Все мы восхищались красотой и благородством этого давнего спутника жизни человека – лошади… Сидя на ней верхом, маленький больной получает возможность увидеть окружающий мир по-другому – не из инвалидного кресла. Данный способ лечения называется иппотерапия, и ее принцип прост: садись верхом и лечись. Верховая езда и выполнение специальных упражнений буквально творят чудеса. После курса иппотерапии больные дети начинают уверенно держать спину и самостоятельно делают первые шаги. Сеанс иппотерапии – это получасовые занятия на лошади и выполнение нескольких упражнений на укрепление мышц, координацию движений.
К иппотерапевтам родители приносят своих детей буквально на руках, а потом некоторые из ребятишек делают свои первые шаги. Как отметила в беседе с корреспондентом Doctor59.ru директор школы лечебно-верховой езды (ЛВЕ) и инвалидного конного спорта «Луч надежды» Зинаида Мишенко, самый главный результат иппотерапии – у детей появляется желание жить, и они открывают для себя мир заново.
– Ваш центр иппотерапии существует с 1998 года. Он единственный в Пермском крае?
– Да, один. Наша школа выезжает в другие города региона, и мы занимаемся там с детьми с ограниченными физическими возможностями. Например, в июне мы были в Коми-округе.
– С какого возраста дети могут кататься на лошади?
– Если у ребенка детский церебральный паралич, то чем раньше он сядет на лошадь, тем лучше. Детям уже с одного года можно заниматься лечебно-верховой ездой. Те, кому трудно сидеть, садятся вместе с инструктором. Последний и держит ребенка.
– Иппотерапия включает в себя какие-то специальные упражнения?
– При движении лошади отрабатывается вестибулярный аппарат. Кроме того, в программе есть различные игры для развития моторики и речи. Все физические упражнения дети выполняют сидя на лошади. При этом ребенок должен уделять внимание инструктору: по его команде он, например, пытается забросить кольцо на палочку. Игры в движении требуют большей концентрации внимания, ведь помимо прочего нужно удержаться на лошади. При этом задействованы все группы мышц.
– Дети, которые совсем не умеют кататься, быстро привыкают к верховой езде?
– Те, кто боится, проехав два круга на лошади, к тому же чувствуя хорошее расположение инструктора к ним, начинают доверять животному. Их неуверенность пропадает.
– Как тренируют лошадей, которые лечат?
– Мы подбираем животных специально по экстерьеру (ред. – тип телосложения и размеры лошади), по шагу: кто-то жестко идет, а кто-то мягко. Например, детей с ДЦП, у которых слабый развод конечностей, сажают на лошадь с узкой спиной. Животное всегда под присмотром коновода, то есть оно используется как снаряд.
– Каких животных отбирают для ЛВЕ?
– Нашему центру в следующем году исполнится 10 лет. Все лошади выращены с жеребячьего возраста. Причем для лечения нельзя привлекать спортивные породы, потому что у них очень неустойчивая нервная система. У нас еще есть две лошадки, которые были просто куплены в колхозе, но они прошли тренировки в течение двух лет. Вообще, очень сложно выявить вредные привычки у лошади, тем более, когда работаешь с больными людьми и должен четко знать, что может вытворить животное.
– Пони не подходят для ЛВЕ?
– Нет, у них очень частые движения, поэтому их не используют для ЛВЕ.
– В чем уникальность ЛВЕ: благодаря чему человек выздоравливает, катаясь на лошади? Это как лечебно-физическая культура?
– У лошади температура тела выше на полтора градуса, чем у человека. Таким образом, идет тепловой массаж конечностей и снимается спастика. Поэтому мышцы ребенка разрабатываются, постепенно его можно пересадить на круп лошади – более широкую часть животного. Когда будут укреплены тазобедренные суставы ребенка, мы сажаем на другую лошадь. Через два-три занятия снова меняем животное. Разные лошади дают индивидуальную нагрузку: мы начинаем с той, которая идет тихо, мягким ходом. Ведь в основном «лечат» колебательные движения, которые дают нагрузку на позвоночник, на все мышцы пациента. Потом мы берем лошадь с более жестким шагом. Она идет быстрее и дает более учащенные, колебательные движения. И это все отражается на состоянии ребенка.
