Космическая драма о подвиге первых советских космонавтов Леонове и Беляеве «Время первых» (6+) вышла в России в апреле этого года и с восторгом была принята зрителем. До выхода фильма его создатели рассказывали: в нем будут представлены секретные архивные данные, которые раньше не были показаны, а спецэффекты – не уступают голливудским. Этот фильм связан с нашим регионом, ведь корабль «Восход-2» приземлился в 1965 году в Пермской области. В честь находившихся на нем космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева в Перми назвали: улицы и шоссе Космонавтов. И спустя 50 с лишним лет сняли фильм «Время первых» с Константином Хабенским (Беляев) и Мироновым (Леонова) в главных ролях – тоже в наших краях.
Космический корабль «Восход-2» стартовал 18 марта около в 10:00 по московскому времени. Продолжительность полета «Восхода-2» составила 26 часов и две минуты. На 17 витке вокруг орбиты был произведён отстрел трубы шлюзовой камеры – после подрыва детонирующего шнура произошел сильный удар, который закрутил космический корабль. Поэтому Беляеву была выдана команда совершить посадку в «ручном режиме». Корабль приземлился 19 марта в 14:02 по местному времени в Усольском районе на севере области. Только спустя трое суток Беляев и Леонов были доставлены на Байконур.
Отрывки из фильма посмотрел руководитель региональной организации ветеранов ракетных и космических войск Дмитрий Глотин, участвовавший в запусках первых трёх искусственных спутников Земли и первых пилотируемых космических кораблей.
– Конечно, актеры сами никогда не были в космосе, поэтому им сложно передать то, что было на самом деле. Это фантастика, – рассказывает ветеран 59.ru. – Как было в жизни, не покажет ни один фантаст. К тому же во время выхода в космос корабля «Восход-2» было семь внештатных ситуаций, но не все показали в картине.
Семь внештатных ситуаций – это рекорд, по признанию самого космонавта Алексея Леонова. Одна из них случилась после выхода в открытый космос, где он находился 12 минут. Скафандр «Беркут» раздуло, и космонавт не мог вернуться в шлюзовую камеру. Температура у Леонова подскочила, он находился в состоянии теплового удара, его лицо заливал пот. Несмотря на то, что обо всех решениях он должен был предупреждать руководство, космонавт решил принять решение самостоятельно – вопреки инструкциям Леонов сильно сбросил давление внутри скафандра до 0,4 и протиснулся в люк не ногами, а головой. Такое сильное давление могло вызвать усиленное выделение азота и привести к закипанию крови. И, едва крышка шлюза закрылась, он, не дожидаясь данных о полной разгерметизации, снял гермошлем.
– Во время возвращения у экипажа отказала система автоматической ориентации, и космонавтам пришлось взять на себя управление кораблем. А затем возникли проблемы с отстыковкой отсека, – вспоминает об еще одной внештатной ситуации Дмитрий Глотин. – Все дело в том, что при испытаниях беспилотников не все ситуации были отработаны. В частности, отрубание шлюза. Как аппендикс, он должен был отойти от «Восхода», чтобы тот мог приземлиться на землю. И нам нужно было выключить гироскопические приборы, но пришлось рисковать космонавтами. Отделение шлюза производилось перед 18 витком – включился детонирующий шнур, и произошел сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Из строя вышла система ориентации и автоматической стабилизации. Также по непонятным причинам поднялся уровень кислорода, что могло привести к взрыву. В итоге Беляеву пришлось сажать корабль вручную.
По словам Дмитрия Панкратьевича, отрубание шлюза в фильме не было показано.
«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки, что и пригодилось во время приземления. Парашют размером в тысячу квадратных метров зацепился за деревья.
– Через 30 минут после приземления вертолетчик Василий Жунев вместе с военкомом из Добрянки были над тем местом, где упал «Восход», – вспоминает Дмитрий Панкратьевич. – Но была сложность: когда мы отрабатывали снижение космонавтов, то предполагали, что это произойдет в степи, но не в тайге. Деревья были высотой 40 метров, а лестница с вертолета была только 20 метров. Быстро стемнело, сутки космонавты просидели в снегу. Тогда Королев, с которым я работал 12 лет, начал «давить» на поисковую группу – мол, мы космонавтов в полете спасаем, а вы их хотите на земле загубить. Все собрались: взяли куртки, так как космонавты только в скафандрах одних были... На третьи сутки их спасли.
Для того, чтобы снять сцену приземления и спасения, съемочная группа в марте прошлого года приехала в Пермский край. Журналист портала 59.ru встречался с режиссером картины Дмитрием Киселевым. Команда работала недалеко от территории, где произошло приземление. А именно – вблизи поселка Усьва. Дмитрий Киселев тогда пояснил 59.ru, что мастера кино всегда выбирают место исходя из практичности, а не из соображений «географической достоверности». Однако для своей картины он перевез часть съемочной группы в леса Прикамья на три дня. Камере необходимо было запечатлеть, как вертолет, искавший космонавтов в таежных лесах, «высматривает» место посадки Леонова и Беляева. На роли героев СССР взяли местных актеров, которые должны были ходить по глубокому снегу по пояс, стрелять из ракетницы, а также кричать и «ругаться на Москву». А вот исполнителей ролей Леонова и Беляева в леса не повезли.
– Хотя Евгений (Евгений Миронов – исполнитель роли Леонова. – Прим. авт.) очень хотел, но особого смысла в этом не было – мы здесь снимали пейзажи и красоту, – сказал Дмитрий Киселев.
Подъем у съемочной группы начинался в 6:00. Команда брала снаряжение и поднималась в гору, чтобы лучше снять полет вертолета. Особых форс-мажоров не было, говорят создатели. Но ранняя весна в лесу встречает гостей неприветливо, и работать в условиях суровой уральской красоты – для многих настоящее испытание.
Для неподготовленного человека это физически сложная зарядка, – признается режиссер. – На третий день я уже начал настраиваться на то состояние, что чувствовали герои фильма. Не было того комфортного павильонного состояния, когда ты сидишь и управляешь процессом. Здесь все пришлось почувствовать и пережить, так сказать, на своей шкуре. Это главная сложность и в то же время главное достоинство фильма.