«Вызвала маме врача на дом, а он не пришел», – негодует жительница Перми Евгения. Вместо этого из поликлиники перезвонили и назначили лечение по телефону. К счастью все обошлось, но были случаи, когда люди погибали, не дождавшись прихода доктора на вызов. В сути проблемы разбирался корреспондент Doctor.59.ru.
Вечером 11 августа пермячка Татьяна Ч. почувствовала сильные боли в спине и ноге. Привычные обезболивающие не помогали и к утру боль стала сильнее. Женщина позвонила в районную поликлинику и вызвала врача на дом. В регистратуре сказали, что участковый будет после обеда. Но вместо этого в середине дня раздался телефонный звонок.
«Позвонила врач, сказала, что наш участковый на больничном, а она ее замещает и работает на другом участке, – рассказала дочь Татьяны Евгения. – У мамы спросили, нужен ли ей больничный лист. Она ответила, что нет, так как она пенсионерка. Тогда спросили, для чего вызвали врача. Мама объяснила, что болит спина, невозможно ходить и ей надо знать, как лечиться, или хотя бы как снять это острое состояние. Еще она уточнила, что это уже не впервые, но раньше таких сильных болей не было. Врач сказала, что с этой проблемой надо обращаться к невропатологу, продиктовала название обезболивающего, которое должно снять острые симптомы и посоветовала записаться на прием к специалисту. На этом консультация закончилась».
В поликлинике отказались давать комментарии на этот счет, сославшись на регламент, и порекомендовали обратиться в краевой Минздрав. В ведомстве признали, что стандарты оказания медицинской помощи были нарушены.
«В отдельных случаях, когда пациенту требуется справочная информация, например, уточнить дозировку лекарства, телефонные консультации допустимы, – говорит замминистра здравоохранения Пермского края Павел Штэфан. – Но в описанной ситуации, когда пациент обращался в поликлинику с конкретной жалобой, алгоритм работы был нарушен. Врач обязан прийти на вызов, оценить состояние пациента, осмотреть, собрать жалобы, и уже на основании этой информации принять решение. Назначить лечение, дать направление на прием специалиста, либо вызвать специалиста на себя. Возможно, состояние больного требует экстренной госпитализации, варианты могут быть разные, и выбрать правильный можно, только видя человека. Проводить диагностику по телефону, тем более назначать лечение, неправильно, это грубое нарушение».
Однако сами пациенты не склонны винить врачей в случившемся. Ведь ни для кого не секрет, что поликлиники испытывают острый дефицит кадров. По словам экспертов, это характерно не только для Пермского края, но и для всей страны в целом.
«Нехватка кадров по России составляет примерно 60%, – рассказал руководитель крупного пермского медцентра (фамилия и имя не публикуются по просьбе спикера – Прим. ред.). – В Пермском крае ситуация относительно неплохая. Коэффициент совместительства у нас – 1,5, то есть, большинство врачей работает на полторы ставки. При том, что в ряде регионов этот коэффициент равняется двум. Но представьте, если один доктор уходит на больничный или в отпуск, то его работу делят между коллегами. Получается 1,5 ставки своих, плюс еще как минимум половина, вот и выходит две, а то и две с половиной. Причем в ближайшие годы ситуация будет только ухудшаться. Треть врачей, работающих сейчас, уже достигли пенсионного возраста и могут уйти в любой момент. Еще порядка 40% специалистов – это люди старше 51 года. Талантливая молодежь надолго не задерживается, уходит в коммерческие клиники, региональные и федеральные медцентры. Параллельно с этим идут сокращения медработников. Я не знаю, на что рассчитывает власть, но ситуация складывается все более пугающая».
Добавим, что описанная ситуация – не первая в этом году. Достаточно вспомнить недавний случай в поселке Частые, где два человека скончались, не дождавшись прихода врача на вызов. Если верить мнению нашего эксперта, то в скором времени число подобных инцидентов может увеличиться.