– Занятия проходят только на ипподроме, или есть другие площадки?
– Нет, мы ездим только на территории городского ипподрома. По краю у нас работает выездная бригада и машина. Мы загружаем только своих лошадей. Недавно наша группа практиковала в Лысьве. Оплачивает нам подобного рода поездки краевое министерство социального развития, а занятия для городских детей – отдел соцзащиты Перми.
– Сами инструкторы – это врачи?
– Нет, они проходят специальный курс инструктора по иппотерапии в Москве. Еще есть медицинские училища по этому направлению и в других городах, но у нас в Перми нет. Вообще, инструктором может стать тот, кто хорошо ездит на лошади, не обязательно медик.
– Вы выиграли конкурс и сейчас реализуете два социальных проекта. Это бесплатные занятия для детей малообеспеченных граждан и для детей с ограниченными физическими возможностями…
– Да, был конкурс. По нему мы уже работаем шесть лет. Каждый год мы его выигрываем. И даем хорошие результаты. Можно просто катать ребенка на лошади. Конечно, это дает психологическую разгрузку, но мы для каждого ребенка разрабатываем индивидуальную, специальную программу.
У нас некоммерческая организация. По первому проекту до декабря мы должны реабилитировать 100 сирот и детей из малообеспеченных и неполных семей, а по второму – 60 малышей с ограниченными физическими возможностями. У каждого ребенка 10 занятий.
– Сколько длится одно занятие?
– От силы 20-30 минут, иначе будет перегрузка. Ведь для больного ребенка 10 минут сидеть верхом на лошади, плюс старательно выполнять разные телодвижения – это достаточно сильная нагрузка.
– Чем отличается ЛВЕ от простой езды на лошади?
– Верховая езда – это посадка в седле. Занятия по иппотерапии проходят без седла, то есть это более сложный вариант. Поэтому получается тепловой эффект. Крепнет контакт с лошадью.
– Каким пациентам может помочь иппотерапия?
– На самом деле, можно помочь почти всем. Ведь когда человек сидит верхом на лошади, ему нужно напрягать все группы мышц. У детей с ограниченными физическими возможностями можно вылечить многие болезни. Единственный нюанс – использовать индивидуальную щадящую программу. Мы занимаемся такими заболеваниями, как остеохондроз, искривление осанки, ДЦП, или помогаем психологически, когда человек очень возбудимый. К нам поступают такие пациенты, которые после курса лечения начинают вести себя спокойно – нервная система становится устойчивее. Кроме того, мы помогаем восстанавливаться после травм или при сердечных заболеваниях. Единственные противопоказания использовать ЛВЕ: это плохая свертываемость крови у пациента, хрупкие кости и некоторые почечные заболевания. Но, опять же, все зависит от того, какую программу поставишь.
– Кто разрабатывает методику занятий?
– Иппотерапевт. А инструкторы работают по этой программе с ребенком. В свою очередь, коновод отвечает за лошадь. В данном случае у каждого своя роль.
– Вообще, иппотерапия пришла к нам с Запада?
– Да, во всем мире ЛВЕ существует очень давно. Еще Гиппократ говорил, что раненые больные быстрее выздоравливают, если ездят верхом. В Америке иппотерапия существует уже 80 лет. Она давно практикуется в Англии, Франции, Польше. Более 20 лет грузины в медакадемии Тбилиси еще при Советском Союзе занимались ЛВЕ. Но наши медики иппотерапию как один из способов лечения стали использовать не так давно. В России ею стали заниматься профессионально только с 1991 года. Сейчас на иппотерапевта учатся в Москве, получают сертификаты. Я сама прошла там обучение.
– Где еще есть центры иппотерапии?
– Школы есть в Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Уфе.
– Пермская школа ЛВЕ принимает участие в международных конференциях?
– Пока не проходило таких конференций.
– За этот год много человек прошло курс иппотерапии?
