31 марта вторник
СЕЙЧАС +4°С
Власти Прикамья планируют убрать железнодорожную ветку в центре города

Власти Прикамья планируют убрать железнодорожную ветку в центре города

Глава Пермского края Максим Решетников заручился поддержкой президента в вопросе переноса железнодорожных путей из центра города. Мнения пермяков относительно проекта разделились: кто-то считает его слишком амбициозным, другие, напротив, согласны: пути следует убрать. О том, что предлагают краевые власти и что по этому поводу думают эксперты, – в материале 59.ru.

История железной дороги вдоль Камы

Горнозаводская ветка Свердловской железной дороги была построена в центре Перми в конце XIX века. Губернским властям тогда было необходимо связать новую железную дорогу Пермь–Котлас с Горнозаводской веткой, заканчивающейся на станции Пермь (сейчас – Пермь-I). Пути были проложены от вокзала до станции Заимки, на которой к 1910 году построили новый железнодорожный вокзал Пермь-II. Железнодорожное полотно прошло по склону берега и отрезало жилые кварталы города от реки. Для этого пришлось срыть часть склона, а у дома Мешкова построить туннель.

Горнозаводская ветка до конца XIX века заканчивалась на станции Пермь-I

Горнозаводская ветка до конца XIX века заканчивалась на станции Пермь-I

Первые электрички начали ходить от станции Пермь-II по Горнозаводской ветке в 1940-х годах. В 1980-х годах электропоезда перевозили жителей отдаленных районов города и окрестностей, ходили до Лысьвы, Чусового, Верещагино, Курьи, Кунгура. В 2004 году в Перми запустили проект «городская электричка». Пассажирские составы курсировали по маршруту Голованово–Курья и связывали Кировский и Орджоникидзевский районы. Проезд в городской электричке приравнивался к стоимости проезда в других видах общественного транспорта.

В 2017 году новые краевые власти начали обсуждать идею строительства новой сцены Театра оперы и балета и пермской художественной галереи на городской набережной. В качестве места для театра предложили площадку квартала №5, ограниченную улицами Осинской, Монастырской, Окулова и Попова, а для галереи предложили бывший ДК Телта или корпуса бывшего завода имени Шпагина (сейчас «Ремпутьмаш»), на улице Советской. Кроме того, власти и эксперты стали обсуждать будущую судьбу всего пространства городской набережной.

На место бывшего завода имени Шпагина может переехать галерея

На место бывшего завода имени Шпагина может переехать галерея

Что предлагают сделать

Во время визита Владимира Путина в Пермь Максим Решетников попросил президента поддержать проект масштабной реконструкции набережной и переноса железнодорожных путей.

– Из 70 километров набережной реки Камы, вдоль которой расположен город, обустроены лишь два. Остальное пространство занято заводами и железной дорогой. Для благоустройства набережной и в связи с отмечаемым в 2023 году 300-летием Перми власти предлагают демонтировать железнодорожную ветку, что позволит создать здесь новое городское пространство. Грузоперевозки будут перенаправлены на параллельную линию на другом берегу реки. На освободившемся пространстве будет запущен трамвай, – сообщила пресс-служба Кремля во время визита.

Власти хотят сделать набережную доступнее для горожан

Власти хотят сделать набережную доступнее для горожан

На обновленной набережной власти предложили разместить краеведческий музей и пермскую художественную галерею, а в историческом здании вокзала Пермь-I открыть интерактивную выставку «Россия – моя история».

Проект переустройства набережной тесно связан с модернизацией транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь-II.

– В сутки железнодорожным транспортом передвигается четыре тысячи человек, а на автобусе в том же направлении более 140 тысяч. Сейчас рассматриваются разные варианты, в том числе и запуск трамвая, говорить о конечном варианте рано. Главное – открыть доступ к реке для жителей, – написал Решетников после визита Владимира Путина на своей странице в Instagram.

Власти считают, что городская электричка не эффективна

Власти считают, что городская электричка не эффективна

Зачем это нужно

В краевом министерстве строительства 59.ru пояснили, что цель предлагаемой реконструкции – организация доступного транспортного сообщения между площадью Восстания и центром города.

– В рамках реализации этого проекта планируется замещение электрички на участке Пермь-II – Мотовилиха скоростным общественным транспортом, время ожидания которого будет составлять 10–15 минут. В то время как время ожидания электрички сейчас составляет от 30 минут до двух часов, – пояснили в минстрое. – В первую очередь проект касается выноса грузовых перевозок с Горнозаводского направления за пределы центра города, так как перевозка грузов несет серьезные экологические и технологические риски для населения.

