
Пермяки ходят мимо мертвых деревьев и не замечают этого, утверждает Денис Галицкий. Скоро на центральных улицах города не останется ни липы, ни тополя, ни клена. Мы прогулялись по городу с градозащитником и выяснили, что, по его мнению, убивает зеленые насаждения.
Путь начинается от здания городской администрации на Ленина. Когда-то тут стройными рядами росли липы. Сейчас многие из них исчезли, а на их месте появились новые посадки. Денис Галицкий считает, что и они обречены на гибель.

— Трудно ожидать, что выживут эти тростинки, раз даже большие деревья не смогли противостоять условиям улицы, — говорит Галицкий. — Посмотрите на редеющие кроны больших лип. Глядя на них, можно легко определить, сколько этим деревьям осталось мучиться.
Одним градозащитник предрекает пару лет, другим — и того меньше.


— Деревья исчезают по несколько штук, но каждый год, а люди к этому быстро привыкают. Им трудно вспомнить, как определенное место выглядело даже в прошлом году, тем более пять лет назад. Обратите внимание на возникшие пустоты — аллеи, где деревья росли через равные промежутки вдоль дорог. На Ленина и Компросе они были посажены непрерывной лентой, тут утраты легко представить и даже подсчитать. Горожане редко смотрят вверх, ходят мимо сухих стволов, мимо мертвых деревьев и даже не замечают этого — ствол как ствол, а на ветвях уже давно ничего зелёного нет.
Денис Галицкий бил тревогу еще в 2013 году, уже тогда часть зеленых насаждений, посаженных еще в советские годы, исчезла.

Как же деревья прожили 50 лет и почему гибнут сейчас? Галицкий считает, что факторов много: при реконструкции улиц много копают и обрубают корни, используют больше противогололедных реагентов, асфальтируют газоны у стволов. Дерево гибнет не одномоментно, процесс заметен по кроне, она становится всё более редкой.

— Это дерево погибнет максимум через пару лет. На том — чуть больше листьев, поэтому, может, протянет года три, — говорит Галицкий, указывая на просвечивающие кроны.

— С чем вы связываете массовую гибель?
— Прежде всего с отсутствием открытой земли под деревом. Если у дерева чахлая крона, то внизу вы обнаружите, что асфальт положили практически до ствола. А нужно минимум 5–10 квадратных метров открытой земли. Если её нет, то деревья умрут абсолютно точно. На месте, где они когда-то росли, садят опять, но это бесполезно — не выживут! Заметьте, в Перми очень мало молодых деревьев. Видите, посадка свежая, но уже «загибается».

На улице Петропавловской обращаем внимание на еще несколько деревьев с редкими кронами. Здесь идет ремонт дороги, который тоже, по мнению градозащитника, губит растительность.


Подходим к Комсомольскому проспекту. Денис Галицкий считает, что на аллее ситуация немного лучше, но в целом повторяется. Здесь тоже много стволов с усыхающей кроной.

— Возможно, лет через 15 Компрос облысеет, — говорит он. — На нем тоже не очень широкие газоны, идут все время какие-то ремонтные работы, которые негативно отражаются на здоровье посадок. Исчезновение происходит относительно медленно, но отдельные прогалы уже есть — это зловещий признак.
— А приезжие говорят, что у нас город зеленый.
— Наш город был очень зеленым, но скоро не будет. Это плохо, так как архитектурно Пермь скорее неказиста, но прикрывала это зеленью. Деревья пока ещё позволяют сохранять приличный вид. Без них Пермь станет менее привлекательной, качество воздуха тоже пострадает.
— Напротив отеля «Урал» на небольшой площади растут зеленые раскидистые деревья, и с ними все в порядке. Почему?
— Там долго сохранялись газоны, мощение плиткой вокруг стволов сделано относительно недавно. Негативные последствия пока не проявились, но они неизбежны.

Идем мимо здания краевой администрации. В сквере возле него — здоровые массивные деревья на широком газоне. Но чуть дальше ситуация уже не та. На зеленых дорожках их осталось совсем немного.


— Растения гибнут прежде всего из-за парковок, — говорит Галицкий, — их делают между деревьями, не оставляя пространства для жизни. Вроде не спилили, но по сути приговорили с некоторой отсрочкой исполнения. Там, где в конце 90-х появились первые парковочные карманы, например у «Стометровки», уже практически не осталось ничего от ряда лип, тянущегося вдоль всей улицы Ленина. А еще стали кронировать деревья, что ускоряет их гибель.



Возле Театра-Театра обращаем внимание на мертвые ели. Совсем скоро их спилят, вырастет ли что-то на их месте — неизвестно.




— Надо прежде всего осознать проблему, — резюмирует Галицкий. — Гибель большинства деревьев на центральных улицах уже предрешена. Обратный отсчёт запущен давно, но можно спасти хотя бы знаковые улицы, прежде всего Компрос. Люди должны обращать внимание на то, как рядом с ними планомерно умирают деревья, на их месте ничего уже не появляется. Надо научиться хоть иногда смотреть вверх. Я не против парковок вдоль улиц, но можно так планировать пространство улиц, чтобы оставлять шанс для деревьев хотя бы на небольших участках кварталов. Не хотелось бы к юбилею города потерять остатки былого зеленого великолепия.
Ранее мы рассказывали, что в Перми планируют построить и реконструировать 12 скверов.