– Все зависит от погоды. Ведь занятия проходят на открытом воздухе. Если бы у нас был крытый манеж, то они проходили бы чаще. Мы уже столько лет просим такую площадку у городской администрации, что-то даже стало делаться в этом направлении, а потом все затихло. Сейчас ипподром переезжает, может быть, на новом месте его построят. Вообще, наши занятия проходят весной, летом и осенью, до 20 градусов мороза можно заниматься на улице.
– А для себя вы проводите курс иппотерапии?
– По профессии я – инструктор верховой езды, кроме того, училась на иппотерапевта. Сама часто катаюсь на лошадях, и мне это помогает. Раньше я занималась собаками, точнее, догами. Я ведь инструктор-дрессировщик, готовила на выставки собак. Но с лошадьми работать сложнее: по поведению они более непредсказуемы. Если при дрессировке у собаки вырабатывается четкий рефлекс, то у лошади нет. В какой-нибудь ситуации она может отреагировать по-своему – так, как ей захотелось.
– Как лошадь воспринимает человека?
– Прежде всего, как друга. Поэтому мы отбираем и воспитываем животных с жеребячьего возраста, их нельзя ни бить, ни наказывать, ни нагружать тяжелой работой. Нас многие спрашивают: «Почему у вас такие толстые лошади и не работают?». Мы относимся к животным, как к равным. И они отвечают тем же.
– Чего может испугаться лошадь?
– Различных звуков, но мы их к этому приучаем. Животные проходят специальную дрессировку: они не должны бояться петард, даже если их обстреливают.
– Какому человеку лошадь будет доверять?
– Это очень отзывчивые животные. Они охотно отвечают, особенно на ласку. И если человек относится к ним доброжелательно, дает угощения, они, естественно, будут ему доверять и вынесут все тяготы жизни, ведь им приходится работать с утра до вечера. Лошади очень выносливые, но с психологической точки зрения им очень тяжело так долго выдерживать нагрузку.
– В вашей практике не было несчастных случаев?
– Нет. Ведь за лошадь отвечает сразу несколько человек, и ее ведут под уздцы.
– Взрослые люди проходят у вас курс иппотерапии?
– Да. Например, мы работаем на курорте «Ключи» с людьми, болеющими остеохондрозом, или с травмами позвоночника.
– Иппотерапия поможет человеку с надломленным духовным миром?
– Да, к нам приходят люди в состоянии депрессии, и их очень много. Таких пациентов надо обучить грамотной езде, и обязательно проводить прогулки в лесу. Все это моментально снимает стрессы.
– Вы с детства катаетесь на лошадях? Почему вы решили стать иппотерапевтом?
– У меня была больная дочь, и мне одна старенькая бабушка подсказала: «Посади ее на лошадь, и она станет здоровой». Мы тогда жили в частном доме, и я занималась собаками. Поменяла щенка на жеребенка. Это было в 1992 году. Сами вырастили лошадку (смеется). Она до полутора лет ходила в собачьем ошейнике. Ведь мы даже не знали, что такое уздечка. После наняли тренера, и он нас обучил.
Тогда моя дочь выздоровела, она стала заниматься спортом. Хотя в школе ей нельзя было ходить даже на физкультуру. Сейчас она тоже стала инструктором ЛВЕ, и внучка, которой шесть лет, теперь постоянно рядом с лошадьми.
– Вы сталкивались со случаями уникального выздоровления с помощью ЛВЕ?
– Да, дети не могли самостоятельно передвигаться, а после курса начинали ходить. Причем некоторые даже не могли ползать или сидеть! Мы добиваемся очень результативных показателей. В основном лечим детей от года до семи лет. Курс ЛВЕ надо проводить в само раннем возрасте, когда ставят диагноз ДЦП. Ведь когда ребенок долго лежит без движения, происходит атрофия мышц.
Если ребенок плохо держит голову, шею, или у него слабо развиты грудные мышцы, тогда мы не сажаем его, а кладем поперек лошади. Таким образом, появилось упражнение «лежа задом наперед»: ребенок со слабыми шейными позвонками лежит головой на широком крупе лошади и получает сопротивление, то есть он постоянно ударяется носом о круп, а тут ему предлагают интересные игрушки, и постепенно он пытается сам удержать свою шейку хоть на несколько секунд. Чтобы получать со временем результат, начинаешь заставлять лошадь двигаться быстрее.
