Ровно половина обращений в Росздравнадзор связана с жалобами на некачественное оказание первичной медицинской помощи. При этом специалисты ведомства уверены, что большую часть этих жалоб можно решить на месте с главврачом клиники либо с представителями страховых компаний. Главная проблема в том, что большинство россиян не умеют отстаивать свои права пациентов.
На что жалуемся?
Первым делом надо определиться, что конкретно вас не устраивает в работе врача и какими последствиями для вас это обернулось. Например, бабушке, которой кажется, что доктор в очередной раз выписал ей не то лекарство, вовсе не обязательно бежать с этим рецептом в прокуратуру. Существует масса других способов решить эту проблему.
Самый любимый россиянами орган государственной власти, который работает со всеми видами жалоб, в том числе и медицинского характера, ‒ это, конечно, суд. Обратиться в него никогда не поздно, но для начала решите, стоит ли овчинка выделки. Тяжбы могут затянуться на годы, а издержки порой достигают сотен тысяч рублей. Вот статистика по одному медицинскому процессу: 50 судебных заседаний, 43 допроса свидетеля, 8 экспертиз. В год российские суды принимают порядка 1,3 млн жалоб на врачей. Из 800 медицинских исков только одна треть решается в пользу пациента.
Для начала можно обратиться к главврачу поликлиники и объяснить ситуацию. Опытный руководитель непременно решит конфликт мирно и посадит стороны за стол переговоров. Если устное обращение не возымело эффекта, можно изложить свои претензии на бумаге, оформив их в виде заявления. Отправляя такой документ почтой, не забудьте об уведомлении, а вручая его лично в руки, получите подтверждение того, что заявление у вас приняли. По закону такое обращение должны рассмотреть в течение месяца и дать на него письменный ответ либо провести совместную беседу с пациентом и его лечащим врачом.
Если ваш крик души не услышали, и отношение участкового к своему пациенту не поменялось, то можно поменять самого участкового. Согласно новым правилам оказания медицинских услуг пациент вправе самостоятельно выбрать врача, если нынешний специалист его по каким-то причинам не устраивает. Для этого необходимо обратиться к администрации ЛПУ с письменным заявлением о смене лечащего врача либо о переводе пациента в другую медицинскую организацию. На такие заявления поликлиника обязана реагировать в течение шести дней и по истечении этого срока давать ответ о своем решении. Другое дело, что решение может быть не в вашу пользу, но попытаться все-таки стоит.
Следующий шаг
Все вышеперечисленные варианты подходят для тех, кому работа эскулапов не нанесла вреда и чьи претензии связаны с неподобающим отношением к пациенту. Но что делать, если вам или вашему родственнику отказали в госпитализации, поставили неправильный диагноз и, соответственно, неправильно лечили. В этих случаях вы имеет полное моральное право обратиться в вышестоящие инстанции.
ФОМС и страховщики
Первыми в ряду тех, к кому стоит обратиться, – это организации, которые занимаются финансовым обеспечением деятельности больниц и поликлиник. Надежнее всего написать заявление в свою страховую компанию, которая выдавала полис ОМС. Но можно обратить и в ФОМС, особенно если жалоба касается платных услуг. Там специалисты проводят экспертизу и делают заключение об оказанной помощи на основании документов, предоставленных лечебным учреждением. Если проверка выявит нарушения (такие, как несоответствие выставленного счета цене услуги либо оказание медицинской помощи в нарушение стандартов), то медучреждение привлекут к материальной ответственности. Кроме того, на руках у вас будет заключение экспертов, которое может являться доказательством вашей правоты в суде.
Минздрав или Горздрав
Одновременно с обращением в страховую компанию вы можете написать заявление в местные административные органы здравоохранения. Тут надо понимать, кто чем заведует. Обычно все стационары находятся в ведомстве регионального минздрава, а поликлиники подчиняются городским департаментам здравоохранения. Но может быть и по-другому. Поэтому надо выяснить, к какой форме собственности относится ваше ЛПУ. Сделать это очень просто, можно спросить в регистратуре, а можно догадаться самому. Если в названии организации есть слово «муниципальная» (например, МБУЗ ‒ муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения. ‒ Прим. ред.), то это ответственность города. Если же в наименовании медучреждения присутствует слово «государственная» (например, в аббревиатурах ГБУЗ или ГАУЗ буква «Г» расшифровывается как «государственное». ‒ Прим. ред.), можно быть уверенным, что оно находится в ведомстве местного минздрава.
Разобравшись, кто несет ответственность за работу клиники, можно смело обращаться в соответствующее ведомство. Заявление следует заканчивать примерно так: «прошу разобрать данный случай, принять меры и предоставить ответ в установленные законом сроки». Писать лучше сразу на имя министра, отправлять заказным письмом с уведомлением либо через Интернет. С момента получения бумаги чиновники обязаны в течение месяца дать на нее ответ.
Федеральный уровень
Если в местных органах самоуправления вашу проблему решить не смогли, либо она выходит за рамки их полномочий (например, когда учреждение имеет статус федерального медцентра. ‒ Прим. ред.), то нужно идти по цепочке дальше. Соответственно, обращаться следует в Министерство здравоохранения РФ. Порядок обращения такой же, как и в региональные здравоохранительные ведомства. Сейчас эта процедура максимально упрощена, и обратиться к министру здравоохранения России можно через интернет-приемную на официальном сайте Минздрава РФ.
«Сей чин есть око государево»
Пройдя все инстанции, собрав килограмм макулатуры и потратив уйму нервов, мы наконец добрались до самого начала, то есть до надзорных органов. Это тот самый Росздравнадзор и Прокуратура России.
Первые проверяют качество работы медиков, вторые ищут в этой работе нарушения законов. Обращаться к ним следует только в тех случаях, когда действия (или, наоборот, бездействие) врача привели к ухудшению здоровья пациента или его смерти. Все остальное их вряд ли заинтересует.
Фото: Фото с сайта Noblevisiongroup.com