Скоростной трамвай будет ходить от Перми-II до Мотовилихи

Скоростной трамвай будет ходить от Перми-II до Мотовилихи

Как рассказал 59.ru директор института транспортного планирования российской академии транспорта Михаил Якимов, проект в первую очередь предусматривает ликвидацию железнодорожных путей и обеспечение пешеходной доступности для набережной.

– Задача сейчас не просто заменить пути, а ликвидировать железнодорожную инфраструктуру и за счет этого обеспечить пешеходную доступность набережной. Я думаю, в результате этого мы получим хороший потенциал развития территории для жилищного строительства и для городских мест отдыха. На следующем этапе, в зависимости от транспортных потребностей, будут прикинуты варианты организации там трамвайного сообщения, – объясняет эксперт.

Проект предполагает строительство двух крупных остановок

Проект предполагает строительство двух крупных остановок

Михаил Якимов добавляет: проект предполагает строительство двух крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – в районе улицы 1905 года в Мотовилихе и в районе улиц Дзержинского–Окулова возле университета. Пассажиры смогут воспользоваться на них железнодорожным, автобусным и трамвайным сообщением. Стоимость строительства одного такого узла оценивается в миллиард рублей.

Интересно, что транспортно-пересадочные узлы планируют построить в местах возможного появления третьего моста через Каму. Однако, по словам эксперта, реализация обоих проектов пока не связана между собой.

– Строительство обоих транспортно-пересадочных узлов подразумевает связь с мостами. Это касается обоих вариантов мостов с выходом на улицу 1905 года и с выходом на площадь Гайдара. Оба ТПУ могут функционировать с любыми возможными вариантами появления моста, – говорит Михаил Якимов.

Другое мнение

По мнению градозащитника Дениса Галицкого, необходимости в ликвидации железнодорожных путей сейчас нет.

– От того, что железная дорога исчезнет, набережная не станет популярнее, – считает он. – Большинство людей ходят на набережную несколько дней в году, и то в жаркую погоду. Транспортная доступность набережной, если железная дорога исчезнет, не станет выше. По большому счету, сейчас необходимо идти пешком от ЦУМа и от того, будет там железная дорога или нет, ничего не изменится. Власти говорят, что пустят трамвай, но не понятно, куда он будет идти и как он будет связан с остальным общественным транспортом.

По словам градозащитника, во всех крупных европейских городах электричка – оптимальный способ добраться до пригородов.

– Иметь в городе выход на пригород или электрички – это правильно. Нужно не убирать железную дорогу, а как-то включать ее в городскую среду, – резюмирует Денис Галицкий.

Грандиозные планы

Планы переноса Горнозаводской ветки из центра Перми власти региона на прошлой неделе обсудили с руководством РЖД. По итогам встречи был предложен вариант строительства железнодорожного моста через Каму с выходом путей на станцию Пальники, а также строительство 25-километрового железнодорожного обхода Гайвы.

По словам главы краевого минтранса Николая Уханова, объем грузоперевозок по Горнозаводской ветке в ближайшие годы должен увеличиться, поэтому власти приняли решение о переносе железнодорожных путей из центра города.

Власти совместно с РЖД планируют построить новый мост

Власти совместно с РЖД планируют построить новый мост

– Нам необходимо развивать набережную, но через ГЭС пустить поезда не вариант, потому что это особо охраняемый объект. В ходе обсуждения с РЖД нашли один из вариантов – северный железнодорожный обход со стороны Пальников с выходом в район Курьи или станции Блочной. В первую очередь мы говорим о железнодорожных грузовых потоках. Мы обсуждали вопрос совмещения ж.-д. моста с автомобильным и резервирования отдельной полосы для возможного строительства дороги, но пока в пятилетних планах этого нет, – объяснил 59.ru Николай Уханов.

Кроме нового моста и железнодорожного обхода микрорайона Гайва, власти региона представили проект Северного обхода Перми. Трасса протяженностью 40 км должна пройти от Краснокамска до трассы Пермь–Ильинский и выйти на новый мост через Каму.

– Сейчас у города есть Западный, Южный и Восточный обход, который мы достраиваем. В пятилетку у нас появится вторая нитка моста через Чусовую. И там же мы получаем еще в перспективе и Северный обход. За счет него транспортная доступность Ильинского района увеличится, – рассказал Максим Решетников в интервью радиостанции «Эхо Перми».

Пока краевые власти обсуждают новые планы, эксперты должны до конца года выбрать место для строительства третьего моста через Каму.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!