Город Залман Дайч, посланник любавического ребе, главный раввин Перми и Пермского края: «Я тоже хочу хорошей жизни, но жить только ради себя – скучно»

Залман Дайч, посланник любавического ребе, главный раввин Перми и Пермского края: «Я тоже хочу хорошей жизни, но жить только ради себя – скучно»

Полиглот и космополит, активный общественный деятель и философ, человек слова и дела, главный раввин Пермского края всегда представлял интерес не только с точки зрения духовного воспитания, но и своего политического веса. Впрочем, в беседе с корреспондентом 59.ru Залман Дайч политики предпочел практически не касаться, размышляя о смысле жизни, будущем современной молодежи и общемировых проблемах в срезе региона. Все же звание посланника знаменитого любавического ребе для него важнее любой официальной должности и политической жизни.

Какие итоги вы можете подвести для себя лично за время жизни в Перми?

– Я считаю, что мы уже очень хорошо адаптировались в Перми – я с женой и четверо наших детей. Мы очень комфортно чувствуем себя здесь на всех уровнях. Я имею в виду, у нас появились друзья, очень близкие люди. Мы очень довольны, что приехали сюда, потому что чувствуем, что нужны здесь. Я думаю, что человеку для жизни только это и нужно. Погода, зарплата, условия жизни – это все второстепенно. Конечно, хочется еще большего, хочется быть нужным большему количеству людей... Но знаете, как у нас говорится, деловой человек всегда не доволен положением. Когда его начинают устраивать его дела – он уже не деловой человек. Но переборщить здесь, конечно, тоже не стоит – нужен баланс.

Кстати, когда нам предстояло уезжать, мне на выбор дали несколько городов России. А уезжать мне хотелось именно в Россию, поскольку я бывал здесь еще до женитьбы на Саре, поскольку я видел здесь множество возможностей для активных действий. С тех пор прошло девять лет, и я могу сказать, что сделал правильный выбор.

С назначением на должность главного раввина проблем не возникало?

– Сложный вопрос. Я ехал в Россию, уже назначенный главным раввинатом России на должность раввина. В связи с тонкостями внутри еврейской общины мы ждали официального опубликования назначения, потому что требовалось правильно войти на площадку, заявив о себе. Есть, конечно, и юридические моменты: нужно было регистрировать религиозную общину, где бы я являлся главой.

Смотрите, что получается. В России, как и во многих других странах, на властном уровне нет должности главного раввина, потому что государство и религия разделены. Главный раввин – это не юридический статус. Это, скорее, статус моральный, психологический, дипломатический.

На самом деле, у меня есть две должности. Честно признаться, в разговорах с какими-то официальными лицами я предпочитаю представляться именно главным раввином – в России из-за этого к тебе возникает совершенно другое отношение. Но для меня более дорого звание посланника любавического ребе. Меня воспитывали на идеалах того, что главное в жизни – помогать другому человеку, улучшать его духовное и материальное положение. Стать посланником этого великого человека, который любил каждого вне зависимости от его национальности – большая честь для меня. Для меня это главное. Я должен подчеркнуть, у меня есть много друзей в разных странах мира, занимающихся тем же, чем и я, являющихся посланниками любавического ребе, но не имеющими статуса главного раввина региона. Официальный статус – не главное.

Я девятый год в России и уже имею гражданство этой страны – его я получил больше года назад по приказу президента. Для меня это очень важно, это значит, что не только меня лично поддерживают, а всю нашу общину. И я делаю все возможное, чтобы сделать жизнь лучше.

Я никогда не ставил себе целью стать главным раввином, меня воспитывали так, что я хотел стать именно посланником любавического ребе. Вся наша семья воспитана в духе заботы о людях. У моих родителей десять детей, из них только четверо живут в Израиле. Родители живут в Иерусалиме – дети разъехались по стране в качестве посланников ребе: в Ор-Йехуду, Петах-Тикву, Цфат, Ашкелон. Шестеро сейчас находятся в разных городах мира: брат – посланником ребе в Румынии, другой брат – главным раввином в Самаре и Самарской области (благодаря этому, кстати, я первый раз побывал в России), две сестры сейчас живут в Аргентине – в Буэнос-Айресе и Мендосе, третья – в США. Сестры также выступают посланниками любавического ребе.

