Возмещать затраты пациентов на покупку лекарств, если их цены не превышают определенного уровня, обещают в Минздраве РФ. Эксперимент пройдет в нескольких пилотных регионах в 2015–2016 годах. Корреспондент Doctor.59.ru выяснял, каковы шансы Пермского края стать участником пилотного проекта.
Суть эксперимента заключается в разработке и внедрении референтных цен на лекарства. Эта система предполагает, что государство устанавливает планку стоимости схожих препаратов, в рамках которой оно готово возмещать затраты пациентов. Если же человек хочет приобрести более дорогой медикамент, то разницу между фактической и референтной ценой он оплачивает самостоятельно.
Для наглядности приведем пример. Допустим, существует дорогостоящий препарат А, который производится за рубежом по оригинальной технологии. При этом на рынке есть дешевые отечественные аналоги В и С, по которым государство определило референтную цену. Приобретая их пациент может вернуть себе все потраченные деньги, а покупая оригинальный препарата А сможет вернуть только часть его стоимости или вообще ничего. В итоге, спрос на лекарства В и С растет, а популярность препарата А падает. Чтобы сохранить продажи производитель вынужден снижать цену. Таким образом можно эффективно сдерживать рост цен на дорогие медикаменты, что особенно актуально в условиях кризиса.
Сейчас Минздрав занимается отбором «пилотных» регионов, в которых пройдет апробация нового механизма лекарственного ценообразования. Чтобы принять участие в эксперименте субъект должен отвечать требованиям, приведенным ниже.
Попытаемся разобраться насколько Пермский край соответствует этим критериям. Первый пункт требует, чтобы штаты медучреждений и аптек были укомплектованы персоналом не менее чем на 75%. И сразу прокол. «Укомплектованность врачами учреждений здравоохранения Пермского края по наиболее востребованным специальностям достигла целевого показателя – 64,5 %, укомплектованность средним медицинским персоналом – достигла 69,3%», – рассказала глава краевого минздрава Анастасия Крутень, выступая на региональном съезде врачей в конце января. То есть, по количеству медиков Прикамье точно не проходит конкурс.
Далее документ предписывает, что на каждые 100 тысяч жителей в регионе должно быть 25 льготных аптек. При этом на один миллион населения должно приходиться, как минимум, два оптовых склада лекарств. В Пермского крае проживает 2,6 млн человек, несложно подсчитать, что для участия в эксперименте Минздрава у нас должно работать 650 льготных аптек и пять оптовых фармбаз. По факту, в крае функционирует толь 156 аптечных организаций, которые отпускают льготные лекарства, и 23 фармсклада. Вторая цифра приемлемая, а вот по первой опять провал.
Последнее, чем должен обладать «пилотный» регион, это информационная система, при помощи которой врачи и фармацевты могут быстро обмениваться данными о наличие или отсутствии необходимых медикаментов. В Прикамье система электронных рецептов действует уже не первый год и хорошо себя зарекомендовала.
«Сначала формируется заявка, каждый главврач предоставляет данные о том, сколько льготников и с какими заболеваниями прикреплено к его ЛПУ, – рассказали нашему корреспонденту в краевом медицинском информационно-аналитическом центре. – Конкретные лекарства, заказываются для конкретного пациента. После того как заявка сформирована, ее передают уполномоченной организации, которая проводит закупку необходимых препаратов. Данные о количестве закупленных лекарств и об их наличии в аптеках передаются в медицинские учреждения. Врач выписывая рецепт, указывает в нем адреса и телефоны трех ближайших аптек, в которых есть необходимый больному препарат».
В итоге, из четырех критериев Пермский край соответствует только двум. При таком раскладе шансов стать пилотным регионом у нас практически нет, а может это и к лучшему.