
К юбилею Победы мы ведем цикл материалов «Фронтовой инстаграм» и рассказываем о пермяках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. О Вере Васильевне Верхоланцевой рассказала ее дочь Нина Ложечникова.
— Моя мама была на войне связистом, — говорит Нина. — Она не любила рассказывать о военных трудностях, больше вспоминала о забавных случаях или происшествиях, но кое-что я выпытала. Когда началась война, маме было всего 17 лет. Выпускница Оханского детского дома, весной 1941 года она окончила фабрично-заводское училище и стала работать токарем на заводе в селе Пашия. Вместе с четырьмя другими выпускницами детдома жила на квартире. Работать им приходилось по 12 часов. Хозяйка квартиры воровала у девчонок хлеб, поэтому они голодали.
Подружки решили идти на фронт. Добровольно. Дождались, когда Нине исполнится 18 лет, и в марте 1942 года отправились в военкомат. Свое решение объяснили тем, что у них нет родных, они круглые сироты, и если погибнут, то горевать никто не будет. А на фронте хоть какую-то пользу принесут. Их взяли на курсы связистов, а потом — на фронт в действующую армию.
— В атаки мама не ходила, но с телефонным аппаратом, запасным кабелем и винтовкой она поддерживала связь полка со штабом армии и другими подразделениями, — продолжает рассказывать Нина Ложечникова. — Связь постоянно рвалась. Ползая по земле, укрываясь в воронках, она вновь и вновь искала оборванный провод, соединяла концы и первым делом спрашивала: «Как меня слышно?» В одном из боев мама была ранена. Но не бросила катушки с кабелем, а продолжила ползти, прокладывая линию. После двухмесячного лечения в госпитале она вернулась в свой полк.
День Победы Вера встретила в румынском городе Плоешти. Ей только-только исполнился 21 год. Демобилизовалась в августе 1945 года. Из пяти подружек-детдомовок домой вернулась только она. Причем одна из девушек погибла уже после победы: ночью ее застрелили недобитые фашисты возле склада с оружием, который она охраняла.
— Мама носила в кармане гимнастерки фотографию своих умерших родителей и не расставалась с ней никогда, — продолжает Нина. — Может, это и помогло — вернулась. Единственная фотография моих деда и бабушки цела до сих пор. Может, и меня оберегает. Воинская доблесть мамы была отмечена медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и правительственной почетной грамотой.
Младший брат Веры Валентин сбежал из детдома на фронт и стал сыном полка. Средний брат пропал без вести на фронте. С младшим она после войны встретилась, а среднего так и не нашли.
— В 1972 году в Перми гастролировал Красноярский театр оперетты, главным режиссером в котором была мамина однополчанка — Лилия Микаэлян. Лиля всю войну в своем вещмешке возила шикарное белое платье, которое иногда надевала. Она мечтала стать артисткой. Ее так и звали — Лилька-артистка. После войны она исполнила свою мечту. Вся труппа гуляла на их встрече. Это было событие! Я тоже там была.
Ранее мы рассказывали о Николае Ивановиче Колобове из села Серга Кунгурского района. Он служил снайпером и наводчиком артиллерии. Также публиковали фото и историю Дрогайцева Евгения Ивановича, выстоявшего в смертельном бою.
Вы тоже можете поделиться воспоминаниями о бабушках и дедушках, пока они не забылись. И прислать фотографии, сделанные в годы войны: кадры с фронта, с заводов и фабрик, где тоже ковали победу, из госпиталей — но не просто «парадные», а живые, с сюжетом, историей, героями. Снимки и и истории ваших родных присылайте на редакционную почту 59.RU 59@rugion.ru с пометкой «Фронтовой инстаграм». Снимки мы обязательно опубликуем на сайте и добавим в отдельный аккаунт в Instagram.