45-летний Михаил Митин в детстве увлекся авиацией — он каждый год летал к бабушке и полюбил «стальных птиц» всей душой. Его можно назвать настоящим фанатом самолетов — за свою жизнь он собрал около тысячи моделей и о них может рассказывать во всех подробностях. При этом Михаил собирает их сидя в кресле из настоящего Ту-134.
«Были 90-е годы и всю мою коллекцию пришлось распродать»
— Как все началось? Я был очень маленький. Первым самолетом, который я увидел, оказался Ил-14 — он стоял в парке Горького, родители меня туда водили, — вспоминает коллекционер. — Примерно тогда же меня начали отправлять к бабушке на самолете, начиная с двух лет я каждый год летал. Поэтому они для меня стали чем-то таким... Не знаю, когда это началось, но я понял, что хочу быть летчиком.
После школы Михаил поступил в Пермское военное авиатехническое училище. Уже тогда он начал клеить модели самолетов. Но, к сожалению, они не сохранились.
— Были девяностые годы, всем нечего есть, — рассказывает собеседник. — И всю мою коллекцию самолетиков и автомобильчиков пришлось распродать, чтобы просто прокормиться.
После училища Михаил Митин отучился в политехе, а затем устроился на работу в пермский аэропорт. Но профессиональным пилотом стать не получилось — не позволило состояние здоровья. Зато мужчина научился летать на планере, а позже собрал его модель для коллекции. Работает он в аэропорту инженером-электроником — ремонтирует компьютеры, а летом проводит экскурсии в Пермском музее авиации.
«Когда собираешь самолет, изучаешь его историю, чтобы не сделать франкенштейна»
Коллекционер собирает модели, в основном, отечественных самолетов, например, «Пермских авиалиний», которые летали до 2009 года, и «Аэрофлота», созданных в 1950-х — начале 1990-х годов. О каждом самолете в своей коллекции мужчина может рассказать много интересного.
— Когда собираешь самолет, ты немного изучаешь его историю, какие модификации были, чтобы не сделать какого-нибудь франкенштейна — когда у тебя хвост от одного самолета, нос от другого, — рассказал Михаил. — Бывает такое, что покупаешь модель, а она непонятно что и приходится ее пилить.
Для модели самолета Ту-116 Михаилу тоже пришлось провести некоторые манипуляции с деталями, но не из-за брака производителя, а потому что так было и в реальной жизни. Так, наш герой купил бомбардировщик и сделал из него пассажирский самолет так же, как в 1950-е годы было на авиазаводе при создании реального Ту-116. На модели мужчина просверлил окошки, убрал вооружение, сделал из пластмассы лестницу для пассажиров и покрасил самолет соответствующим образом.
Как рассказал Михаил, изначально Ту-116 из бомбардировщика Ту-95 (американцы называли его медведем) делали для Никиты Хрущева. Когда Хрущеву нужно было лететь на генеральную ассамблею ООН в Америку, он заявил о необходимости создать свой, отечественный самолет, способный долететь от Советского Союза до США. В итоге, правда, Хрущев все же полетел в Америку на Ту-114. И здесь Михаил тоже находит интересную деталь: когда этот самолет прилетел в США и к нему подкатили самый высокий трап, выяснилось, что он не достает до дверей. Чтобы хоть как-то из него спуститься, сверху на трап поставили стремянку.
В коллекции Михаила Митина есть, например, бомбардировщик Ту-16, на его основе создали модификацию Ту-16 «Циклон-Н». Эти самолеты во время Олимпийских игр-80 разгоняли облака над Москвой.
— У него в носу настоящая пушка, но стреляла она не простыми снарядами, а снарядами с йодистым серебром, — рассказал собеседник. — Один такой снаряд делает в облаке дырку диаметром три километра. Снизу у самолета подвесные контейнеры, в которых был обыкновенный цемент. Его высыпали на облако, и оно, не доходя до Москвы, выпадало в виде дождя в Подмосковье.
В 1986 году после аварии на Чернобыльской атомной станции эти самолеты летали вокруг АЭС и не выпускали радиоактивные облака, заставляя их выпадать в осадок. Из-за работы в Чернобыле самолеты получили заряд радиации, их распилили и закопали.
Самая долгожданная модель обошлась в 12 тысяч рублей
Есть у коллекционера и любимая модель — самолет Ту-134 «Пермских авиалиний», на котором в детстве он летал к бабушке. Еще есть модель, о которой Михаил долго мечтал и копил деньги. Она обошлась ему в 12 тысяч рублей, а вообще самолет для сборки стоит от 500 рублей. При этом собирает Михаил свои модели сидя в пассажирском кресле из настоящего самолета.
Как рассказал Михаил, он всю жизнь что-то коллекционировал. В гараже у него целая коробка с компьютерными мышками, а из авиационных приборов, которые есть в квартире, по признанию мужчины, наверняка можно собрать половину самолета. В детстве он увлекался химией и даже прожег взрывами в старой квартире пол.
Сейчас Михаил увлекается фотографией и любит путешествовать вместе с семьей.
— Люблю Камчатку, мы там были уже четыре раза, — поделился Михаил Митин. — Каждый раз в разные места едем. На вид она вроде маленькая, а когда приезжаешь, понимаешь, что ее за всю жизнь не обойти. Были на вулкане Толбачик во время извержения. Два года назад были на юге Камчатки, добирались туда автостопом.
Этим летом в Пермском музее авиации, где Михаил подрабатывает экскурсоводом, впервые выставят собранные им модели, а еще их можно найти в музее авиационного техникума.
Ранее мы публиковали истории пермских собирателей антиквариата.