Дворец культуры «Телта» — красивое большое здание с зеркальным фасадом и колоннами на улице Окулова. Эта облицовка, кстати, появилась не так давно — в 2012 году. Тогда же здесь делали ремонт внутренних помещений. А с 2017 года заговорили о том, что здание нужно сносить, в 2018 начали искать подрядчика. Многие жители Перми недоумевают — почему? Мы побывали внутри «Телты», чтобы понять, насколько здание «живое».
До того как на нем поставили крест, дворец несколько лет переходил из рук в руки. Здесь был театр, проводились дискотеки, работал краевой суд, планировали открыть дворец бракосочетания, передавали институту культуры, потом даже хотели перевезти Пермскую художественную галерею. Сейчас в здание не попасть. Журналисты 59.RU практически напросились на экскурсию в разрушающийся дворец и несколько дней дожидались согласования с краевым правительством.
Внутрь, как на стройку, нас пускают только в касках.
Грибок и остатки жизни
Сейчас в «Телте» нет ни электричества, ни отопления. Про остальные коммуникации и говорить не приходится. Стены промёрзли, пол под ногами хрустит, а в некоторых местах вовсе проваливается. Когда случайно задеваем потолок подвала, кусками сыплется деревянная обивка.
Все подвальные помещения, судя по обстановке, использовались техническим персоналом. В одной из комнат, видимо, обитал обладатель большого количества магнитной плёнки — она развешана при входе, закрывает небольшую часть помещения и полку, висящую в углу. На полу лежат старые газеты и журналы. В другом помещении — небольшой стеллаж с книгами. Остальные комнаты практически пусты. Замечаем большое количество грибка, «поедающего» остатки обоев и штукатурки. Трогать стены, как выяснилось, тоже не безопасно. По ощущениям, их можно проткнуть пальцем.
Первый этаж напоминает уровень компьютерной игры про постапокалипсис. По стене «ползет» толстая трещина. Вдоль коридора расставлены цветники с давно мёртвыми растениями. Рядом стоят небольшие фонтаны.
«Что проще — восстановить конфету или купить новую?»
Архитектор Виктор Щипалкин, которого пригласили на нашу экскурсию в качестве эксперта, указывает на просевший пол перед актовым залом и трещину в стене.
— Внешне здание производит впечатление благополучного, но когда начинаешь его детально исследовать, то выясняется реальная картина, которая скрыта от взгляда простых горожан. Перед сегодняшней встречей я посмотрел два обследования здания. Одно из них — профессора Пономарёва из политехнического института. Второе сделала независимая организация «Эксперт», которая специализируется на подобного рода исследованиях. Заключение у всех идентичное — несущие конструкции подвала пропитаны влагой и теряют несущую способность с каждым годом. Если говорить про программу реанимации этого здания, то это отдельная тема для разговора. Исходя из этих двух заключений, здание нужно демонтировать.
— Но по мнению бывшего директора, здание на 70 процентов реконструировано и его можно использовать.
— Это его личное мнение. У нас же есть мнение специалистов. Я считаю, что диапазон необходимых исследований проведён в достаточной мере. Представьте, что у вас кухня дома в таком состоянии. Вы там жить не будете. Чтобы довести до такого состояния конструкцию, нужно время. Это процесс не сиюминутный. Это же происходило в течение 10–15 лет.
— Какие мероприятия должен был проводить собственник, чтобы избежать такой ситуации?
— Когда строилось это здание, не было регламентов, которые есть сейчас. Сейчас каждому проекту выдается что-то типа инструкции по эксплуатации. Например, мягкая кровля должна осматриваться на протечки и повреждения каждый год. Собственник обязан это делать.
— Потеря несущей способности появилась в течение какого времени?
— Она же не бывает в раз. Усугубляется это ещё тем, что у нас большие перепады температур. В оттепель будет подвижка грунта — а у нас, в Перми, грунты глинистые, водонасыщенные — будет происходить вспучивание грунта, и эти процессы будут усугубляться.
Главный инженер управления капитального строительства Андрей Колмогоров решил показать проблему здания на примере конфет — случайно или специально они у него в кармане.
— Сжимаем конфету. Чувствуем, что внутри что-то есть — конфета, основание, — Колмогоров сжимает в руке одну из конфет. — Сжимаем другую — просто фантик. Вот наша с вами несущая способность здания. Что проще — восстановить конфету внутри или купить новую? Порой стоимость реконструкции в разы превышает новое строительство. Снаружи здание красивое, интересное, но внутри...
Проходим в актовый зал. Несмотря на минусовую температуру внутри, пахнет плесенью. Деревянный пол под ногами хрустит. Чугунные батареи за деревянной обшивкой стен треснули. Пожарные выходы заколочены. На верхние этажи нас не пускают.
Зачем вкладывали деньги?
Уже на выходе видим бывшего директора Дворца культуры Павла Курносова — эту должность он занимал с середины 80-х до начала 90-х годов. Скорее всего, он был в курсе нашей экскурсии и хотел попасть внутрь, но его не пустили. У Курносова своё мнение о ситуации со зданием: он считает, что оно пригодно к эксплуатации.
— Люди, которые заинтересованы в сносе здания, говорят, что его нужно демонтировать. Но здание может существовать ещё долгое время, — отвечает Курносов на вопрос журналистов. — Это самый молодой Дворец культуры в Перми. Мне кажется, его хотят снести умышленно. Дворец можно отремонтировать, отказавшись от этих площадей, — Курносов показывает на вход в подвал. Раньше здесь был вход в клуб. — Сегодня у нас нехватка помещений — у театра «У моста», Театра Панфилова.
Театр «У моста», кстати, находился в здании ДК «Телта» с 1988 по 1992 годы — как раз при Павле Курносове в руководстве ДК. В июле 2018 года худрук «У моста» Сергей Федотов предлагал краевым властям передать здание ДК театру. Но тогда уже говорилось о том, что строение аварийное.
— Есть же два экспертных заключения, что здание непригодно для эксплуатации, — уточняем у Курносова.
— А когда они появились, эти заключения? Если здание непригодно, то почему в него вкладывали такие большие деньги (Павел Курносов говорит о ремонтах фасада и помещений. — Прим. авт.)? Это необъяснимо. Мы просили показать эти заключения, но никто не показал.