Из 40% россиян, столкнувшихся с врачебной ошибкой, только 7% обращались за помощью к медицинским страховым компаниям. Таковы результаты исследования ВЦИОМ, посвященного проблемам страховой медицины. Большинству опрошенных никогда не приходилось отстаивать свои пациентские права. Вместе с тем остается загадкой, куда идут оставшиеся 33%, которые становились жертвами некачественного лечения. Doctor.59.ru выяснял, к кому пациент может обратиться за помощью.
Уровень первый. Больничный
Порой конфликты между врачом и пациентом возникают из-за пустяков. Неосторожно сказанное слово, невнимательность, длинные очереди не добавляют оптимизма больному. Однако это не повод обращаться в прокуратуру.
«Большая часть медицинских жалоб, которые поступают в контролирующие и надзорные органы, связана с организацией работы медучреждений. Подобные вопросы находятся в компетенции главного врача, поэтому решать их лучше с ним, – рассказали в Федеральном фонде ОМС. – Обратиться к руководителю медучреждения можно напрямую либо через письменное заявление. Во втором случае пациенту обязаны предоставить письменный ответ с указанием, какие меры приняты или не приняты для решения спорной ситуации. Если решение не устраивает заявителя, то ответ главврача можно приложить к обращению в вышестоящие инстанции».
В крайнем случае гражданин может воспользоваться правом на смену лечащего врача. Порядок этой процедуры был утвержден Минздравом РФ в 2012 году. Для замены специалиста необходимо обратиться с письменным заявлением на имя главного врача и указать причину своего недовольства. Кстати, она может быть любой, начиная от неудобного графика работы доктора, заканчивая утратой доверия. В трехдневный срок руководство клиники обязано ознакомить заявителя со списком имеющихся специалистов, их квалификацией и графиком работы. После этого пациент выбирает врача, который ему больше понравится. Однако доктор имеет право отказаться брать на лечение еще одного больного.
Уровень второй. Страховой
Здесь проблемы уже посерьезнее, например, отказ в госпитализации, неверно назначенное лечение или требование денег за бесплатные процедуры. В подобных ситуациях на помощь пациенту приходят страховые компании и фонд ОМС. По заявлению гражданина они обязаны провести экспертизу работы врачей. Если проверка обнаружит нарушения (незаконное требование оплаты услуг, оказание медицинской помощи в нарушение стандартов. – Прим. авт.), то медучреждение оштрафуют. Но для пациента это сомнительная выгода. Все, что он получит, это экспертное заключение, которое можно использовать для доказательства своей правоты в суде, а впридачу испорченные отношения с медперсоналом. Еще один нюанс – проверка оказанной помощи проводится по документам, а в бумагах все может быть иначе, чем в реальности. Кроме того, при желании ошибки можно найти везде.
«Страховщики не интересуются конечным результатом лечения, они являются неким посредником между медицинской организацией и фондом ОМС, – считает директор фонда независимого мониторинга здравоохранения «Здоровье» Эдуард Гаврилов. – Заработная плата и премии у экспертов страховых медицинских компаний зависят от объема снятых средств с медицинских учреждений. Приходя в поликлинику или больницу, эксперт заинтересован лишь в том, чтобы найти как можно больше дефектов, причем не в лечении больного, а в заполнении документации».
Уровень третий. Министерский
Одновременно с обращением в страховую компанию можно написать заявление в местные органы власти: региональное министерство или департамент здравоохранения. В обращении необходимо подробно описать ситуацию и свои претензии, закончив его примерно так: «прошу разобрать данный случай, принять меры и предоставить ответ в установленные законом сроки». Писать лучше сразу на имя министра или начальника департамента. Отправлять заказным письмом с уведомлением либо через Интернет. В течение месяца с момента получения бумаги чиновники обязаны дать письменный ответ.
Преимущества такого обращения в следующем:
эксперты министерства, являясь врачами, могут дать квалифицированную оценку действиям медперсонала;
чиновники могут попросить объяснений у руководителя лечебного учреждения;
министерство может направить пациента к другому, более опытному специалисту, для прохождения лечения.
Уровень четвертый. Федеральный
Если в местных органах самоуправления вашу проблему решить не смогли либо она выходит за рамки их полномочий, то нужно идти по цепочке дальше и обращаться в Министерство здравоохранения РФ. Порядок обращения такой же, как и в региональные ведомства. Сейчас эта процедура максимально упрощена. Написать заявление на имя министра здравоохранения России можно через интернет-приемную на официальном сайте Минздрава РФ.
Уровень пятый. Надзорный
Пообщавшись с главврачом, страховщиками и чиновниками, мы можем обнаружить, что вопрос так и остался нерешенным. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали – с обращения в надзорные и контролирующие организации: прокуратуру и Росздравнадзор. Первая ищет в работе медиков нарушение законов, особенно если это нарушение привело к ухудшению здоровья пациента, например, неоказание своевременной помощи или необоснованный отказ в госпитализации. Вторые оценивают качество проведенного лечения и его соответствие установленным стандартам медицинской помощи, то есть выявлением пресловутых врачебных ошибок.
Кстати, на этот уровень можно отнести обращения к омбудсмену, который занимается в том числе защитой прав пациентов.