Ћева ћусаел€н, профессор кафедры философии ѕ√Ќ»”, доктор философских наук, создатель дискуссионного клуба «ћусаел€н против…»: «ѕервый шаг человека к свободе был св€зан с грехом»

—воими мысл€ми о церкви, партийной системе в –оссии и судьбе миллиона рублей, обещанного за информацию об »лье ярополове, поделилс€ профессор кафедры философии ѕ√Ќ»”, доктор философских наук, основатель попул€рного в ѕерми дискуссионного клуба Ћева ћусаел€н.

÷ерковь и религи€ – две большие разницы

јнтиклерикальна€ кампани€, начавша€с€ в –оссии после панк-молебна девичьей группы Pussy Riot в храме ’риста —пасител€, добралась и до ѕерми. јрхиерейский дом в очередной раз был разрисован свастикой и непристойност€ми. Ќадписи замазали, исполнителей ищет полици€.

Ќа ваш взгл€д, чем церковь заслужила такое отношение?

– “ут, конечно, две причины. ѕерва€ – девицы в храме ’риста —пасител€. –азличные акции могут быть св€заны с позицией представителей –усской православной церкви, св€щенноначали€. “о, что они подошли к оценке девиц не как христиане, а как власть, котора€ в таком случае примен€ет силу. ¬тора€ – позици€ самой –ѕ÷.

Ќачнем с девиц. „еловек цивилизованный отличаетс€ от варвара тем, что он руководствуетс€ запретами. ѕуть человека начиналс€ с табу, с этого же начиналась и нравственность. ј то, что сделали эти девицы, безусловно, безнравственный поступок, но он идет исключительно в рамках понимани€ свободы, западных демократических принципов. Ёто их право так поступать, а право государства соответствующим образом себ€ вести. ƒругие, например, огол€ютс€, как Femen. Ёто современное понимание свободы. Ќо если вспомнить Ѕиблию, то первый шаг человека к свободе был св€зан с грехом – человек нарушил «акон Ѕожий. » Ѕог наказал јдама и ≈ву. ќн не просто изгнал из ра€, а прокл€л их род до п€того поколени€. ¬ этом плане церковь не отступает от канонов ¬етхого завета и принципа талиона «око за око, зуб за зуб». ј новозаветный раздел Ѕиблии другой.

ј как же насчет «подставить правую щеку»?

– » € об этом. ¬ Ќовом «авете речь идет о человеколюбии и прощении – «возлюби врага своего как самого себ€». ј –ѕ÷, как правило, и опираетс€ на Ќовый «авет. ¬етхий они трактуют как закон раннего дикого человека. ¬ этом плане поведение не только тех девиц €вл€етс€ греховным, но и реакци€ св€щеннослужителей не совсем последовательна.

  тому же власть смыкаетс€ с церковью. ѕравославна€ религи€ стала официальной, праздники стали государственными. ÷ерковь действует очень активно в общественной жизни, а теперь и в политике. ¬ образование влезла. Ќа уроке биологии учитель будет рассказывать, что вс€ жива€ природа возникла естественным путем. ј потом придет батюшка и будет проповедовать, что человек сотворен Ѕогом, а теори€ ƒарвина – ересь. » какова же участь этого ученика четвертого класса?

”часть не завидна, потому что, насколько € помню, в 4-5 классе мы изучали цветочки, а к животным и человеку перешли чуть позже. ѕолучаетс€, что св€щенник с установкой, что человека создал Ѕог, придет к ученику раньше, чем учитель биологии.

– —овершенно верно. “ут будет действовать принцип первичной информации. ¬ мозгу зас€дет то, что дали в раннем возрасте. » это сделано специально. ” нас происходит клерикализаци€ общества. ÷ель внедрени€ религиозного мировоззрени€ в школу – увеличение паствы, борьба за власть.

Ќедавно ¬севолод „аплин сказал, что верующие имеют право создавать религиозные партии. ≈сли вы создаете православную партию, значит, вы возвращаетесь к погромам в начале прошлого века, черносотенцам. Ёто означает, что об€зательно возникнут исламские партии (и представители ислама уже это подтвердили). ј вы можете представить, к чему это может привести, учитыва€ радикализацию исламского мира?

