Большинство пермяков получают все необходимые лекарства. К такому выводу пришли омбудсмен Татьяна Марголина и замминистра краевого здравоохранения Людмила Чудинова. По их словам, региональному минздраву удалось наладить бесперебойные поставки медикаментов. Теперь проблемы получения необходимых препаратов возникает на уровне «врач-пациент».
Представители краевого минздрава и аппарата уполномоченного по правам человека провели телефонную прямую линию по вопросам лекарственного обеспечения, ставшую уже традиционной для Перми. В этом году она не вызвала такого ажиотажа, как в предыдущие. За час работы линии на нее поступило всего четыре звонка и все они касались организационных вопросов в конкретных медучреждениях. Добиться таких успехов удалось благодаря изменению системы закупки лекарственных препаратов.
«Раньше мы закупали медикаменты поквартально и многое зависело от поставщиков, от того как они выполнят свои обязательства, из-за этого возникали разрывы в поставках, особенно в конце и начале года, – рассказала заместитель министра здравоохранения Пермского края Людмила Чудинова. – Сейчас мы перешли на годовой закуп и уже в первом квартале 2015 года почувствовали положительные изменения. Закупка препаратов на 2015 год началась уже в июле 2014 года. Благодаря этому уже в декабре все лекарственные препараты на первый квартал 2015 года были завезены на краевые фармсклады. Сейчас мы можем сказать, что льготное лекарственное обеспечение на 2015 год организовано полностью».
Эти слова подтвердила и уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, которая отметила, что количество жалоб значительно уменьшилось. В тоже время они стали более детальными и обнаруживают проблемы, которые требуют оперативного решения.
«Вы наверняка помните, как ровно год назад нам приходилось экстренно собирать поставщиков и всех ответственных за выписку лекарств, на совещание у председателя краевого правительства, – напомнила обмудсмен. – Сейчас такого катастрофического положения нет, мы видим положительные результаты проделанной работы. Об этом можно судить, в том числе, по уменьшению количества жалоб в первом квартале этого года. При этом жалобы стали более предметными. Сейчас мы совместно с краевым минздравом создаем оперативную рабочую группу, которая будет два раза в месяц анализировать жалобы по лекарствам и другим медицинским проблемам. Задача группы – выявлять и оперативно устранять системные проблемы в краевом здравоохранении».
Те обращения, которые поступили на прямую линию, были взяты под контроль минздрава. Часть из них удалось решить на месте в режиме «ручного управления». К примеру, первый обратившийся мужчина пожаловался, что врачи поликлиники №1 на шоссе Космонавтов отказываются выписывать ему необходимый препарат, который он получает уже несколько месяцев. Ему ответили, что нужное лекарство поставлено в Пермский край полностью и пообещали разобраться в ситуации. Специалисты министерства связались с руководством поликлиники и главврач пообещал сегодня же пригласить пациента за рецептом, а также обсудить с ним индивидуальный план лекарственного обеспечения. Естественно возник вопрос, почему для решения таких мелких проблем требуется вмешательство минздрава.
«Нам удалось отладить общую систему лекарственного обеспечения края но вопросы на уровне первичного звена «врач-пациент» по-прежнему остаются актуальными, – пояснила Людмила Чудинова. – Сейчас министерство совместно с НП «Фармацевты Прикамья» и пациентским советом создает рабочую группу по анализу организации лекарственного обеспечения непосредственно в поликлиниках. В прошлом году у нас уже был такой опыт, когда рекомендации по улучшению льготного лекарственного обеспечения давали сами пациенты. В этом году мы продолжим эту работу. Так же мы запускаем пилотную образовательную программу по повышению фармацевтической грамотности пациентов. Потому что многие люди привыкли принимать одно и тоже лекарство и не знают, что препарат с другим названием, это тоже самое но в другой упаковке. Отсюда возникают определенные конфликты у которых еще нет отлаженного алгоритма решения».
В рамках образовательной программа планируется установить в поликлиниках инфоматы, где любой посетитель сможет найти информацию об аналогах выписанного лекарства. Врачи тоже будут рассказывать пациентам о взаимозаменяемых препаратах.