Ранее МКУ «Институт территориального планирования» назывался МАУ «Бюро городских проектов» и занимался разработкой Генерального плана города Перми. Сейчас его специалисты готовят концепции главных городских проектов — реновации эспланады и развития пешеходной улицы Пермской. О том, какие идеи обсуждаются для преображения центра города, 59.ru рассказала директор института Елена Ермолина.
— Елена Сергеевна, чем занимается институт? Какие проекты сейчас разрабатывает?
— Предыдущее название нашего организации — МАУ «Бюро городских проектов» — это то самое учреждение, которое разработало Генеральный план и мастер-план города Перми. Мы занимаемся разработкой документации по планировки территории города, у нас большой блок кадастровых работ. В этом году мы начали заниматься разработкой концепций для целей комплексного благоустройства территории города, проектами реновации города Перми. Проще говоря, мы сначала определяем, как будут выглядеть озеленение, парковки, тротуары, освещение, затем наши идеи появляются в проектах по благоустройству, и только потом, грубо говоря, появляется бортовой камень.
— Какой должна быть эспланада? Какие зоны появятся на ней?
— Если посмотреть на существующую пешеходную часть эспланады квартала в районе памятника Героям фронта и тыла, мы увидим, что все дорожки упираются в центральную аллею, а дальше не продолжаются. Наша задача была в том, чтобы сделать эспланаду проницаемой. Для этого мы предложили продолжить пешеходные дорожки и на их месте выделить зоны. Конечно, мы провели среди местных жителей социологический опрос. Нам важно знать мнение наших жителей. Возрастные группы, пользующиеся этой территорией: дети, взрослые и пожилые люди. В зависимости от их потребностей мы думали о наполнении этих зон.
Выделяем мы зоны вариантами благоустройства, например плиткой, малыми архитектурными формами или озеленением. Какие-то из них будут постоянными, например, на углу Борчанинова и Петропавловской большая зеленая зона для отдыха. В средней части могут возникнуть многофункциональные зоны — торговая ярмарка или спортплощадка. Этим мы хотим сказать, что территория должна служить круглый год, а не только по праздникам. Предполагается, что возникнут зоны для постоянного использования, например детские площадки, а также зоны, которые в течение года будут менять свою функцию. Обязательным условием этих зон является то, что они не должны пустовать.
— Какую роль играет в концепции Слудская горка? Для чего необходимо это пространство?
— Мысль о развитии Слудской горки пришла сразу двум нашим архитекторам. Сейчас это пустующее пространство в самом центре города, хотя оно может быть функциональным. Во-первых, это смотровые площадки. Там можно сделать зону отдыха с вживленными в рельеф лавочками. Они могут быть как бетонными, так и деревянными.
Дальше мы предложили соединить эспланаду с набережной. У нас все места отдыха в городе находятся отдельно друг от друга. А хотелось бы, чтобы между ними было связанное пространство, начались пешеходные прогулки. Набережную развиваем, а выходов туда очень мало. Поэтому мы предложили сделать пешеходный мост — по типу того, что в парке Зарядье. С одной стороны, мы получим смотровую площадку, с другой — выведем людей на улицу Советскую и далее на набережную. Потом у нас возникла идея проработать возможность сквозного выхода с улицы Борчанинова. Вдоль всей Слудской горки мы предложили создать велодорожку с точечной подсветкой в покрытии. В развитии пространства Слудской горки много потенциала.
— Как будет использоваться эспланада в зимнее время?
— Одно из наших предложений — создать ледовую дорожку в центральном квартале эспланады. Вдоль всей дорожки будут стоять нестационарные объекты, куда можно будет подъехать на коньках и попить кофе.
Елку мы предложили оставить в том месте, где она стоит обычно. В этой связи мы говорим о преемственности — мы не рушим ничего, что создавали до нас. Мы также предложили поставить малые архитектурные формы в виде небольших елок возле Театра-Театра. Или еще одно наше предложение — делать зимой в центральной части эспланады лабиринт.
— Как будут связаны все зоны эспланады между собой?
— Мы предложили сделать входные группы на всех трех кварталах эспланады. Так мы обозначили эспланаду как единое пространство. Для связанности пространства необходимо запроектировать надземный пешеходный переход между кварталами эспланады со стороны улицы Попова.
— А если сделать подземный пешеходный переход на улице Попова?
—По этому поводу было много предложений. Мы против этого. Туда могут прийти антисоциальные личности, и в целях безопасности там необходимо будет размещать посты полиции. Кроме того, встает вопрос о высоких затратах на проектирование и затратах на содержание подземного перехода. Вопрос безопасности пешеходов можно и нужно решать проектированием надземного пешеходного перехода.