Мы всей семьей стараемся улучшить материальную и духовную жизнь людей, и знаете, почему? Просто жить ради себя самого – скучно. Я тоже хочу хорошей жизни, но жить только ради себя...

Именно поэтому вы недавно добровольно сдали кровь?

– Да, я считаю, что это – мой маленький долг обществу. Уже в донорской службе меня стали спрашивать, точно ли безвозмездно я сдал свою кровь. Отвечаю: не только безвозмездно, но и те 350 рублей, которые положены за сдачу крови, я также не взял – мне было стыдно. Но был там один человек, который спрашивал меня о моей корысти очень много раз, но сам при этом кровь не сдал. Он просто не понимает, что его жизнь пуста. Хотя, может, это я наивный, а они – знающие жизнь и умудренные опытом люди. Но мне кажется, самое большое счастье – помогать другим. Искренние улыбки на лицах – для меня большего счастья нет.

С тех пор, как вы начали жить в Перми, что изменилось наиболее заметно? Скажем, можете ли вы назвать три самых больших плюса и, соответственно, минуса?

– Я стараюсь не говорить о плохом, даже минусы, о которых вы спрашиваете, я бы определил для себя как некие задачи. Начну с хорошего.

Первое, что бросается в глаза – доступность необходимого. Если в два часа ночи кому-то понадобилась мука, то он легко сможет найти ее в круглосуточных магазинах. Когда я приехал сюда, в Перми был только один магазин, работающий ночью. По крайней мере, я о других не знал. В большом городе такие магазины должны быть обязательно – это сказывается на развитии такого города.

Об этом и второй плюс. Хочу сказать вот о чем, хотя я не эксперт в политике и не собираюсь им становиться. Наша власть сегодня очень целенаправленна в отношении того, чтобы в будущем в Пермском крае жилось лучше. Я могу сказать, что везде это чувствую. Есть, конечно, и критика, и много недовольных властью. Но я думаю, что для России очень важно сейчас думать именно о будущем. Большинство ведь живет только днем насущным, а это неправильно, хотя и разрешено обывателям. Но разница между обывателями и лидерами именно в том, что вторые думают о будущем – как наша региональная власть. Только с такими лидерами мы сможем идти вперед.

Третье, о чем обязательно нужно сказать – межнациональные и межэтнические отношения. Пермь всегда был терпимым городом в этом плане, о чем говорили и в сороковых годах прошлого века, и в наше время. Но понимания между религиями и народностями становится все больше и больше. Конечно, в этом отношении нужно еще много что делать, но изменения к лучшему уже заметны.

А как насчет минусов?

– Здесь нужно в первую очередь говорить о том, что молодежь сейчас мало живет реальной жизнью. Из-за Интернета, конечно. Да, я тоже – человек, который много времени проводит в Сети. Она для меня – источник поиска информации, я там общаюсь, учусь. Но в то же время Интернет стал общемировой проблемой, к решению которой цивилизация пока не подошла – она не знает, как с этим бороться. Мне всего 33 года, но я помню, как десять лет назад Интернет начал появляться в домах. Тогда это было в новинку, для моего поколения удобством и осталось. Но сейчас у шестнадцатилетних подростков из-за постоянного времяпровождения в Интернете и в компьютерных играх развивается нереальное отношение к жизни, очень опасное отношение. И не надо думать, что придет великий философ и спасет человечество от этой напасти. Эту проблему каждый должен решать сам, у себя дома.

Интернет – большая угроза самой жизни, потому что он не есть жизнь – он лишь средство. И в первую очередь, он опасен для ребенка. В этом отношении в семье должно быть немножко больше диктата. Нужно запрещать ребенку доступ к компьютеру, ограничивать его жесткими временными рамками. Но это – в семье. В обществе эту проблему также нужно решать. В Пермском крае создана Общественная палата, я надеюсь, они также коснутся этой проблемы.

Второй минус – воспитание и образование детей. В Пермском крае воспитание однозначно необходимо развивать, улучшать. Я думаю, что семью нужно сделать основным институтом воспитания – с нее все начинается. Родителям нужно больше заниматься со своими детьми, так можно и решить проблему Интернета.