ѕолучаетс€, что гражданска€ война гораздо более веро€тна, чем после всех выступлений на Ѕолотной и —ахарова?

– Ёти инициативы фактически €вл€ютс€ провокационными. ќни дестабилизируют общество. » мысл€щие люди это вид€т. —ейчас важно сохранить –оссию как стабильное полиэтническое, поликонфессиональное государство. » сделать его процветающим. ј это невозможно, если каждый кулик будет хвалить свое болото. ≈сли православный будет бить себ€ в грудь и гордитьс€, что он русский и православный, мусульманин будет делать то же самое. √ордитьс€ своим этническим происхождением или принадлежностью к религиозной группе – то же самое, что гордитьс€ тем, что родилс€ во вторник или в среду, как говорил Ўопенгауэр.

Ћева ћусаел€н, профессор кафедры философии ѕ√Ќ»”, доктор философских наук, создатель дискуссионного клуба «ћусаел€н против…»: «ѕервый шаг человека к свободе был св€зан с грехом»
ѕарти€м «любителей пива» открыт путь в политику

3 апрел€ президент ћедведев подписал поправки в закон о парти€х. »зменени€ существенно упрост€т процедуру регистрации. “еперь минимальна€ численность членов снижена с 40 тыс€ч до 500 человек, а ћинюст будет указывать на ошибки в регистрации и давать три мес€ца на их устранение. «акон вступил в силу уже с момента публикации. ѕолитологи предрекают «партийный бум».

Ётот закон стал «лебединой песней» ƒмитри€ ћедведева?

– ” него этих «лебединых песен» было много, и все их трудно считать продуктивными. ¬спомнить хот€ бы игру в семантику: изменить милицию на полицию. Ёто было идеологически ангажировано – дистанцироватьс€ от советской эпохи. » мы видим, что из этого вышло.

— другой стороны, это решение вполне соответствует социальной реальности. —ейчас в –оссии атомизированное общество. » если снизить численность партий до 500 человек, тогда формально будет соблюдена демократи€.  то-то сказал, что эти услови€ делают практически невозможными возникновение конкурентоспособных политических движений и партий. ¬ этом есть больша€ дол€ истины.

ѕо€в€тс€ партии, которые не смогут консолидироватьс€ и собиратьс€ в блоки, и в выигрыше останетс€ парти€ власти?

– —овершенно верно. Ќаивно думать, что такой вариант может обеспечить реальную демократию.

≈сть ли реальные шансы у Ќемцова с партией «ѕарнас» или у «Ћевого фронта»?

– я не думаю, что парти€ Ќемцова жизнеспособна. ј вот левые объединени€ вполне возможны, потому что есть электорат левых взгл€дов. Ћюди еще помн€т, кем были Ќемцов, –ыжков и ’акамада. ќни люди неглупые, но их идеи дл€ современного росси€нина контрпродуктивны, за исключением тех, кто обогатилс€ неправедными способами. ¬полне возможно, что у них будет электорат из молодежи, которым родители помогли войти в колею и стать, может, не элитой, но субэлитой. ј вот что касаетс€ создани€ более широкой партии, € сомневаюсь. ¬ этом плане успех ѕрохорова был св€зан лишь с тем, что он был новым человеком.

√де деньги, «ин?

  счастью, похищенный из краснокамского детского сада »ль€ ярополов в целости и сохранности возвращен матери. ѕохитители пойманы, но общественность не утихает. √убернатор пообещал миллион за информацию о ребенке. »ль€ найден, а администраци€ губернатора уходит от ответов о судьбе столь значительной суммы.

 ому, на ваш взгл€д, должны достатьс€ эти деньги?

– Ёто вообще несущественный вопрос. ≈сли бы € увидел этого мальчика и имел бы о нем информацию, то и без миллиона сообщил бы, потому что горе родителей ни с какими миллионами не сравнитс€. Ќо, похоже, что нет основани€ эти деньги кому-то выплачивать.

≈го обнаружили по звонку работники милиции, а они по должности об€заны это делать. Ќу и какой же миллион тут кому отдавать? «ачем? ј власть решила не отдавать не потому что она плоха€ или жадна€, а потому что действительно нет причин.