В Перми поставлена точка в многолетнем споре жильцов, застройщика и городской администрации по поводу дома в Мозырьском переулке. Сегодня он стал первой в городе уничтоженной жилой новостройкой. Экскаватор работал весь день и оставил после себя лишь груду мусора. Но конфликт не исчерпан.
Одни требуют застройщика вернуть им деньги за квартиры, другие винят во всех бедах администрацию и считают снос незаконным. Трехэтажный дом в частном секторе Голованово построен в 2012 году на земле, предназначенной для индивидуального строительства. Но новостройка была переделана под отдельные квартиры. Из 15 были проданы девять. Люди заключали предварительные договоры купли-продажи доли в доме. В качестве задатка платили разные суммы: от пары сотен тысяч рублей до миллиона. Кстати, раньше на этом месте было болотце и мусорка.
Судебные разбирательства начались в 2013 году. Дом был признан самовольным строением, которое необходимо снести. Противились этому и жильцы, и сам застройщик. Отсрочки, протесты и апелляции длились до прошлого года. Тогда застройщика Андрея Портнова осудили на пять лет за мошенничество в особо крупном размере. Ущерб покупателям квартир составил 8,4 млн рублей. Его интересы продолжили отстаивать родственники. В попытках хотя бы сохранить дом жильцы и застройщик были на одной стороне. Весной 2014 года к делу подключились судебные приставы, но люди отказались выезжать. Тогда им отключили свет и воду. Минувшей зимой сами приставы вышли в суд, чтобы отложить снос, пока все жильцы не выедут. В итоге последняя семья покинула дом летом. 11 сентября суд решил, что пора возобновить исполнительное производство о сносе дома.
С этого момента начинаются серьезные разночтения. Один из жильцов, Константин Горбунов, утверждает, что на определение суда о возобновлении исполнительного производства была подана жалоба. Подана она была 21 сентября, то есть в положенный срок. А это значит, что дело еще не закончено и сносить дом нельзя. Но судебные приставы и юристы районной администрации в один голос говорят, что никакой жалобы нет.
– Дольщиками подана в суд жалоба по вновь открывшимся обстоятельствам, – объясняет Горбунов. – Юристы обнаружили, что первоначальный иск был подан незаконно.
О деталях «вновь открывшихся обстоятельств» рассказала представитель застройщика Ольга Павловна (фамилию женщина попросила не публиковать).
– Изначально представитель районной администрации действовала на основании типового положения от 2006 года, где говорилось о сносе некапитальных строений, а дом в Мозырьском переулке ведь капитальный, – поясняет Ольга Павловна. – А в 2013 году, когда был суд, это положение вовсе утратило силу и было заменено на другое. Мы считаем, что у администрации не было полномочий принимать решение о сносе постройки.
– В настоящее время законных оснований для приостановления исполнительного производства не имеется, – пояснили чиновники. – Этот случай стал прецедентом – незаконно построенный дом, в который уже заселились люди, пошел под принудительный снос. Это должно стать уроком для предпринимателей, решивших незаконно заработать на обмане доверчивых покупателей. А людям при покупке квартиры необходимо обязательно проверять все документы – разрешение на строительство многоквартирного дома, разрешение на ввод в эксплуатацию, если дом уже достроен и сдан – договоры с ресурсоснабжающими организациями, уточнять разрешенный вид использования земельного участка.
Константин Горбунов последние дни дежурил у дома и рассказывал всем интересующимся свою историю. Двухкомнатную квартиру он купил в 2012 году. Заплатил задаток – 500 тысяч рублей и вселился. Сделал ремонт. По его словам, после этого он был в командировках и дома почти не находился. Жить в квартире вновь начал только около года назад. Тогда общие проблемы сблизили его с дочерью застройщика Анной Портновой. Полгода назад они поженились. Видимо, из-за этого чиновники и некоторые жильцы считают Горбунова человеком, связанным с застройщиком.
– Обращались к городским и краевым депутатам, к Дмитрию Самойлову и Максиму Решетникову, – рассказывает Константин Горбунов. – Я писал губернатору письмо с просьбой оставить мне эту квартиру, потому что я являюсь пайщиком «Триумфа». Мой дом сейчас построен до 18 этажа, хотя должно быть 24. Но ответов никаких нет. Я просил маневренный фонд, и у меня есть бумага, что мне отказано. Я официально прописан у родителей, но не живу с ними уже 25 лет. Но администрация в суде мне сказала, что я должен ехать к родителям.
Отметим, в пресс-службе администрации города 59.ru сообщили, что купившим квартиры в доме предлагали жилье из маневренного фонда. На такой переезд, по их сведениям, согласились семь человек.
26 сентября судебные приставы приехали к дому в Мозырьском переулке, чтобы описывать и выносить вещи, которые там остались. Но их встретила толпа недовольных. Препирательства у порога продолжались около часа. Потом приставы выломали дверь. Личные вещи, которые оставались в доме, были описаны и переданы на ответственное хранение в администрацию района.
Пермячка Екатерина Боталова, тоже купившая квартиру в этом доме, очень удивилась, когда увидела новости о сносе здания. У нее в двухкомнатной квартире остались мебель и вещи. Ее о сносе дома не оповестили.
– В 2012 году я заплатила первоначальный взнос 200 тысяч, – рассказывает Екатерина. – Сама квартира стоила 1,4 млн рублей. Потом в двухкомнатной квартире мы сделали ремонт на полмиллиона рублей. Когда мы заезжали, там на полу был насыпан керамзит. Мы сделали второй ряд стен, уложили пол.
Сейчас, по заверениям приставов, все вещи вывезены и хранятся на складе. В некоторых квартирах были сняты стеклопакеты, ламинат, линолеум, сантехника. Но многое осталось на месте. Так что в груде строительных блоков то и дело валялись оконные рамы или раковины. Накануне весь день работал экскаватор. Ковшом он ломал квартиру за квартирой, оставляя от дома руины.