В Перми несколько женщин голодали 11 дней. Сегодня акция протеста завершена. Все участницы чувствуют себя удовлетворительно. Женщины, которые являются обманутыми дольщицами и пайщицами, просили внимания властей к проблеме недостроев.
Участницы акции расположились в штабе КПРФ, настроили онлайн-трансляцию, запаслись водой и объявили голодовку. Основными требованиями активисток были встреча с властями и помощь в поиске инвесторов для достройки домов. Вечером на 9-й день голодовки к ним приехали министр строительства Пермского края Михаил Сюткин и представители общественной палаты. Разговор длился около полутора часов. Власти пообещали уделить отдельное внимание проблемам пайщиков, поскольку пути решения их проблем отличаются от дольщиков. Пообещали помочь в достройке домов.
Сегодня женщины решили, что акцию пора заканчивать.
– По многочисленным просьбам всех неравнодушных людей, переживающих за наше здоровье, мы прекращаем голодовку, – рассказали голодающие. – В четверг к нам приходили представители власти. А это значит, что один из трех пунктов наших требований был частично исполнен. Мы уходим не из-за того, что что-то решилось. А из-за того, что обратили внимание на проблемы, и из-за переживаний наших родных, друзей и просто неравнодушных людей, которые на протяжении всей голодовки нас поддерживали. А вчера поступило очень много просьб и пожеланий в наш адрес. Люди восхищались нашим мужеством и просили перестать голодать, ведь здоровье важнее. Да и власть на данном этапе открыла глаза на наши проблемы. Огромная благодарность всем, кто был и есть рядом!
Вспомним все, что произошло за эти дни.
13 сентября: Юлия Гельбич, Елена Аликина и Марина Ахматова объявили голодовку. Гельбич купила квартиру в ЖК «Дом на Норильской». Он должен был быть сдан этой осенью, но сейчас там все еще котлован со сваями. Квартира Аликиной в соседнем «Триумф. Квартал 2». Построены 18 этажей вместо 24. Марина Ахматова мечтала переехать поближе к Перми и купила квартиру в Первом пермском микрорайоне. Мы уже рассказывали подробные истории жизни женщин.
Елена Аликина, самая старшая из участниц акции, решилась на сухую голодовку.
15 сентября: Елене Аликиной пришлось вызывать врачей. У женщины поднялось давление. Медики уговорили ее пить воду.
18 сентября: К акции присоединилась еще одна дольщица Первого пермского микрорайона Марина Остапущенко. О голодовке она узнала от таких же дольщиков.
– У меня муж-учитель и трое детей, – рассказала о своей ситуации 59.ru женщина. – Но родила я их до того, как были приняты все эти законы о материнском капитале и земле. Все мы живем в Бершети, в однокомнатной квартире. Вот только недавно старшая дочь отделилась. Муж стоял в очереди на жилье 17 лет и наконец-то ему дали субсидию – 1,7 млн рублей на покупку жилья. Мы бы с удовольствием купили квартиру в самой Бершети или поблизости, но по закону деньги мы могли потратить только на квартиру в доме не старше пяти лет. А поблизости таких нет. Поэтому взяли ипотеку еще на миллион рублей и вложились в Первый пермский микрорайон.
Напомним, летом экспертиза признала, что один из дюжины построенных в Лобаново домов аварийный. Остальные подлежат ремонту. Но на это потребуются огромные деньги – около миллиарда рублей. В домах найдены нарушения при возведении фундамента, крыши, стен и перекрытий.
20 сентября: На одиночный пикет к администрациям города и края выходит Евгений Болотов. Мужчина тоже дольщик и таким образом решил выразить поддержку женщинам.
21 сентября: Вечером в штаб к голодающим приехали глава краевого минстроя Михаил Сюткин, детский омбудсмен Павел Миков и представитель общественной палаты Ирина Ермакова.
– Мы относимся с большим сочувствием к той ситуации, в которой вы сейчас находитесь, – сказал Сюткин. – Но вы должны понимать, что мы можем действовать исключительно в рамках законодательства. И ситуация двигается. Разработан проект закона о господдержке дольщиков, его уже приняли в первом чтении, и в октябре состоится второе, вступило в силу постановление правительства Пермского края о мерах по завершению строительства многоквартирных домов.
Юлия Гельбич объяснила, что многие дольщики и пайщики не согласны с правилами, которые навязывает власть. Они не хотят достраивать дома с помощью ПАИЖК, потому что даже с учетом субсидий это все равно означает еще один и немаленький кредит. Также Юлия предложила создать отдельную рабочую группу по решению вопросов пайщиков.
– Решили, что надо пайщиками заниматься отдельно, – рассказывает об итогах встречи Юлия. – И то, это было мое предложение, на которое они согласились. Мы не просим денег и не требуем помочь материально. Мы просим помочь найти инвестора, чтобы минстрой потом запустил его на наши площадки. Это требование было с самого начала и остается сейчас. За один вечер, даже за эти полтора часа, всего не обсудить. Многие вопросы остались на заднем плане. Но я надеюсь, после этой акции власть будет идти с нами на диалог, будет пытаться ответить на вопросы. Сейчас ситуация преподносится так, будто конфликт урегулирован. Но это случится только тогда, когда мы увидим конкретные действия.
22 сентября: Елена Аликина отправилась в аппарат уполномоченного по правам человека. Там ей пообещали, что помогут решить вопрос с жильем для сына-подростка, который планирует учиться в Перми. Сейчас семья живет в Нытвенском районе.
– Хоть немножко начали про нас говорить, – рассказывает свои впечатления от общения с чиновниками Аликина. – У меня проблема, что я без жилья, а сыну скоро надо ехать учиться в Пермь. Как мне его устроить? Мне пообещали, что если он будет студентом, то можно будет договориться с общежитием. Вроде хотят пайщикам помогать. Про дом наш недостроенный разговаривала. Я и дальше буду ходить и надоедать, если не будет вестись строительство. Я просила назвать какие-то сроки, когда начнется стройка, но ничего конкретного. Сказали, что надо искать застройщика, и все будет под контролем, чтобы нас второй раз не обманули. Но я все равно от властей не отстану, если это будет враньем. Я, если что, опять сюда попрошусь на голодовку.
Женщина призналась, что плохо себя чувствует: сильное головокружение, кровоизлияния в глаза и повышенное давление. На 10-й день она закончила голодовку и уехала домой. Три активистки остались еще на сутки.
В этот же день начался сетевой флешмоб #ЯголодаюЗаДольщиковПайщиков. Начал его политик Константин Окунев. Он предложил всем неравнодушным объявить голодовку на один день и рассказать об этом в сети.
Активистки признались, что благодаря флешмобу за сутки они получили огромный отклик и множество просьб все-таки поберечь свое здоровье и вернуться домой.
23 сентября: Около полудня оставшиеся три участницы собрали вещи и разъехались по домам. Врачи проконсультировали их, как правильно выходить из голодовки.
По сведениям краевого минстроя, сейчас в списке официальных недостроев 17 объектов и около 1600 обманутых дольщиков. И еще в 40 домах уже сорваны сроки строительства.