Застроенная высотками Камская долина, кинотеатры в каждом районе и 1,2 миллиона жителей — такой должна была стать Пермь к 2000 году. Или как минимум такой ее видели авторы генплана города, разработанного в 1972 году и действовавшего вплоть до 1988-го. Мы изучили его и рассказываем подробно.
Генеральный план развития Перми утвердил Совет министров РСФСР в августе 1972 года. Документ не спустили с потолка: за год до этого о проекте рассказывали в местной прессе, его активно обсуждали горожане. Как будет развиваться Пермь вплоть до 2000 года, расписали проектировщики Ленгипрогора во главе с архитектором Андреем Тидеманом, известном также как художник-акварелист и двоюродный брат писателя Константина Симонова.
— Одна из основных особенностей этого плана заключается в том, что в его архитектурно-планировочной структуре заложены все условия для дальнейшего развития Перми в еще более крупный город с населением в 1 миллион 200 тысяч жителей, — объяснял Андрей Тидеман в материале газеты «Вечерняя Пермь». — С развитой системой городских магистралей, благоустроенными набережными, парками, скверами, бульварами, культурно-бытовыми учреждениями, современным городским центром.
1 200 000 пермяков к 2000 году
В начале 1970-х в Перми жили 850 тысяч человек. Прикинув темпы роста населения, местные власти рассчитывали, что к 1980 году Пермь станет миллионником, а к 2000-му в городе будет 1,1 — 1,2 миллиона жителей.
За миллион Пермь перешагнула даже раньше — в мае 1979 года. Но потом были перестройка и прочие события, так что в 2005 году столица Прикамья потеряла статус миллионника и вновь вернула его только в 2010-м. Однако при разработке генплана в 1972 году о грядущих изменениях никто не подозревал, рассчитывали на 1 200 000 пермяков.
Акцент на высотки
На одного пермяка к 2000 году должно было приходиться по 12 квадратных метров жилплощади. Чтобы достичь этого результата, за 28 лет планировали построить около 10 миллионов квадратных метров нового жилья.
Деревянные малоэтажные дома собирались снести, чтобы на их месте возвести высотки в 9–14 этажей, а на особо ответственных участках — до 18 этажей. Речь, конечно, не о точечной застройке. Под снос уходили старые дома в Разгуляе, поселках Новоплоском, Шпальном и Южном, а также в микрорайонах Запруд и Висим.
Одной из самых красивых должна была стать улица Революции, которой отводили роль магистрали, соединяющей центр города и Левшино.
В каждом районе города, рассчитанном на 50–100 тысяч человек, планировали разместить кинотеатры, дома быта, Дворцы бракосочетания, рестораны и прочие заведения — так, чтобы жителям не приходилось по любому поводу ехать в центр. Рядом с кинотеатром «Искра» на Городских Горках (сегодня это район бывшей «Пермской ярмарки») — закрытый бассейн, стадион, легкоатлетический манеж и большой продовольственный магазин. У кинотеатра «Мир» в Балатово (сейчас на его месте ТРК «Новая Столица») — ресторан, крытый рынок и дом быта (потом его назвали «Малахит»).
В центре Перми помимо драмтеатра, который действительно появился, собирались построить 25-этажную гостиницу с кинотеатром и рестораном. Она должна была разместиться в конце нового широкого бульвара от Дома Советов до набережной по улице Жданова (сейчас это Осинская). С верхних этажей гостиницы открывался бы вид на набережную и правый берег.
Застройка Бахаревки и Камской долины
Менять архитектурный облик города планировали не только за счет реконструкции старых районов.
В 1970-е институт «Пермгражданпроект» разрабатывал проектную документацию на строительство двух первых микрорайонов в Камской долине, которой отводили роль нового центра — с каналами и большой спортивной зоной. Место заболоченное, поэтому в первую очередь нужно было создать систему дренажей и поднять уровень земли путем намыва грунта. Вторую проблему — отсутствие инженерных сетей — собирались решать с помощью заводов и Советов Кировского и Орджоникидзевского районов. Председатель Горисполкома Геннадий Калинкин в своем докладе о генплане отмечал, что строительство в Камской долине можно начать уже в текущей пятилетке. В общей сложности на территории в 900 га хотели возвести 1,2–1,3 миллиона квадратных метров жилья, где поселились бы 100–150 тысяч человек.
