О таком даже говорить стыдно, не то что писать. С другой стороны, ну не боги же мы все, живые люди, и в этой самой жизни случается всякое. Даже такой пережиток прошлого века – не столько страшный, сколько комичный.
Грива на голове моего одиннадцатилетнего сына достигла таких размеров, что пора было уже брать охламона под белые рученьки и вести в парикмахерскую. В принципе, он справлялся с этим самостоятельно, просто нужно было выдать «волшебный пендель». А вот он-таки и пробуксовывал: по утрам трудно было после заморочной зимы и внезапно наступившей весны как-то собрать себя в кучу, а уж еще кого-то – вообще никак. Как оказалось, к счастью.
Как-то вечером, ворча и лохматя кудри моего ненаглядного мальчика, я как-то обратила внимание, не многовато ли как-то перхоти на его буйной головушке. «Тебе шампунь новый не подходит что ли, – спрашиваю. – Головка чешется, сын?» «Да, мам, вот тут еще почеши, – подставляя макушку и ушки под мои когти, мурлычет он. – А шампунь-то старый, я им уже давно мою». Вот за такими нежностями в голову проползла мысль: а чего это перхоть не сыпется и не стряхивается?! Ужасная догадка окатила мое сознание волной запредельного ужаса: неужто это они?! В 21-м веке?! Откуда?!
Симптомы педикулеза:
1. Сильный зуд на коже головы и шеи, вызываемый определенным веществом, которое выделяют вши. В результате на коже могут появиться следы расчесов и раздражение.
2. На волосах заметны очень маленькие блестящие белые крупинки (яйца), похожие на перхоть. Стряхнуть их невозможно: гниды очень плотно прилипают к волосам.
3. При тяжелой форме педикулеза лимфатические узлы за ушами могут быть увеличены.
Моя первая «встреча» с педикулезом состоялась в безоблачном советском детстве, когда все лето мы провели в гостях у родственников в далеком-далеком селе. Мы, разномастная, разновозрастная ребятня, носились целыми днями из конца в конец крохотного населенного пункта, тискали собак и кошек, гонялись за козами и сусликами, запускали воздушного змея, которого нам мастрячили старшие братья, валялись на соседском сеновале, бегали тайком на рыбалку на речку, выстраивались в очередь на единственный тогда «Салют» – в общем полноценно заполняли каждую строчку своей детской биографии. Это были одни из самых счастливых три месяца лета, когда казалось, что прошла целая жизнь, а не просто школьные каникулы. Расплата наступила уже дома, когда мама в наших густых волосах заметила первые следы наличия непрошеных гостей.
На дворе был сентябрь, начало учебного года. Угроза опозориться и, еще хуже, лишиться роскошных длинных кос замаячила во всей неизбежности. В ход пошли самые сумасшедшие и радикальные средства: керосин, какое-то вонючее мыло, немыслимые народные средства в виде не менее зловонных примочек, мазей и прочей ерунды, но самым эффективным средством стал обыкновенный густой прабабушкин гребешок (да-да-да, та самая вшигонялка, как говаривала она, заставшая еще революцию, голод и ужасы Великой Отечественной) и мамины руки. Каждый вечер они терпеливо вычесывали наши детские три головы – мою и сестер, по сантиметру ведя неравный бой с мелкими белесыми полупрозрачными плевочками, богатой россыпью вцепившимися в волосы. Победа была полной и безоговорочной, но цена вопроса – не только пара–тройка недель кропотливого и муторного ежевечернего труда, но и надежно засевший в голове страх: ой, что это там такое белеет?!
Педикулез – это паразитарное заболевание волос и кожи человека, переносчиком которого являются вши. Их три вида: головная, платяная и лобковая. Заболевание быстро распространяется. Инкубационный период при педикулезе длится 8–10 дней: вши откладывают яйца (гниды), из них появляются новые вши. При запущенных формах возникают бактериальные инфекции, эпидемии сыпного тифа со смертельным исходом. У беременных вши могут спровоцировать выкидыш.
Теперь эти злобные гниды обсыпали голову моего сына. Откуда?! Ну откуда-откуда – только из школы! Что за напасть?! Действовать надо решительно, это я помнила. У деда взяла на прокат машинку для стрижки волос и «срубила под корень» всю растительность на голове у сына. По началу он заскулил, увидев свое изрядно покоцанное отражение в зеркале, но перспектива каждый вечер тратить по три–четыре часа на ловлю вшей в буквальном, а не переносном смысле, и лишиться любимых стрелялок, примирила его с действительностью. А в зеркало он решил не смотреть, раз уж и причесываться теперь не надо!
Дома был объявлен аврал и полундра: постели все поменяли и перестирали при 90°, провели генеральную уборку, в аптеке был куплен специальный препарат, которым обрабатывали все головы в доме. Слава богу, что на взрослых эта напасть перебраться не успела, а дочь отделалась легким испугом: хватило буквально пару раз помыться антившивым шампунем и повычесывать ее белобрысое богатство с недельку от гнид, чтобы территория была очищена от врага навсегда.
Уф! На этом бы и поставить точку, но неожиданно история получила продолжение спустя полгода или даже год, точно уже не помню. Мы с друзьями отмечали какой-то праздник. Застолье сменилось посиделками и трескотней о том о сем, и как-то так разговор вывернулся на школу, на детский сад. И моя подруга в сердцах вдруг начинает рассказывать, как ее шестилетняя Маха притащила из садика педикулез. У меня даже рот от удивления открылся. В разговор тут же вступил ее муж, мужчина в сантиментах и лишних эмоциях незамеченный. А тут в красках, с жаром принялся расписывать, как он добывал чудо-средство, как в аптеке на него вытаращили глаза работники и сказали, что все разобрали, видимо эпидемия (?!), как они всю неделю всей семьей уподоблялись предкам-приматам и занимались собирательством и «рыболовством». Своими впечатлениями живо поделились и дети, бурно сообщая, какая это гадость, и как папа вычесывал маму, а мама – всех их. И как эти гниды чпокаются как попкорн при жарке, стоит на них посильнее надавить между ногтями. Бр-р-р!
Мы дружно посмеялись, поскольку и я призналась в причастности к этому пренеприятному явлению. Последней каплей стали стенания другой моей подруги, которая на мой рассказ о вот таких вот «ну надо же» совпадениях, заявила, что и ее дочь, и сын тоже притащили вошиков не то из школы, не то из садика. Когда сложились все явки-адреса-пароли, то выяснилось, что произошла эта «эпидемия» примерно в одно и то же время по всему городу, поскольку живем мы по разным его частям, и в тот момент наши дети не пересекались, следовательно домашним путем этот «подарок» передать не могли.
Ксения РЕДЬКИНА