Сейчас у нас «неработающая» эспланада, если рассматривать ее с точки зрения открытого пешеходного пространства. Вокруг эспланады скоростное автомобильное движение с высоким трафиком. А ведь любое открытое пешеходное пространство должно работать вдоль и поперек. Как следствие, надо рассказать автомобилистам, что на улице Ленина не должно быть такого движения. По сути дела, по своей функции общегородская улица Ленина превратилась в магистральную. У нас для этих целей есть трехполосная улица Екатерининская. Поэтому на улице Ленина мы предложили создать надземные пешеходные переходы в уровень с тротуаром, чтобы выработать у водителей привычку снижать скорость в районе эспланады. Как только движение успокоили, люди начнут ходить не только вдоль, но и поперек. Тогда заработает эспланада. Она не будет искусственно работать только во время праздников, она будет работать постоянно.
— Когда возможны первые изменения в улично-дорожной сети?
— Во время обсуждения концепции нас услышали многие службы, которые уже начали работать. Напротив «Колизея Atrium» на улице Ленина существует парковка. В какой-то момент там не стало тротуара. Во время обсуждения с собственником ТЦ возникла договоренность о продлении тротуара. Как это будет реализовано в будущем, увидим.
— Какие существуют предложения по обновлению фасадов домов на улицах возле эспланады?
— Комплексно мы посмотрели на фасады, начиная с ТЦ «Колизей». Там всё в очень приличном состоянии: где-то лишнюю рекламу надо убрать и вывеску сместить. Было большое обсуждение по поводу нашего всеми любимого дома с «рогами». Там есть серьезные проблемы в части большого количества кондиционеров на фасаде, при этом у здания большое количество собственников. Сначала было предложение его застеклить, но есть риски, что стекло может быть не совсем качественным, и это будет напоминать бутылёк одеколона. Мы предложили два других варианта.
— Когда началась разработка концепции улицы Пермской?
— Разработка концепции улицы Пермской началась зимой этого года по заданию администрации города. Сложилась ситуация, когда улица превратилась в гибрид — не транспортная и не пешеходная. Изначально нас ограничили проектированием отрезка улицы Пермской от Комсомольского проспекта до улицы Сибирской. Но на Градсовете при главе города Перми правильно отметили, что не нужно заранее говорить об ограниченности улицы. Когда стали обсуждать, почему она не работает, я выразила субъективное мнение: я не поеду специально погулять на 150 метров ограниченной улицы Пермской. Поэтому мы не говорим об ограниченности улицы, мы говорим, что если это продумать, то по улице можно будет именно гулять.
Сейчас на улице Пермской очень много проблем. Почему она не работает? Во-первых, там очень мало жилья, а где нет жилья, и пешеходов не очень много. Пешеходную зону запустили в короткие сроки и, к сожалению, не пытались протестировать заранее.
В своем проекте мы предлагаем такое понятие, как тактический урбанизм. Это минимально затратные интервенции в городскую среду, причем они могут быть с разных сторон: от государственной власти, со стороны бизнеса или жителей. Например, можно отдать часть улицы студентам института культуры для репетиций. Таким образом, мы создаем у людей привычку: вот там проводятся репетиции, значит, там можно погулять. Или мы перекрываем на выходные улицу Пермскую, и там садовники продают цветы. Давайте выработаем привычку покупать там по выходным цветы. Наполняемость может быть абсолютно разной. Как только появится активность, на первых этажах зданий появится бизнес. Кроме того, представители бизнеса зданий, расположенных на улице Пермской, сами должны понимать: чем выше активность, тем выше стоимость квадратного метра из зданий. Поэтому инициатива по созданию активного общественного пространства может возникнуть и со стороны представителей бизнеса.
— Как появились названия зон «Морковка», «Будильник» и т.д.? Они звучат немного странно...
— Мы думали, как с Комсомольского проспекта заманить людей на улицу Пермскую. И тогда появились названия для зон эмоционального восприятия: зона непроизвольного внимания «Морковка», зона сильного интереса «Капкан», зона переключения внимания «Будильник», зона комфортного отдыха «Привычка». Мы обсуждали, что затягивает взгляд, слух, обоняние, дает эмоцию. Одним из примеров, что может возникнуть в одной из зон: кинетический объект по типу влюбленной пары в Батуми (представлен ниже на фотографии. — Прим. ред.). Он двигается и подсвечивается. Арт-объекты можно будет увидеть со стороны Компроса, а движущийся объект затянет вглубь улицы. После этого зоны «Морковки» и «Капкана» должны заработать. Это всего лишь один из примеров, что может возникнуть в этих зонах. Самый главный принцип тактического урбанизма: наполнение улицы должно возникнуть, исходя из потребностей жителей, представителей общественных организаций, представителей бизнеса. Небольшая площадь улицы тестируется с тем наполнением, который будет инициирован, и лишь затем, когда появится устойчивый интерес жителей к таким объектам, получает развитие вдоль всей улицы. Мы предложили лишь один из вариантов развития событий.
Кроме того, мы постарались максимально сократить денежные вложения в развитие улицы. Например, во втором варианте у нас возникла трансформированная мебель. Такая мебель может использоваться как подиум, сцена или место для тихого отдыха. Ее всегда можно унести, и не нужно будет заходить с отбойными молотками для того, чтобы облагородить улицу. Сейчас стоит самая сложная задача — запустить механизм реализации проекта.
Фото: Тимофей Калмаков