— В проектируемом по плану новом жилом районе на правом берегу Камы напротив центра города, учитывая градостроительную ценность этой территории, должны будут возводиться в ближайшие годы лишь в 9–12–16 этажей, — комментировал Андрей Тидеман в упомянутой выше публикации «Вечерней Перми». — Пятиэтажное строительство там исключено.
Новую Бахаревку предполагали застраивать не менее масштабно: на территории в 600 гектаров — до 1 миллиона квадратных метров жилья для 100 тысяч работников предприятий Свердловского и Индустриального районов и их семей.
Большое жилищное строительство также планировалось в микрорайонах Левшино и Нижняя Курья. А на 1985 год назначили застройку микрорайона Ива — для этого у Мотовилихинского совхоза отчуждали около 1000 гектаров.
Кама как архитектурная ось города
Важное место в генплане отводили Каме — она должна была стать архитектурной осью города. Предполагая, что центр города постепенно переместится на правый берег, авторы проекта предложили возводить у реки в Закамске башенные здания, то есть дома повышенной этажности. Левый берег от центра Перми до Вышки II тоже планировали застроить. Причем с обязательным условием обращать внимание на силуэт застройки — то есть на то, как здания смотрятся с Камы, чтобы с реки открывалась красивая панорама.
Скоростной трамвай и магистрали
Авторы генплана предполагали, что к 2000 году на тысячу человек в Перми будет приходиться по 180–200 легковых автомобилей. Следовательно, нужны хорошие дороги. По незастроенным территориям планировали проложить магистрали, чтобы автомобили могли развивать на них скорость до 100 километров в час. А ради троллейбусов в 1970-х начали реконструкцию Южной дамбы, чтобы они доезжали из центра до Городских Горок.
В последние годы в Перми немало говорят о возможном появлении скоростного трамвая. Пятьдесят лет назад эта идея тоже витала в воздухе, даже велись проектные работы.
Два новых моста
Соединять два берега Камы должны были два новых моста. Первый — в Заостровке, в районе грузового речного порта. На него хотели увести поток грузовых машин от центра города. Сегодня примерно в том районе находится Красавинский мост.
Второй мост, в районе улицы 1905 года, планировался как связующее звено между Мотовилихой и Верхней Курьей, а в потенциале — с застроенной жилыми домами Камской долиной.
Метро
Да, в генплане 1972 года есть и метро. Правда, прописанное схематично и на перспективу. Первая ветка соединяла Гайву, центр и нефтехимический комбинат (сейчас — ПНОС). Вторая шла через Закамск, центр и завод Свердлова (сейчас — «Пермские моторы»). Обе должны были пересекаться в центре Перми.
Перенос предприятий из центра
Строить новые крупные предприятия в Перми не планировали, а уже существующие — кондитерскую, табачную и мебельную фабрики, а также пивзавод — предполагали перенести из центра в промышленную зону. Убрать подальше от жилых домов хотели и завод «Музлесдрев», и шпалопропиточный завод.
Вокруг промышленных предприятий намеревались создать санитарно-защитные зоны: для завода Орджоникидзе (сейчас — «Камтэкс-Химпром») — в радиусе двух километров, для Пермского нефтеперерабатывающего комбината («ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез») — в радиусе пяти километров. Здесь категорически запрещалось жилое строительство.
Парки и скверы
Пермь должна была стать более зеленой: на каждого жителя города — по 20 квадратных метров насаждений в парках, скверах, на бульварах.
В 1960–70-е расчищали место под будущую эспланаду, которую также включали в число зеленых мест. Планировали благоустроить парки в Мотовилихе, Закамске, Балатово и на Городских Горках. Превратить леса в лесопарки. А на правом берегу у Коммунального моста организовать спортивную зону.
Ранее мы рассказывали о генплане Перми, разработанном в 1938 году: проект, предполагавший появление площадей и дворцов, как в Петергофе, не реализовали из-за начавшейся Великой Отечественной войны.
Благодарим Государственный архив Пермского края за помощь в подготовке материала.