Нормы нового закона об оценке условий труда могут лишить врачей и медсестер доплат «за вредность» уже с нового года. Это неизбежно приведет к медицинскому бунту, по сравнению с которым нынешние митинги покажутся «цветочками», уверен президент Нацмедпалаты Леонид Рошаль. Однако Минтруд не торопится принимать документы по оценке вредности труда медработников.
Описанная проблема возникла вместе с обновление трудового законодательства 2014 года. По старым правилам вредность и опасность труда устанавливали в результате аттестации рабочих мест. Проводилась она только на предприятиях, сотрудники которых постоянно используют ручной инструмент, различные технические установки, транспортные средства и так далее. Работники попавшие в этот список имели право на прибавку к зарплате, дополнительный отпуск и повышенные отчисления в ФСС. Сейчас схема изменилась.
С принятием 1 января 2014 года закона «О специальной оценке условий труда» такого понятия как «аттестация рабочего места» не стало. Его, как нетрудно догадаться, заменила спецоценка условий труда (СОУТ). Проводить ее обязаны все работодатели, в штате которых есть хотя бы один наемный сотрудник. Исключения касаются самих предпринимателей и надомных работников. Кроме того, отдельным постановлением правительства был составлен перечень рабочих мест, в отношении которых СОУТ проводится по специальным критериям. Среди прочих в список попали и медработники. Критерии оценки вредности их труда Минтруд РФ обязался разработать и утвердить до 1 января 2015 года, но до сих пор нет даже проекта такого документа. В итоге с приходом Нового года врачи и медсестры могут остаться без выплат «за вредность».
«Если срочно не исправить практическое исполнение этого закона бунт в здравоохранении будет похлеще, чем прошедшие митинги медицинских работников по России, – считает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. – Многие специальности будут лишены существующих льгот за вредные условия труда, включая надбавки к зарплате, дополнительный отпуск и пенсионные льготы. Из вредных факторов исключена работа с гноем, кровью и психоэмоциональный фактор. На фоне существующей кадровой катастрофы, отмена льгот, сделает профессию врача еще менее привлекательными и приведет к мощной волне недовольства в медицинском сообществе».
Больше всего пострадают сотрудники скорой помощи, отделений реанимации и интенсивной терапии, хирурги и операционные медсестры, травматологи, а так же персонал занятый работой с медицинской аппаратурой, рентгенологи и физиотерапевты. Сами врачи говорят, что не будут никуда выходить и устраивать бунты. Они просто тихо уволятся.
«Врачей у нас низвели до положения обслуги, поливать их грязью и вытирать о них ноги считается нормальным, – рассуждает член движения «За достойную медицину» кардиолог Михаил Григорьев. – Никакой поддержки со стороны общественности нет. Люди, в большинстве своем, пишут жалобы в прокуратуру, в Росздравнадзор, в другие ведомства. Государство все это устраивает. Потому что пока нет солидарности между врачом и пациентом, не и угроз для системы. О зарплатах я уже не говорю, считается что они у нас колоссальные. Когда пытаешься обсуждать эти проблемы в ответ все чаще слышишь: «Кто на что учился», «Не нравится уходи». И вы знаете, многие уходят, да и сам начинаешь думать, а может и правда бросить все и уйти. Смысл выходить с лозунгами на улицы, если на это всем наплевать. Пусть сокращают выплаты «за вредность», может когда дефицит врачей станет действительно критическим люди, наконец, одумаются».
Стоит добавить, что на сегодняшний день специальность анестезиолог-реаниматолог считается одной из самых дефицитных в здравоохранении Пермского края. Достаточно сказать, что в отдаленных районах один анестезиолог может работать на две-три больницы. Подчас невозможно провести даже экстренную операцию. С отменой надбавок «за вредность» край может лишиться последних специалистов.