– Прогулка босиком, езда верхом – ведь эти исцеляющие методики открыли еще в древности … То есть все новое – хорошо забытое старое. А как сейчас развивается современная иппотерапия?
– Разрабатываются новые упражнения, мы подбираем целый комплекс движений. Я надеюсь, в будущем в нашем крае появятся и другие филиалы ЛВЕ по иппотерапии. Очень тяжело найти штат, сотрудников, инструкторов. Потому что человек должен уметь и управлять лошадью, и хорошо ездить, и увлечь ребенка.
– Сколько всего в вашей школе лошадей?
– У нас восемь животных. В основном для ЛВЕ отбирают взрослых лошадей – жеребята не подходят, потому что они из-за возраста практически неуправляемы. Их инстинкты превыше всякой дрессировки.
– Как долго живет лошадь?
– До 30 лет, а в иппотерапии лошадь должна работать с 6 до 12 лет. Больше нельзя, потому что у них нарушаются колебательные движения, к тому же появляются заболевания. Это, в свою очередь, сказывается пагубно на пациенте. Например, в этом году мы расстались с несколькими лошадками – пришлось их продать в частные руки. А молодые жеребята пока только растут. С двух лет их начнут обучать для работы в ЛВЕ.
– На занятиях лошадь должна медленно двигаться?
– Нет, для каждого заболевания приемлем свой комплекс движений. Если на лошади едет ребенок с ограниченными физическими возможностями, то коновод корректирует ход животного. А если мы лечим болезнь желудочно-кишечного тракта, например, гастрит, тогда лошадь может бежать рысью. Отмечу, у тех людей, которые катаются на лошадях, никогда не болит ни желудок, ни сердце. У них очень хорошо укреплена сердечная мышца.
– Вы любите свое дело?
– Конечно. Хоть мне и тяжело, но я не поменяю иппотерапию ни на что другое. Порой бывает, что в финансовом плане нам очень тяжело. Конечно, соцзащита оплачивает наши проекты на шесть месяцев. Но остальные полгода мы просто брошены. Естественно, мы не можем удержать сотрудников, потому что нет стабильности в заработной плате. И на сено денег не всегда хватает. Приходится и поголовье уменьшать.
– Как вы отдыхаете?
– (смеется) Моя работа – это и есть мой отдых.
– Какие книги читаете?
– Я люблю фантастику. Читаю книги о лошадях. Но вот фильмы я уже не смотрела давно, все равно мало времени. Ведь я каждый день езжу на конную базу то в «Ключи», то в Пермь. А это 150 километров.
– А глухонемые и слепые люди могут заниматься ЛВЕ?
– Да. Для глухонемых пациентов разработана специальная программа. Но мы пока не работаем по ней. Потому что нужно немного переквалифицировать инструкторов. Для этого необходимо их обучить работе при помощи жестов. В Москве такие занятия проводят.
Для слепых людей тоже есть комплекс занятий. Иппотерапия для них – оптимальное лечение: слепой ребенок сидит верхом, у него совсем иное восприятие, движения на лошади разрабатывают у такого пациента еще более абстрактное видение мира. Для слепого человека есть музыкальные занятия, например, игра на дудочке. Он слышит ее мелодию, и это психологически помогает. А еще для них есть езда змейкой или восьмеркой. Именно повороты и музыка создают особую картину в сознании.
– У вас были курьезы во время занятий?
– При общении с ребенком всегда что-то случается. Инструкторы и песенки споют, и стихи они вместе разучивают. Но таким образом у ребенка еще разрабатывается речь, идет умственное развитие. Например, с детьми с синдромом Дауна мы разучиваем буквы, цвета, и они их хорошо запоминают, потому что приходится концентрировать свое внимание. Добавлю, дети с удовольствием ходят на занятия, не по принципу «это надо», а им, действительно, нравится то, что все проходит в игровой форме. Мы позволяем ребенку самостоятельно управлять лошадью. Конечно, коновод страхует, но этот момент – для детей самое интересное и яркое впечатление. Ведь они сами управляют, а лошадь их слушает.