Третье, о чем нужно сказать в связи с последними событиями, это, конечно, ответственность. Все мы в ответе друг за друга, и не нужно этого забывать. Среди ресторанов, клубов было множество пожароопасных мест, и такие заведения были весьма популярными у посетителей. А в современной жизни пока нельзя обойтись без пожаров. Именно поэтому нужно помнить об ответственности за других людей. Нужно научиться уважать чужие жизни, и наш мир станет более безопасным.

Если бы у вас появилась возможность уйти в большую политику, чтобы выполнить все ваши планы, вы бы это сделали?

– Нет, конечно, нет. Пусть меня извинят все чиновники за фразу, которую я сейчас скажу, но для меня политика – это ниже, того, чем я занимаюсь. (Улыбается.) Объясню. Можно реализовать какое-то материальное действие, а можно – духовное. Духовное действие всегда намного сильней, чем действия чиновника: и губернатора, и мэра, и остальных чиновников. Чистить нужно не дороги, а мозги. С чистыми мозгами и дороги станут чище.

Об этом я стараюсь говорить на всех официальных встречах. Чиновники не могут отвечать только за транспорт, инфраструктуру или благоустройство – они отвечают тоже и в первую очередь за людей, за их дух, моральные качества. То, чем я занимаюсь – самое важное в этом мире, а простым словом можно нести чистый свет.

Чтобы нести ваше слово в массы, нет ли у вас желания по примеру губернатора завести блог?

– Знаете, почему я не имею своего блога? Я считаю, что иметь блог в «Живом журнале» – это очень большая ответственность, несмотря на все большие возможности. Да, Бог дал Интернет, чтобы как-то улучшить этот мир. Но есть вещи, с которыми нужно обращаться осторожно. Вспомним пожар в клубе «Хромая лошадь». Да, я давал какие-то комментарии в прессе, но я был в полном шоке. Что бы я мог сказать в своем «Живом журнале»? Поэтому, с вашего позволения, я этой темы больше касаться вообще не буду.

Понятно, что если у меня есть газета, все подряд я там не могу печатать. А «Живой журнал»? Нет, это очень большая ответственность. И тем более, отвечая за людей, я не смогу молчать день, два, три, если мне не захочется что-то рассказывать.

Да, может, я убегаю от ответственности, но говорить все, что я думаю, я пока не готов.

Наш традиционный вопрос: как вы предпочитаете проводить свободное время?

– «У меня нет свободного времени думать о том, что бы я сделал, если бы у меня было свободное время». (Смеется.) На самом деле, я очень люблю читать, очень люблю узнавать что-то новое. Люблю учиться. Самое дорогое для меня время – когда я раз в день учусь со своим отцом. Папа у меня большой талмудист, человек, которого я очень люблю. Ему уже 65 лет, но каждый день он мне выделяет от получаса до часа. Каждое утро я начинаю с законов Талмуда, у нас в это время 6:30, у отца – 3:30. Для меня большое удовольствие обучаться у такого прекрасного преподавателя как мой отец.

Да, наверное, этим мы отличаемся от животных: мозгами, с помощью которых и распределяем свое свободное время. А что это такое на самом деле? Каждую секунду свободного времени Бог дал нам неспроста. Свободное время – это самое ответственное, что дал нам Бог! Можно его просто тратить, а можно заполнять с пользой. Как говорил когда-то мой учитель, в свободное время мы должны заниматься тем, что нам дороже всего в нашем понимании жизни. Именно поэтому в свое «свободное несвободное» время и ищу смысл жизни посредством новой информации. Учусь, читаю книги и так далее.

Насколько же вы приблизились к осознанию смысла жизни?

– В иудаизме воспитание таково, что человек всегда должен искать, во-первых, общий смысл жизни, смысл всего бытия, и, во-вторых, смысл своего собственного существования. Это две разные вещи. В еврейской жизни главный вопрос таков: зачем Бог создал землю, меня на ней, я понимаю. Я понимаю, зачем я жил вчера, но зачем Бог дал мне еще один день? Первой фразой, с которой еврей должен начинать новый день, должна быть благодарность Всевышнему за этот день. Каждый день дается человеку не просто так, поэтому каждый вечер нужно делать для самого себя отчет о том, как ты провел этот самый день. В жизни есть много моментов: бытовых, рабочих, время на молитву, трапезу, и так далее. Но самая важная часть жизни – это именно те несколько секунд утром и вечером.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем