врем€ войны. » хочетс€, чтоб не забывали. ѕоэтому, наверное, и пишу.

ј вы не боитесь, что это назовут пропагандой нацизма?

— Ёто сильно похоже на пропаганду нацизма?

«ƒас –ейх»
«ƒас –ейх»

я это понимаю, но у нас люба€ нацистска€ символика…

— ƒавайте € сейчас всего буду бо€тьс€. ” мен€ в этом плане всЄ просто. я — парень незастенчивый. я могу сегодн€ из дома выйти и домой не вернутьс€. ¬сЄ это мы уже проходили. »з моего класса, с кем мы учились в школе, п€терых не стало еще до 30 лет. » что мне теперь, бо€тьс€ всего? Ќе, не про мен€.  то там и что подумает. ƒа мне вообще фиолетово. я своим делом зан€т. Ѕуду € предугадывать, кто и что скажет. Ёто вообще не интересно. ј если скажет, и что? —о мной что произойдет? ƒа ничего. ¬ы же можете сейчас выйти и на всю улицу крикнуть: «ѕрезидент — козел!» „то с вами произойдет? Ќичего. ¬сем по барабану. ’оть закричись. Ќичего страшного, и € ничего не боюсь.

¬ прошлом выпуске «ћастерских пермских художников» мы рассказывали о художнике ¬алерии Ѕуд€кове.