Наравне со многими российскими городами Пермь пару лет назад пережила бум формата «кофе с собой»: на каждом углу начали появляться точки продажи бодрящего напитка. Как рассказал 59.ru один из владельцев кофейни Forrest Александр Заединов, в 2016 году в Перми было 200–250 таких точек. Именно тогда он решил отрывать свою собственную кофейню. Что из этого получилось — читайте в материале 59.ru.
Александр по образованию экономист, закончил ПГГПУ. До того, как заняться бизнесом, он несколько лет играл в группе LogStock и работал бариста.
— Поначалу не было даже мысли о том, чтобы открывать что-то своё, меня навели на эту мысль знакомые, — говорит Александр. — Мне помогал старший брат, а потом уже подтянулись инвесторы. Но прежде чем мы нашли финансовую помощь, обошли человек 30, наверное.
Изначально планировалось открыть кофейню к 12 июня 2016 года — дню рождения Перми.
В итоге заведение открыли в начале сентября. Часть интерьера оформлял художник Виктор «Фрукты-Врукты».
— Мы хотели, чтобы название кофейни несло в себе какой-то определенный смысл и, прежде чем найти нужное, перебрали множество самых безумных вариантов, — говорит Александр. — Были идеи из разряда «Чашка Оноре» по аналогии с Бальзаком. Но потом случайно на ум пришел «Форрест Гамп» — это вообще один из самых любимых моих фильмов. Так и назвались — Forrest. Мы переделали известную фразу из фильма (в киноленте показана вымышленная история происхождения сленгового выражения Shit happens — «дерьмо случается», означающего, по сути, то же, что и фраза «такова жизнь». — Прим. ред.) в Сoffee happens и это стало своеобразным нашим девизом. Мы, кстати, думали, что название будет напрямую ассоциироваться с фильмом, но нет — каждый вкладывает в него свой смысл.
Зёрна для кофе ребята заказывают у профессиональных обжарщиков, которые, в свою очередь, поставляют сырьё из Эфиопии, Кении, Колумбии, Бразилии и других регионов. Получается кофе класса премиум, его называют Specialty Coffee.
Для приготовления такого кофе используются только сорта арабики, выращенной на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Там дерево особенно подвержено воздействию внешних факторов, и оно постоянно борется за выживание, отдавая все соки в плоды. В итоге получается кофе более высокого качества.
— Такой кофе реально пить без сахара — даже те гости, которые привыкли пить кофе с сахаром и большим количеством молока, походив месяц, готовы уже вполне от всего этого отказаться в пользу чёрного кофе или молочных напитков без добавления дополнительной сладости, — говорит Александр.
Хороший кофе находится на пике своих вкусовых возможностей через две недели после обжарки, говорит Александр. Что касается цены, кофейням килограмм зерен обходится в 400–600 рублей, сорта сегмента Specialty Coffee — примерно в 1–1,5 тысячи рублей.
— Свежие зёрна кофе собирают и отправляют на экспорт. Их еще зелёными закупает компания, занимающаяся обжаркой. Зелёный кофе обходится им в среднем в 10 долларов за килограмм, — рассказывает бизнесмен. — Они обжаривают зёрна и отправляют на продажу кофейням или предприятиям уже по цене, превышающей закупочную примерно раза в два. Это позволяет компаниям оставаться на плаву.
Помещение для кофейни Александр нашел случайно: проезжал около здания, увидел объявление об аренде.
— Аренда стоит 750 рублей за метр, а у нас где-то чуть более 30 метров, — рассказывает бизнесмен. — Вообще же, для того, чтобы открыть небольшую кофейню, нужно около 1,5 миллиона рублей.
— Мы не обошлись без кредитов, — отмечает Александр. — Нужно понимать, что всё оборудование должно быть новым, а это большие расходы. К тому же на зарплату в месяц уходит порядка 180 тысяч рублей: у нас работает двое бариста, два официанта-администратора, бухгалтер, уборщица, дворник и так далее, всего десять человек.
Собственники кофейни планируют окупиться через 2–2,5 года с открытия и говорят, что укладываются в график. Сейчас они уже отдали половину заёмных средств.
— У нас в России привыкли, что рентабельность от продукта должна быть порядка 40%, но на самом деле это не так: на Западе бизнес считается удачным, если рентабельность достигает 5–6%. По большей части среднестатистический российский предприниматель считает, что прибыль — это всё, а качество — это вопрос второго порядка. Но я рад, что современное поколение молодых бизнесменов делает упор именно на качество, а не на количество.
Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе во «ВКонтакте».